Решение по делу № 2а-275/2022 (2а-7358/2021;) от 14.07.2021

УИД 11RS0001-01-2021-011423-17 Дело № 2а- 275/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре Крутикове П.П.,

представителей административных ответчиков Крюковой А.П.,

рассмотрев открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 10 января 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Янова Сергея Николаевича к ФСИН Российской Федерации, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК -1 УФСИН России по г. Сыктывкару, начальнику ФКУ ИК -1 УФСИН России по г. Сыктывкару, о признании незаконным приказа № ..., признании незаконным (действия)бездействия, выраженного в ненадлежащих условиях содержания, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания,

установил:

Янова С.Н. обратился с административным иском (с учетом уточнений) к ФСИН Российской Федерации, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК -1 УФСИН России по г. Сыктывкару, начальнику ФКУ ИК -1 УФСИН России по г. Сыктывкару о признании незаконным приказа № ..., признании незаконным (действия) бездействия, выраженного в ненадлежащих условиях содержания в период с 25.03.2021 по 24.04.2021, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 60 000 руб. Указав в обоснование, что он был привлечен к дисциплинарному взысканию за нарушение ПВР, а также приказа начальника ИУ № 37- ОС, который противоречит действующему законодательству, а также был лишен права на прогулку в указанный им период, что является нарушением его условий содержания.

Судом к участию в деле привлечены ФСИН Российской Федерации, УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУ ИК -1 УФСИН России, дежурный помощник начальник колонии ФКУ ИК -1 УФСИН России, начальник УФСИН России по РК.

Административный истец в судебном заседании участия не принял, ходатайствовал о рассмотрении дело в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении.

Иные стороны участия в судебном заседании не приняли, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).

Данным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В соответствии с ч.1 ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В Российской Федерации согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина регламентирована в статье 55 Конституции Российской Федерации и допускается как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 2 статьи 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Установлено, Янов С.Н. с ... отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК.

При этапировании в ФКУ ИК-1, Янов С.Н. был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка.

Согласно материалам о применении меры взыскания к осужденному Янову С.Н. от 05.01.2021 г., осужденный совершил нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно допустил нарушение правил ношения одежды установленного образца, за нарушение установленного порядка отбывания наказания выдворен в штрафной изолятор <данные изъяты>

Согласно материалам о применении меры взыскания к осужденному Янову С.Н. от 25.03.2021 г., осужденный совершил нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно нарушил порядок передвижения осужденных по территории ИУ, за нарушение установленного порядка отбывания наказания выдворен в штрафной изолятор на <данные изъяты>.

Согласно материалам о применении меры взыскания к осужденному Янову С.Н. от 09.04.2021 г., осужденный совершил нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно нарушил порядок передвижения осужденных по территории ИУ, за нарушение установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника ИУ 25.03.2021 выдворен в штрафной изолятор на <данные изъяты>

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ст. 16 названного Закона).

Пунктом "в" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться взыскания, в том числе в виде водворения осужденных в штрафной изолятор на срок до 15 суток, выговор.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 564-О, пункт "в" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, закрепляя, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток, прямо устанавливает максимальный срок такого взыскания, налагаемого за одно нарушение установленного порядка отбывания наказания, и, соответственно, носит гарантийный характер.

Согласно части 1 статьи 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

В соответствии со статьей 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, правом применения перечисленных в статье 115 Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных (статья 109 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях регламентированы главой 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и принятыми на его основании Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 N 295.

Согласно пункту 3 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 N 295 Правила обязательны для администрации исправительного учреждения, содержащегося в нем осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительное учреждение.

Согласно п. 16 Правил внутреннего распорядка УИ, осужденные обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы, носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ.

Таким образом, Янов С.Н. нарушил требование п. 16 ПВР УИ, что подтверждается материалами проверки.

... начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми был утвержден приказ №... «Об утверждении образцов и правил ношения одежды для осужденных». Согласно названному приказу, ношение зимних головных уборов осужденными осуществляется единообразно, вне зависимости от климатических условий с клапанами, завязанными на затылке, воротник куртки зимней вверх не поднимается.

Приказ издан на основе Правил и им, а также иным нормативным правовым актам, не противоречит.

В соответствии с положениями статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны: соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Требование к форме одежды осужденных, утвержденного начальником исправительного учреждения, в период, установленный распорядком дня и выполнение которого предусмотрено Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения, не свидетельствует о нарушении прав осужденных.

Доводы административного истца о том, что приказ № 37-ОС не соответствует ПВР ИУ судом не принимаются, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения данного дела и противоречат имеющимся в деле доказательствам.

Обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечно обращении в отношении Янова С.Н., нарушении административными ответчиками его прав и свобод, включая право на уважение достоинства личности, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Конвенции о защите основных прав и свобод, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Доказательств наличия со стороны сотрудников учреждения какого-либо предвзятого отношения к Янову С.Н. суду не представлено. Оснований не доверять информации, указанной в объяснениях сотрудников, в составленных ими актах и рапортах, заключениях, характеристики не имеется. Законность применения к Янову С.Н. дисциплинарного взыскания нашла подтверждение при рассмотрении дела.

Вышеуказанное постановление принято должностным лицом - начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК с соблюдений полномочий, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о мерах взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, ч. 1 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о порядке применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы, обстоятельств, ставящих под сомнение законность оспариваемое постановление о привлечении осужденного к дисциплинарной ответственности не усматривает.

Доводы Янова С.Н. о том, что он был лишен права на ежедневные прогулки с 25.03.2021 по 24.04.2021, судом не принимаются исходя из следующего.

Согласно п. 159 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений при приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями.

Постельные принадлежности осужденным, водворенным в ШИЗО. переведенным в ПКТ. ЕПКТ. одиночные камеры, выдаются только на период сна. При выводе за пределы помещения им выдается одежда по сезону (п. 163 ПВР ИУ).

Пунктом 2 ст.93 УИК РФ предусмотрено, что прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения. Прогулка может быть досрочно прекращена в случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что административным истом было допущено нарушение ПВР, а именно отказ завязывать клапана зимнего головного убора на затылок, согласно образцу, при этом не установлено нарушение каких-либо прав осужденного Янова С.Н. при осуществлении прогулки в оспариваемый период, в связи с чем в удовлетворении требований в указанной части следует отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Вместе с тем, Яновым С.Н. не представлены доказательства нарушения его условий содержания в исправительном учреждении.

Нарушение действиями ответчиков конкретных требований правовых норм и прав истца в период его содержания в исправительном учреждении не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47), принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Из содержания пункта 14 данного постановления следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 названного Кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, не установлено, суд полагает, что административными ответчиками не нарушены условия содержания в исправительном учреждении Ламеко С.В., нельзя считать, что они несовместимы с уважением человеческого достоинства осужденного, а исполнение уголовного наказания подвергло его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию в изоляции от общества, поэтому оснований для присуждения административному истцу компенсации не имеется. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, судом не установлено.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Янова С.Н., поскольку нарушений действующего законодательства и прав административного истца со стороны ответчиков по настоящему делу не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 138, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Янова Сергея Николаевича к ФСИН Российской Федерации, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК -1 УФСИН России по г. Сыктывкару, начальнику ФКУ ИК -1 УФСИН России по г. Сыктывкару, начальнику УФСИН по РК о признании незаконным приказа № ..., признании незаконным (действия)бездействия, выраженного в ненадлежащих условиях содержания в период с 25.03.2021 по 24.04.2021, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.

Мотивированное решение составлено 28.01.2022.

Судья      И.В. Новикова

2а-275/2022 (2а-7358/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Янов Сергей Николаевич
Ответчики
Начальник УФСИН России по РК Д.Н. Коновалов
ФСИН России
ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК
УФСИН России по РК
Другие
Начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК М.М. Трефяк
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Новикова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
14.07.2021Регистрация административного искового заявления
14.07.2021Передача материалов судье
16.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.09.2021Предварительное судебное заседание
28.10.2021Предварительное судебное заседание
25.11.2021Предварительное судебное заседание
08.12.2021Предварительное судебное заседание
10.01.2022Судебное заседание
10.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее