Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Мусс Д.А.
с участием прокурора ФИО13
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
16 сентября 2022 года гражданское дело по иску Гадисовой ФИО14 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Коми о признании заключения служебной проверки и заключения о нарушении условий контракта незаконными, признании незаконным и отмене приказа о расторжении контракта, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
установил:
Гадисова ФИО15 обратилась в суд к УФСИН по РК, указывая, что с ** ** ** проходила службу в <данные изъяты>, с ** ** ** в должности <данные изъяты>. Приказом №... от ** ** ** служебный контракт расторгнут, истец уволена со службы по <данные изъяты>». Считает незаконными заключение о результатах служебной проверки, заключение о нарушении условий контракта и приказ об увольнении, поскольку вменяемых ей нарушений условий служебного контракта не совершала; нарушен порядок проведения служебной проверки, выводы комиссии носят надуманный характер. Служебная проверка проведена лицами, которым ее проведение не поручалось; заключение по результатам служебной проверки не подписано всеми членами комиссии, не от всех участников получены объяснения. В этой связи, с учетом последующих изменений и дополнений, просит суд:
1. Признать незаконным заключение служебной проверки <данные изъяты> от ** ** ** о нарушении Гадисовой ФИО16 требований:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
2. Признать незаконным заключение о нарушении условий контракта <данные изъяты> от ** ** ** в отношении Гадисовой ФИО17
3. Признать приказ УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** №... о расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнение со службы <данные изъяты> Гадисовой ФИО18 незаконным;
4. Восстановить Гадисову ФИО19 на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в должности <данные изъяты>;
5. Восстановить Гадисовой ФИО20 с ** ** ** квалификационное звание <данные изъяты>
6. Взыскать с УФСИН России по Республике Коми в пользу истца Гадисовой ФИО21. денежное довольствие, включая ежемесячную премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей, надбавок за классность, за время вынужденного прогула с ** ** ** по день вынесения судом решения о восстановлении на службе;
7. Взыскать с УФСИН России по Республике Коми в пользу Гадисовой ФИО22 компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец и её представитель настаивают.
Представитель ответчика с иском не согласна по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения сторон и показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы служебной проверки, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявленные требования удовлетворению не подлежат; суд приходит к следующему.
В силу статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющие гарантии свободного труда, корреспондируют к положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 его ст. 6, признают право на труд, включающий право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению данного права.
Отсюда, незаконное увольнение влечет нарушение основных прав человека в сфере труда, влияет на его деловую репутацию, приводит к снижению уровня квалификации вследствие перерыва (часто длительного) в профессиональной деятельности, вызывает иные негативные последствия.
Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, указывающей, что особенности правового регулирования отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами, правовой статус сотрудников УИС регламентируется и конкретизируется в Федеральном законе от 19.07.2018 № 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Положениями п. 12 и п. 14 ст. 12 Федерального закона № 197-ФЗ предусмотрено, что сотрудник УИС обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника; уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
Согласно статьи 13 Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен: соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики; проявлять корректность, уважение, вежливость и внимательность по отношению к гражданам и должностным лицам; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
На сотрудника распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18, 20 - 20.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 19.07.20 18 № 197-ФЗ).
В пунктах 5, 8, 13 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-Ф3 закреплено, что гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
В силу подпунктов "ж", "к" п. 8 Приказа ФСИН РФ от 11.01.2012 № 5 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы" сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС.
Несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, является грубым нарушением служебной дисциплины (п. 1 ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ).
Установлено, что с ** ** **Гадисова ФИО23 проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы на различных должностях, приказом УФСИН по РК от ** ** ** №... назначена <данные изъяты>
** ** ** между ФСИН России и Гадисовой ФИО24 был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ №..., в соответствии с которым Гадисова ФИО25 приняла на себя обязательства: <данные изъяты>
** ** ** <данные изъяты> возбуждено уголовного дела №... в отношении Гадисовой ФИО26 по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты>
** ** ** информацияо возбуждении в отношении Гадисовой ФИО27 уголовного дела <данные изъяты> поступила в УФСИН России по РК.
Приказами УФСИН по РК от ** ** ** №..., от ** ** ** №... в отношении Гадисовой ФИО28 назначена служебная проверка по фактам, изложенным в постановлении <данные изъяты> от ** ** **.
Приказом УФСИН от ** ** ** №... (с изменениями, внесенными приказом от ** ** ** №... Гадисова ФИО29. временно отстранена от исполнения служебных обязанностей по замещаемой должности на период проведения служебной проверки.
Согласно заключению о результатах служебной проверки, утв. <данные изъяты> УФСИН ** ** **, Гадисовой ФИО30 допущено нарушение требований <данные изъяты> Контракта о службе в УИС, заключенного ** ** ** между УФСИН и Гадисовой ФИО31, выразившихся в несоблюдении требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия прохождения службы в УИС, несоблюдении ограничений, запретов, обязанностей и требований, установленных ст. 18 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», требований №... Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от ** ** ** №..., а именно в совершении правонарушения, порочащего честь, достоинство и нравственный облик сотрудника УИС.
Приказом УФСИН России по РК №... от ** ** ** «О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации Гадисовой ФИО32.»контракт №... от ** ** ** расторгнут, истец уволена со службы ** ** **по основаниям, предусмотренным №... ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В этой связи, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2013 года № 21-П).
По смыслу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года № 17-П, лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный в том числе на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников добросовестному исполнению ими условий служебного контракта.
Как любое соглашение, контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе предполагает неукоснительное соблюдение его положений, возлагающих на сотрудника обязательства проходить службу на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, а также непосредственно положениями контракта, соблюдать Присягу и правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предусмотренные ими требования, а также предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности.
Безусловное соблюдение служебного контракта необходимо для обеспечения эффективного функционирования правового механизма исполнения наказаний, имеющего целью не только подчинение установленному законом порядку отбывания наказаний, но и достижение целей предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также определение средств исправления осужденных и оказание им помощи в социальной адаптации. Поэтому в интересах службы законодатель вправе - действуя в рамках своей дискреции - установить специальные основания прекращения служебных отношений с теми сотрудниками, которые допускают нарушения условий контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
Пункт 14 части 2 статьи 84 ФЗ № 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", предусматривает возможность увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с нарушением условий контракта сотрудником.
Как следует из должностной инструкции <данные изъяты> подписанной Гадисовой ФИО33., к обязанностям последней отнесены, в т.ч.: <данные изъяты>
Доказано также, что в период времени с ** ** ** по ** ** ** <данные изъяты> Гадисова ФИО34. лично и опосредованно через <данные изъяты> №... ... ФИО6, поставила условие осужденным ФИО7, ФИО1 и ФИО2, планировавшим направить документы для рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы, о необходимости приобретения за их личные денежные средства инструмента и строительных материалов, предназначенных для ремонта объектов участка ..., после выполнения которого, обещала подготовить им положительные характеристики, необходимые для решения вопроса об их условно-досрочном освобождении в пользу последних.
В вышеуказанный промежуток времени осужденными ФИО7, ФИО3, ФИО2 приобретены за личные денежные средства и переданы на территорию ... различные товарно-материальные ценности на общую стоимость более 70 000 рублей, после чего ими осуществлены ремонтные работы в помещениях ...
Кроме того, имели место факты приобретения иными осужденными и их родственниками товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения работ по ремонту на участке ...
Таким образом, доводы истца о том, что вменяемого дисциплинарного проступка не совершала, опровергаются как письменными материалами дела, так и материалом служебной проверки, к которой приобщены копии материалов уголовного дела.
В этой связи, по мнению суда, совершенные Гадисовой ФИО36 действия создали ситуацию, которая посягает на авторитет и репутацию учреждения УИС, что не должно допускаться сотрудником в силу №... ст. 13 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ.
В то же время, довод стороны истца о том, что решение по уголовному делу в отношении Гадисовой до настоящего времени правоохранительными органами не принято, следственных действий с истцом в течение длительного времени не проводится, обвинение последней не предъявлено; на суть настоящего спора не влияет, поскольку дисциплинарный проступок, в т.ч. коррупционный, является самостоятельным основанием для привлечения к ответственности в виде увольнения. Следовательно, уголовно-процессуальные действия, в т.ч. задержание, возбуждение уголовного дела, предъявление обвинения и вынесение обвинительного приговора, не являются обязательным условием для наступления дисциплинарной ответственности в связи с коррупционным проступком.
На основании вышеизложенного, по мнению суда, у ответчика имелись основания для увольнения истицы по №... ст. 84 Закона № 197-ФЗ в связи с нарушением условий контракта сотрудником, так как данное основание увольнения соответствует тем фактическим обстоятельствам, которые послужили его причиной, и обусловлено интересами службы и особым правовым статусом Гадисовой ФИО37 как сотрудника уголовно-исполнительной системы, к которым предъявляются повышенные требования.
Проверяя доводы истца о нарушении ответчиком порядка увольнения, суд учитывает следующее.
Статьей 54 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ предусмотрено, что служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения.
Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка: 1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; 2) имеет право: а) представлять заявления, ходатайства и иные документы; б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований.
В целях упорядочения организации проведения служебных проверок и наложения дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы приказом Минюста России от 31.12.2020 № 341 утвержден Порядок проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в соответствии с которым при проведении служебной проверки должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; фактов и обстоятельств применения (использования) сотрудником физической силы, специальных средств и оружия; обстоятельств получения сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, гибели (смерти) сотрудника; фактов и обстоятельств нарушения условий контракта; наличия вины сотрудников за дисциплинарный проступок или степени вины каждого из них в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, нарушению условий контракта; обстоятельств, имеющих значение для обоснованного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности; наличия, характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в УИС (п. 3).
Основанием для проведения служебной проверки является в том числе возбуждение в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении.
Источниками информации, содержащими основания для проведения служебной проверки, являются поступившие в учреждения, органы УИС сведения (сообщения, данные) о дисциплинарном проступке или о происшествии с участием сотрудника, об обстоятельствах, препятствующих прохождению сотрудником службы в УИС. Решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов УИС, не позднее 14 дней со дня, когда им стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки (п. 6).
Служебная проверка поручается подразделению, к компетенции которого относится проведение служебных проверок, или кадровому подразделению учреждения, органа УИС. Комиссия формируется в составе трех и более работников УИС. Из членов комиссии назначаются: председатель комиссии и заместитель председателя комиссии, который в отсутствие председателя комиссии исполняет его обязанности (п. 9).
Председатель комиссии: организует работу комиссии и несет ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения служебной проверки; определяет задачи для членов комиссии; оказывает членам комиссии методическую помощь по сбору, обобщению и анализу изучаемых в ходе служебной проверки материалов; обеспечивает своевременность и правильность проведения служебной проверки с соблюдением требований законодательства Российской Федерации; организует и координирует взаимодействие членов комиссии, осуществляет контроль за их работой; организует направление запросов о представлении необходимых документов, материалов и информации с целью установления фактов и обстоятельств, относящихся к проводимой служебной проверке; организует обеспечение сохранности документов и материалов служебной проверки, соблюдение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и защите персональных данных; организует в срок, установленный для проведения служебной проверки, информирование сотрудника, в отношении или по рапорту которого проводится служебная проверка, об издании приказа (распоряжения) о проведении служебной проверки; организует подготовку заключения и его представление на утверждение должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки; организует через членов комиссии или иных должностных лиц на основании письменного ходатайства сотрудника, в отношении или по рапорту которого проводилась служебная проверка, ознакомление его под подпись с заключением; организует через членов комиссии или иных должностных лиц ознакомление под подпись сотрудника с приказом о наложении дисциплинарного взыскания; вносит руководителям учреждений, органов УИС связанные со служебной проверкой предложения, в том числе об отстранении сотрудника от замещаемой должности на время проведения в отношении него служебной проверки (п. 10).
Члены комиссии имеют право: опрашивать устно очевидцев дисциплинарного проступка, гибели (смерти), причинения вреда сотруднику, а также других лиц, обладающих необходимой информацией, относящейся к проводимой служебной проверке; предлагать лицам, в отношении или по рапорту (заявлению) которых проводится служебная проверка, лицам из числа очевидцев, а также другим лицам, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения на имя должностного лица, издавшего приказ о проведении служебной проверки; выезжать на место совершения дисциплинарного проступка, правонарушения или происшествия, в том числе в служебную командировку, для выяснения вопросов, относящихся к предмету служебной проверки; запрашивать и знакомиться с документами, материалами и предметами, относящимися к проводимой служебной проверке; привлекать к служебной проверке должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации, заключения; применять технические средства для документирования фактов совершенного дисциплинарного проступка (п. 11).
Члены комиссии в зависимости от предмета служебной проверки обязаны: своевременно докладывать председателю комиссии о поступивших заявлениях (ходатайствах) и информировать лиц, подавших эти заявления (ходатайства), о результатах их рассмотрения; документально подтвердить (опровергнуть) факты и обстоятельства совершения сотрудником дисциплинарного проступка; установить факты и обстоятельства нарушения условий контракта; документально подтвердить (опровергнуть) наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в УИС; определить наличие вины сотрудника или в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами степень вины каждого из них и обстоятельства, влияющие на характер ответственности сотрудника, исключающие или подтверждающие, смягчающие или отягчающие его вину (вину нескольких лиц); установить причины и условия, способствовавшие совершению сотрудником дисциплинарного проступка, нарушения условий контракта; определить наличие, характер и размер вреда (ущерба), нанесенного сотрудником в результате совершения им дисциплинарного проступка; установить обстоятельства получения сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, гибели (смерти) сотрудника; изучить личное дело сотрудника, в отношении или по рапорту которого проводится служебная проверка; осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; проинформировать сотрудника, в отношении или по рапорту которого проводится (проводилась) служебная проверка в установленный пунктом 17 Порядка срок, об издании приказа (распоряжения) о ее проведении; по поручению председателя комиссии ознакомить под подпись сотрудника, в отношении или по рапорту которого проводилась служебная проверка, с заключением, а в случае отказа от ознакомления составить об этом акт и приобщить его к материалам служебной проверки; по поручению председателя комиссии довести до сотрудника под подпись приказ (выписку из приказа) о наложении на него дисциплинарного взыскания, а в случае его отказа от ознакомления составить об этом акт и приобщить его к материалам служебной проверки; приобщить к материалам служебной проверки копии либо оригиналы служебных документов, в том числе изъятых, с составлением акта об изъятии; обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки (п.13).
Членам комиссии запрещается совершать процессуальные действия, отнесенные к компетенции органов дознания и (или) предварительного следствия (п. 14).
Заключение подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа УИС или уполномоченным руководителем, принявшим решение о проведении служебной проверки. При несогласии члена комиссии с содержанием отдельных положений заключения или заключением в целом оно подписывается членом комиссии с отметкой: «с особым мнением», которое излагается в приобщаемом к заключению рапорте (заявлении) члена комиссии. Датой завершения служебной проверки является дата подписания членами комиссии заключения. Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня завершения служебной проверки заключение представляется должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки. Указанное должностное лицо не позднее чем через 5 рабочих дней со дня представления заключения принимает решение об утверждении заключения либо о продлении служебной проверки по основаниям, предусмотренным пунктом 19 Порядка. Сотрудник, в отношении или по рапорту которого проводилась служебная проверка на основании поданного письменного ходатайства, имеет право ознакомиться с утвержденным заключением. Ознакомление сотрудника с заключением производится членом (членами) комиссии не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации такого ходатайства (п. 21).
Приказ о наложении дисциплинарного взыскания должен быть издан не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке. С приказом учреждения, органа УИС о наложении дисциплинарного взыскания сотрудник должен быть ознакомлен под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания (п. 22).
Таким образом, законом установлен ряд норм, касающихся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих право утверждать ее результаты, нормы о сроках проведения служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка.
Отдельные же недостатки при проведении служебной проверки и оформлении ее результатов, то есть формальные нарушения, не могут служить безусловным основанием для признания недействительным заключения по результатам служебной проверки.
Оспаривая законность увольнения, сторона истца ссылается на нарушение порядка его проведения, в частности, многочисленные нарушения, допущенные работодателем при проведении служебной проверки, результаты которой послужили основанием для расторжения служебного контракта.
Между тем, по мнению суда, таковых нарушений со стороны УФСИН по РК допущено не было.
В частности, доводы Гадисовой ФИО38 о нарушении ответчиком процедуры проведения служебной проверки, о необъективном и не всестороннем расследовании, не установлении вины истца, факта совершения проступка, не установлении отягчающих и смягчающих обстоятельств, не разъяснении прав при проведении служебной проверки, отклонены судом как несостоятельные, поскольку в материалах проверки имеются объяснения истца от ** ** **, собственноручно подписанные Гадисовой. Письменное объяснение приобщено к материалам служебной проверки.
При этом, по мнению суда, само по себе то обстоятельство, что объяснения от истца получены не членом комиссии, а <данные изъяты> ФИО4, не может являться основанием для признания служебной проверки незаконной, т.к. оценку таким объяснениям давала исключительно комиссия по проведению служебной проверки, а сам Порядок по проведению служебных проверок не содержит запрета на взятие объяснения в рамках служебной проверки не членами комиссии.
Доводы истца о необъективности служебной проверки, выразившиеся, по мнению Гадисовой ФИО39, в том, что её объяснения были взяты, и материалы служебной проверки собирались лицом, находящимся в непосредственном подчинении <данные изъяты> УФСИН России по РК, с которым у неё сложились личные неприязненные отношения, не могут быть приняты во внимание; поскольку проверка информации, поступившей из <данные изъяты> проводилась <данные изъяты>; а доказательств личной заинтересованности <данные изъяты> ФИО4 в привлечении Гадисовой ФИО40 к дисциплинарной ответственности при формировании выводов и предложений по результатам проверки суду не представлено.
Ссылка истца на то обстоятельство, что заключение служебной проверки подписано не всеми членами комиссии, не влекут признание служебной проверки и увольнения истца со службы незаконными, поскольку п. 9 Порядка предусмотрено, что комиссия формируется в составе трех и более работников УИС. В этой связи, принимая во внимание, что оспариваемое заключение подписано тремя и более членами комиссии, оно не может быть признано незаконным и тем более не может повлечь признание незаконным увольнение истца по указанным выше обстоятельствам.
Доводы Гадисовой ФИО41 о наличии в заключении служебной проверки ничем не подкрепленных выводов комиссии, что материалы служебной проверки не содержат бесспорных доказательств дисциплинарного проступка, являются лишь субъективным мнением последней. Кроме того, Гадисова ФИО42 не вправе определять круг вопросов, подлежащих проверке комиссией по проведению служебной проверки.
Само по себе ознакомление истца с заключением служебной проверки после издания приказа об увольнении со службы, основанием для признания заключения служебной проверки незаконным не является; т.к. о грубых нарушениях при проведении служебной проверки не свидетельствует, права истца этими обстоятельствами не нарушены, при проведении проверки истец давала объяснения, им дана надлежащая оценка, проверка проведена полно и объективно. Суд при рассмотрении спора, пришел к таким же выводам, как и ответчик в заключении служебной проверки.
При этом судом учитывается также, что право лица, в отношении которого проводилась служебная проверка ознакомиться по окончании служебной проверки с заключением и другими материалами служебной проверки в части, его касающейся, предусмотренное п. 15 Порядка, корреспондирует к п. 21, согласно которому сотрудник в отношении которого проводилась служебная проверка имеет право знакомиться в утвержденным заключением. Ознакомление сотрудника с заключением производится не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации такого ходатайства. Таким образом, на основании поданного Гадисовой заявления об ознакомлении с заключением служебной проверки от ** ** **, последняя в тот же день была с ним ознакомлена. Доказательств того, что истец просила ознакомить её с иными документами материала служебной проверки, материалы дела не содержат.
По мнению суда, нельзя признать обоснованной и ссылку Гадисовой ФИО43 на нарушение п. 27 Порядка, так как указанные в данном пункте требования к описательной части заключения отражаются в зависимости от предмета служебной проверки, а кроме того, указанные обстоятельства не могут являться основанием для признания незаконным заключения служебной проверки при соблюдении обязательных требований по ее проведению. Все установленные обстоятельства были отражены в описательной части заключения служебной проверки и основаны на собранных материалах.
Одновременно судом учитывается, что порядок представления сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы утвержден приказом Минюста РФ № 132 от 05.08.2021.
До увольнения сотрудника соответствующее кадровое подразделение с участием непосредственного руководителя (начальника) сотрудника готовит представление к увольнению со службы в УИС (п. 13 Порядка)
** ** ** начальником <данные изъяты> ФИО5 в отношении Гадисовой ФИО44 было составлено представление к увольнению с выводом о расторжении контракта и увольнении ... Гадисовой ФИО45 со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по №... Федерального закона № 197-ФЗ (в связи с нарушением условий контракта сотрудником), ** ** **.
Согласно п. 5 ст. 92 Закона № 197-ФЗ, на сотрудника, увольняемого со службы в уголовно-исполнительной системе, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в уголовно-исполнительной системе, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
** ** ** с Гадисовой ФИО46 проведена беседа в связи с увольнением в соответствии с требованиями п.п. 10-12 Приложения №... к Порядку, что подтверждается собственноручной подписью последней.
В то же день, ** ** ** был издан приказ УФСИН России по Республике Коми №... «О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации Гадисовой ФИО47.», с которым последняя ознакомлена.
** ** ** истец получила на руки трудовую книжку в ...
В этой связи, принимая во внимание, что в связи с нахождениями в ежегодном оплачиваемом отпуске и на листке нетрудоспособности, истец отсутствовала на рабочем месте в периоды: с ** ** ** по ** ** ** (далее была отстранена от исполнения служебных обязанностей с ** ** ** по ** ** **); с ** ** ** по ** ** ** (потом выходные дни №... ** ** **); с ** ** ** по ** ** **; с ** ** ** по ** ** **; с ** ** ** по ** ** ** (выходные дни с ** ** ** по ** ** **); суд приходит к выводу о том, что сроки увольнения истицы со службы нарушены не были. Так, согласно №... ст. 52 Закона № 197-ФЗ, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
С учетом совершенного Гадисовой проступка, который является грубым (№... ст. 49 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ), применение к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы, по мнению суда, является правомерным независимо от наличия имеющихся поощрений за службу, на что ссылается сторона истца.
В этой связи, соглашаясь с заключением прокурора, оснований для удовлетворения заявленных Гадисовой ФИО48 требований о признании заключения служебной проверки и заключения о нарушении условий контракта незаконными, признании незаконным и отмене приказа о расторжении контракта, восстановлении на службе, суд не находит.
Соответственно, будучи производными от первоначальных, не подлежат удовлетворению и заявленные истцом требования о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Гадисовой ФИО49 (...) к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Коми (№...) о признании заключения служебной проверки и заключения о нарушении условий контракта незаконными, признании незаконным и отмене приказа о расторжении контракта, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
...