Решение по делу № 2-1326/2021 от 29.07.2021

Дело УИД42RS0033-01-2021-002518-11

№ 2-1326/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области

в составе судьи Тихоновой Л.Г.,

при секретаре Матуновой А.П.,

с участием истцов Гриб А.В., Гриб Е.В.,

представителя истцов Гриб А.В., Гриб Е.В., Мальцева Л.А. – адвоката Бункиной Н.Ю., действующей на основании ордера,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

11 ноября 2021 года

гражданское дело по иску Гриб ФИО10, Гриб ФИО11, Мальцева ФИО12 к администрации города Прокопьевска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма, мотивировав тем, что они зарегистрированы и проживали в квартире по <адрес>8, которая находилась в муниципальной собственности, была предоставлена Гриб (до заключения брака Мальцевой) А.В., Мальцеву Л.А. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Истец Гриб Е.В. проживала в квартире с 2002 года. На 2005 год износ дома по <адрес> составлял 72%, истцы обращались к ответчику о признании дома аварийным. В 2005 году они были вынуждены выехать, т.к. проживать в доме стало небезопасно, дом стали разбирать неизвестные лица и в настоящее время дома не существует. В 2013 году истцы были поставлены администрацией <адрес> на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ их очередь . Другого жилья они не имеют.

Истец Мальцев Л.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Истцы Гриб А.В., Гриб Е.В., представитель истцов - адвокат Бункина Н.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Гриб А.В. пояснила, что квартиру по <адрес>8 занимали на основании ордера, договор социального найма не переоформляли, до настоящего времени прописаны в спорном жилом помещении. С 2005 -2006 года, когда проживать в жилом помещении стало небезопасно, они выехали. Во время проживания неоднократно обращались к ответчику в связи с непригодными для проживания условиями, зимой постоянно перемерзал водопровод, в 2003 году после землетрясения отошла стена, но никаких мер со стороны ответчика принято не было, сами меняли электропроводку, единственное, что сделал ответчик – отменил квартплату.

Представитель истцов – адвокат Бункина Н.Ю., считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика администрации города Прокопьевска в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.

Свидетель ФИО6 пояснила, что проживала в <адрес> по соседству с истцами также до 2005-2006 года. Условия были непригодными для проживания: зимой перемерзала вода, не было электроэнергии, соседи выезжали и их квартиры разрушали, там собирались посторонние лица. Последними из этого дома выехали истцы, дом разобрали. Ей в 2013 году на основании решения суда администрацией <адрес> было предоставлено взамен утраченного другое жилое помещение.

Выслушав истцов, их представителя, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

Также согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу положений статей 55, 68 ГПК РФ, объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.

В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Аналогичное положение установлено в статье 10 ЖК РСФСР: никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в определении от 05.03.2009 года № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Конституция РФ возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации статьей 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом субъекта РФ и признанные нуждающимися в жилых помещениях, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Положения пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления гражданину, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Статьей 85 ЖК РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Как следует из частей 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции РФ) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 ЖК РФ исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Таким образом, предоставление в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

В судебном заседании установлено, что истцы Мальцев Л.А., Гриб А.В., Гриб Е.В., а также Гриб В.В. зарегистрированы в жилом помещении по <адрес>8 в <адрес>, а именно, Мальцев Л.А., Гриб А.В. зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ, Гриб Е.В. - с ДД.ММ.ГГГГ, Гриб В.В. – ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (л.д. 8).

Данное жилое помещение предоставлено истцу Мальцевой (после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ Гриб) А.В. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве членов семьи нанимателя включен сын Мальцев Л.А. (л.д. 20). Истец Гриб Е.В., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по месту жительства по <адрес>8 с ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем, как пояснили истцы, договор социального найма они не оформляли (не заключали).

Согласно информации, представленной ответчиком, дом по <адрес>, 1950 года постройки, двухэтажный, 8-ми квартирный, аварийным и подлежащим сносу Межведомственной комиссией не признавался, администрацией города Прокопьевска не принимала решений о сносе данного дома. От жильцов <адрес> заявлений и документов в МВК не поступало. Дом по <адрес> состоит в сводной ведомости ветхого муниципального жилищного фонда (л.д. 91, 25).

Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> сообщил, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> значатся в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Прокопьевский городской округ <адрес> – Кузбасса» (л.д. 92, оборот).

ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса» филиал БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа представило информацию, что на август 2005 года квартира по <адрес>8 в <адрес> имеет общую площадь 46, 3 кв. м., износ составляет 72%, на июль 2012 года было установлено, что дом по <адрес> и надворные постройки снесены, технический паспорт на указанный жилой дом предоставить не представляется возможным (л.д. 15, 21, 40, 65).

При таких обстоятельствах, не смотря на то, что МВК не принимало решений (заключений) о признании дома аварийным и подлежащим сносу, суд считает, что спорное жилое помещение, не может быть отнесено к категории жилых по причине его отсутствия, поэтому предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен снесенного (разрушенного) не может быть поставлено в зависимость от очередности предоставления жилого помещения исходя из времени принятия истцов на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно сведениям администрации <адрес>, истец Гриб А.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ на основании п.п. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях». Состав семьи 3 человека: Гиб А.В., Гриб Е.В., Мальцев Л.А., общая очередь – (л.д. 91 оборот).

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Поставив истцов на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ответчик тем самым признал, что истцы лишились единственного жилого помещения по <адрес>8 в <адрес>.

По данным филиал БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа истцы в приватизации жилых помещений на территории <адрес> и <адрес> не участвовали (л.д. 13, 14, 78).

Согласно представленных справок Росреестра истцы Гриб А.В., Гриб Е.В., Мальцев Л.А. иных жилых помещений пригодных для проживания в собственности не имеют.

Как пояснила свидетель ФИО6 ей, как проживавшей в <адрес> в 2013 году было предоставлено жилое помещение по решению суда.

Таким образом, дом по <адрес> был разрушен (снесен), однако истцам жилое помещение предоставлено не было, тем самым они были лишены единственного жилого помещения, а ответчик не предоставил взамен другого жилого помещения пригодного для проживания и соответствующего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03.11.2009 № 1368-О-О и от 29.05.2012 № 928-О, часть 1 ст. 89 Кодекса РФ, гарантирующая обеспечение другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Доказательств того, что материально истцы обеспечены жильем на каком-либо праве, в судебное заседание ответчиком не представлено.

При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, суд исходит из того, что обеспечение жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые подлежат сносу, носит компенсационный характер, поскольку преследует цель не улучшение жилищных условий, а сохранение имеющейся обеспеченности граждан жильем.

Статья 89 ЖК РФ определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения: жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта, отвечать требованиям ч. 2 данной статьи по числу комнат. Эти требования являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление жилого помещения выселяемым гражданам недопустимо.

Поскольку истцы занимали жилое помещение по <адрес>8 которое, как усматривается из ордера от ДД.ММ.ГГГГ и справки филиала БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа является квартирой общей площадью 46,3 кв. м., суд обязывает администрацию <адрес> предоставить истцам вне очереди другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в черте <адрес>, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 46,3 кв. м.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гриб ФИО13, Гриб ФИО14, Мальцева ФИО15 к администрации города Прокопьевска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию города Прокопьевска предоставить Гриб ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ, уроженке <адрес>, Гриб ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ уроженке <адрес>, Мальцеву ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, уроженцу <адрес>, вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, в черте гор. Прокопьевска, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ранее занимаемого 46,3 кв. м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через суд вынесший решение, т.е. Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                  Л.Г. Тихонова

Мотивированное решение изготовлено 15.11.2021 года.

Судья                                                                                                  Л.Г. Тихонова

2-1326/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Мальцев Леонид Александрович
Гриб Алена Викторовна
Гриб Екатерина Владимировна
Ответчики
администрация города Прокопьевска
Другие
Гриб Владимир Валерьевич
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Судья
Тихонова Л.Г. - Председатель суда
Дело на странице суда
centr.kmr.sudrf.ru
29.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2021Передача материалов судье
02.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Подготовка дела (собеседование)
16.09.2021Подготовка дела (собеседование)
16.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2021Судебное заседание
10.11.2021Судебное заседание
15.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее