Решение по делу № 33а-13238/2018 от 09.11.2018

Судья Оплетина Е.С.

N 33-13238

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,

судей Овчинниковой Н.А., Никитиной Т.А.,

при секретаре Мусулевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 03 декабря 2018 г. дело по апелляционной жалобе Шеромова Валентина Николаевича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 04 октября 2018 г., которым постановлено:

административные исковые требования Шеромова Валентина Николаевича к администрации г. Перми о признании незаконными действия администрации города Перми об отказе в согласовании в проведении публичного мероприятия 07 октября 2018 года с 09:00 часов до 21:00 часа на специально отведенном месте – «Сад им. 250-летия города Перми» (Парк камней), оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Шеромов В.Н. обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий администрации города Перми об отказе в согласовании и проведении публичного мероприятия 07.10.2018 с 09:00 час. до 21:00 час. на площадке, в границах специально отведенного места «Парк камней».

Требования мотивированы тем, что административный истец 21.09.2018 обратился в администрацию города Перми с уведомлениями о проведении публичного мероприятия 07.10.2018 в период времени с 09:00 до 21:00 часов в виде митинга с местом проведения: «в границах специально отведенного места «Парк камней». Администрацией направлено письмо от 24.09.2018, которое получено 25.09.2018, с отказом в согласовании проведения публичного мероприятия в указанном месте и времени, по причине запланированного проведения ремонтно-восстановительных работ с установкой ограждения, а также в связи с отсутствием иных мест на территории г. Перми приспособленных для массового пребывания граждан. Исходя из того, что указанная административным истцом площадка в границах специально отведенного места «Парк камней» содержит достаточно обширную площадь и не исключает возможность маневра, а от администрации г. Перми в свою очередь не поступило предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, Шеромов В.Н. полагает, что фактически письмом № СЭД-059-05-14-и-352 от 24.09.2018 ему было отказано в проведении публичного мероприятия. Кроме того, в ответе на уведомление указано, что проведение публичного мероприятия не допускается по причине не согласования мотивированного предложения об ином месте и времени его проведения, тогда как, в ответе отсутствует какое-либо мотивированное предложение об изменении места и времени публичного мероприятия, то есть дан отказ на реализацию права административного истца на проведение публичного мероприятия в нарушение п. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», положения, которого содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении публичного мероприятия. Считает, что действия администрации г. Перми об отказе в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия в форме митинга 07.10.2018 является незаконными.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Шеромов В.Н., указывая на недоказанность вывода суда о том, что в результате ремонтных работ в заявленном к проведению митинга месте имелась реальная угроза безопасности участников публичного мероприятия. Ни ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", ни Закон Пермской области от 10.10.2005 N 2538-560 "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края" не ограничивают возможность проведения публичного мероприятия в месте и во время проведения публичных работ. Не допускается произвольное изменение места и времени проведения публичного мероприятия. Вывод суда о возможности проведения публичного мероприятия только в специально отведённом месте не соответствует требованиям закона. Документы, подтверждающие отсутствие других мест для проведения публичного мероприятия, невозможность проведения митинга в местах, признанных ответчиком приспособленными для проведения мероприятий такой численности, отсутствуют. Не доказана невозможность одновременного проведения мероприятий в местах, в отношении которых поданы уведомления о проведении публичных мероприятий. Суд неверно истолковал закон о проведении согласования места проведения публичного мероприятия.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Перми просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции административный истец Шеромов В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика Полушина Н.А. полагала жалобу необоснованной.

Управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации города Перми представителя в судебное заседание не направило, о его времени и месте извещено надлежащим образом, согласно сведениям с сайта почты России.

Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 21.09.2018 организатором публичного мероприятия Шеромовым В.Н. подано уведомление о проведении публичного мероприятия – митинга, 07.10.2018 в период времени с 9:00 до 21:00, с числом участников до 300 человек, с местом проведения: в границах специально отведенного места «Парк камней».

Из указанного уведомления следует, что целью мероприятия является публичное выражение мнения по широкому кругу общественно-политических и социально-экономических вопросов.

24.09.2018 административным ответчиком организатору публичного мероприятия Шеромову В.Н. сообщено о невозможности согласования митинга в указанном административном истцом месте в связи с планируемым проведением ремонтно-восстановительных работ с установкой ограждений, а также отсутствием иных свободных мест, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2012 №1610-п.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что действия административного ответчика не носят незаконного характера и не свидетельствует о фактическом отказе в проведении публичного мероприятия. Отсутствие предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия не накладываетзапрет на проведение публичного мероприятия, либо отказ в его проведении в иной день в любом специально отведенном месте.

Судебная коллегия находит правильными выводы суда.

В статье 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

В целях обеспечения реализации указанного права граждан Российской Федерации принят Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В ст. 3 названного Федерального закона определены принципы проведения публичного мероприятия:

1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном мероприятии.

Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в частности, довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Порядок проведения публичного мероприятия на территории Пермского края конкретизирован в Законе Пермской области от 10.10.2005 N 2538-560.

Согласно ст. 7 данного Закона органы местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия доводят до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом РФ в Определениях от 02.04.2009 № 484-О-П и 01.06.2010 № 705-О-О, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

Постановлением Администрации г. Перми от 07.08.2007 N 324 утверждено Временное положение о порядке взаимодействия функциональных подразделений, функциональных и территориальных органов администрации города Перми при получении уведомления об организации и проведении на территории города Перми театрально-зрелищных и культурно-досуговых мероприятий".

Согласно п.3.2 указанного Временного положения, в случае если место и (или) время проведения мероприятия совпадают с местом и (или) временем проведения другого мероприятия либо публичного мероприятия, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», на основании информации управления общественных отношений аппарата Пермской городской Думы и Главы города Перми и копии зарегистрированного уведомления о проведении публичного мероприятия, уполномоченный орган предлагает организатору мероприятия изменить время и (или) место проведения мероприятия.

Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Пермского края определен Постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2012 № 1610-п

В городе Перми к таким местам отнесены:

п.6.1) Территория Сада имени Н.В.Гоголя (в границах улиц Окулова и Попова);

п.6.2) Площадка в Сквере Победителей (в границах улиц Гусарова, Лодыгина и Академика Курчатова);

п.6.3) Парк камней (площадка в Парке камней, расположенном на пересечении ул. Ленина и ул. Окулова);

п.6.4) Пешеходная аллея ул. Крупской от здания по ул. Макаренко, д. 31, до пересечения с ул. Патриса Лумумбы;

п.6.5) Площадка в сквере у клуба имени С.М.Кирова (сквер расположен в границах улиц Автозаводской, Гальперина и Маршала Рыбалко);

п.6.6) Площадка на нечетной стороне ул. Академика Веденеева, прилегающая к зданию по ул. Академика Веденеева, д. 87.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.

Из писем Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми, представленных административным ответчиком, следует, что на объекте озеленения «Сад им. 250-летия города Перми» (Парк камней) в утренние часы 07.10.2018 проводятся ремонтно-восстановительные работы с использованием техники в период с 08:00 до полного устранения причин проведения данных работ, а также работ для обеспечения бесперебойной работой фонтана ввиду выявления наличия воды в колодцах коммуникаций, обеспечивающих подачу воды в фонтан, также с использованием техники – экскаватора, самосвала, автомобиля с откачивающей установкой, вахтовым автомобилем для обогрева людей.

Поскольку в администрацию г.Перми была представлена информация о проведении 07.10.2018 ремонтных работ в специально отведенном месте - Парк камней, согласование проведения публичного мероприятия именно в указанном месте не отвечало бы целям обеспечения безопасности участников данного публичного мероприятия, с учетом их заявленной численности - 300 человек.

Доводы апелляционной жалобы об имеющейся возможности совместить проведение публичного мероприятия с ремонтными работами отклоняются, поскольку из писем Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми от 24.09.2018, от 26.09.2018 г. следует, что ремонтные работы носят масштабный характер, запланировано использование большого количества спецтехники с установкой ограждения места работ.

Сам факт установки ограждения предполагает недопуск на огороженную территорию иных людей в целях обеспечения их безопасности.

Из материалов дела также следует, что 21.09.2018 в администрацию города Перми поступило уведомление от Шафриева Н.А. о проведении 07.10.2018 в 33 местах, расположенных на территории г.Перми, в том числе в местах, специально отведенных для проведения публичных мероприятий, публичных мероприятий в виде пикетирования с 07:00 до 22:00, с количеством участников в каждом месте проведения публичного мероприятия 30 человек.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что при совместном проведении публичного мероприятия численностью 300 человек, организатором которого является Шеромов В.Н. и иных мероприятий, заявленных на эту дату, не может быть обеспечена их безопасность.

Учитывая конкретные обстоятельства по данному делу (невозможность совместного проведения мероприятий, отсутствие объективной возможности предложения Шеромову В.Н. иного места для проведения митинга) непредложение органом местного самоуправления административному истцу конкретного места и времени для проведения заявленного публичного мероприятия свидетельствует о несогласовании заявленного места и времени и не противоречит правовой позиции, изложенной в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях".

Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 04 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шеромова В.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


33а-13238/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шеромов Валентин Николаевич
Ответчики
Администрация г. Перми
Другие
Управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее