Мотивированное решение в окончательной форме составлено 22.06.2022.
Дело № 2а-925/2022
УИД 33RS0006-01-2022-001388-29
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 июня 2022 года г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Степановой Л.В.
с участием административного ответчика Козлова В.М.
прокурора Шевченко А.А.
при секретаре Блиновой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению ФКУ «ИК-4 УФСИН России по <адрес>» об установлении административного надзора в отношении Козлова В. М.,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «ИК-4 УФСИН России по <адрес>» обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении осужденного Козлова В.М., мотивировав заявленные требования тем, что тот в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение преступления небольшой тяжести при рецидиве преступлений, за время отбывания наказания характеризуется удовлетворительно, нарушений установленного порядка отбывания не допускал, взысканий и поощрений не имеет.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный истец просит установить в отношении Козлова В.М. административный надзор на срок 8 лет, возложив на него административные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания, в период с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин. и запрещения пребывания в барах, кафе, ресторанах, где реализуются спиртные напитки.
Административный истец - ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Административный ответчик - осужденный Козлов В.М., участие которого в судебном заседании обеспечено путем использования системы видеоконференц-связи, административный иск признал частично, возражал против затребованного администрацией исправительного учреждения срока административного надзора и установления ограничения в виде запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания, в ночное время суток, пояснив, что преступление им совершено в дневное время.
Прокурор ФИО2 просил установить в отношении Козлова В.М. административный надзор на срок 3 года, требования администрации исправительного учреждения в части установления административных ограничений поддержал, дополнительно проси установить осужденному запрет выезда за пределы территории <адрес>.
Заслушав возражения административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1-4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федерального закона) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 – 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Из представленных материалов дела следует, что приговором Судогодского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Козлов В.М. был осужден к наказанию в виде лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты>. Данным приговором в действиях Козлова В.М. был установлен особо опасный рецидив преступлений. (л.д. 22-27)
В связи с наличием указанной судимости решением Верхнекамского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Козлова В.М. был установлен административный надзор на срок погашения судимости, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ с установлением административных ограничений в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин (л.д. 28-29)
Приговором Орехово-Зуевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Козлов В.М. был осужден к наказанию в виде лишения свободы за совершение в условиях рецидива преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ. (л.д. 7-9)
Приговором Судогодского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Козлов В.М. был осужден к наказанию в виде лишения свободы за совершение в условиях рецидива преступления, предусмотренного п. «<данные изъяты> УК РФ. Окончательное наказание ему назначено в виде лишения свободы по совокупности преступлений на основании <данные изъяты> УК РФ. (л.д. 10-13)
Решением Вязниковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Козлова В.М. был установлен административный надзор сроком на 6 лет с установлением административных ограничений в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания, в период с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин. (л.д. 14-16)
В период административного надзора Козлов В.М. совершил преступление, предусмотренное <данные изъяты> УК РФ, за что осужден приговором Судогодского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к наказанию в виде лишения свободы, которое отбывает в настоящее время. Данным приговором в действиях осужденного установлен рецидив преступлений. (л.д. 17-21)
Срок отбытия наказания у осужденного истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая административный иск об установлении в отношении Козлова В.М. административного надзора, суд принимает во внимание следующее.
В статье 9 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определены основания прекращения административного надзора, к которым отнесены следующие обстоятельства: истечение срока административного надзора; снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона); осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона); вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим; смерть поднадзорного лица; прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, если имеющаяся у него судимость погашена или снята; погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, было прекращено ранее.
В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 9 указанного Федерального закона после прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу приведенных положений закона административный надзор, установленный в отношении административного ответчика решениями Верхнекамского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Вязниковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, считается прекращенным с момента направления его к месту отбывания наказания в виде лишения свободы по приговорам Орехово-Зуевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Судогодского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, за совершение которого Козлов В.М. был осужден приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно положениям ст. 15 УК РФ, относится к категории тяжких. Наказание по данному приговору он отбыл ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, исходя из положений п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, данная судимость является непогашенной.
Преступление, предусмотренное <данные изъяты> УК РФ, за совершение которого в период административного надзора в настоящее время осужден и отбывает наказание Козлов В.М., согласно ст. 15 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Таким образом, судом установлено, что Козлов В. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Российской Федерации, подпадает под категорию лиц, указанных в пункте 4 части 2 статьи 3 Федерального закона, то есть совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную и неснятую судимость по приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы, направлен к месту отбывания наказания и отбывает наказание в настоящее время.
Кроме того, имеются и основания для повторного установления Козлову В.М. административного надзора по приговору Судогодского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, в данном случае одновременно имеется два основания для установления административного надзора.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости.
Поскольку Козлов В.М. по приговору Судогодского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отбыл наказание ДД.ММ.ГГГГ, то срок погашения данной судимости, согласно положениям ст. 86 УК РФ истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, срок погашения судимости по приговору Судогодского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым Козлов В.М. осужден за совершение преступлений небольшой тяжести и по которому он в настоящее время отбывает наказание, составляет три года после отбытия наказания. Срок отбытия наказания по данному приговору истекает ДД.ММ.ГГГГ, а срок погашения судимости истечет ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах административный надзор подлежит установлению исходя из основания, по которому предусмотрен более длительный срок административного надзора, в данном случае – по приговору Судогодского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым Козлов В.М. осужден за совершение преступления в период административного надзора.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в любом случае является обязательным.
Согласно ст. 2 Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Определяя подлежащие установлению в отношении Козлова В.М. виды административных ограничений, суд принимает во внимание в совокупности фактические обстоятельства, характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, данные о личности осужденного, ранее неоднократно судимого, сведения о его поведении как в период отбывания наказания, так и в период административного надзора.
Так, в настоящее время Козлов В.М. отбывает наказание за совершение преступления небольшой тяжести против собственности в условиях рецидива преступлений. Кроме того, он имеет ряд неснятых и непогашенных судимостей за совершение аналогичных преступлений корыстной направленности. Из представленной администрацией ФКУ ИК-4 характеристики и материалов дела следует, что во время нахождения в следственном изоляторе осужденный нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, взысканий и поощрений не имел. С ДД.ММ.ГГГГ он отбывает наказание в ФКУ «ИК-4 УФСИН России по <адрес>», где в настоящее время не трудоустроен, находится в карантинном отделении, посещает мероприятия воспитательного характера, реагирует на них удовлетворительно, к выполнению работ без оплаты труда по благоустройству территории исправительного учреждения относится положительно, во взаимоотношениях с представителями администрации тактичен. За время отбывания наказания в ФКУ ИК-4 осужденный нарушений установленный порядок отбывания наказания также не допускал, взысканий и поощрений не имеет. Отмечается, что он поддерживает связь с близкими родственниками путем ведения телефонных переговоров. (л.д. 4-5)
Как следует из приговора суда от ДД.ММ.ГГГГ, преступление Козлов В.М. совершил, находясь в состоянии алкогольного опьянения, похитив во время распития спиртного банковскую карту у ФИО4, до осуждения наблюдался в ГБУЗ ВО «<данные изъяты>.
Вопреки утверждениям административного ответчика о совершении всех преступлений в дневное и вечернее время, приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что часть преступлений Козлов В.М. совершил в ночное время суток, а также в состоянии алкогольного опьянения.
С учетом указанных выше обстоятельств, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в период административного надзора, который ему устанавливался дважды, и в обоих случаях он был прекращен в связи с совершением Козловым В.М. новых преступлений, фактических обстоятельств, характера и тяжести совершенных преступлений по всем непогашенным судимостям, суд находит обоснованными требования административного истца об установлении ему запрошенных администрацией исправительного учреждения административных ограничений.
Кроме того, как следует из приговоров суда, Козлов В.М. не имеет регистрации и постоянного места жительства на территории Российской Федерации, что в ходе рассмотрения дела подтвердил и административный ответчик.
Между тем, в силу требований п. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В данном случае, ограничивая территорию, за пределы которой Козлову В.М. устанавливается запрет выезда, суд исходит из следующего.
Как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего дела Козлов В.М. родился и проживал на территории <адрес>, основная часть преступлений совершалась им также на территории <адрес>.
Как следует из объяснения административного ответчика, он практически с рождения проживал во <адрес>, после отбытия наказания он также планирует проживать по адресу: <адрес>, где проживал и был временно зарегистрирован до осуждения у своего работодателя <данные изъяты>, у которого после освобождения вновь хочет работать. Своей семьи у него нет, до осуждения проживал с «гражданской женой» в <адрес>, его совершеннолетняя дочь замужем и проживает в <адрес>. С ними он поддерживает связь. С родным братом, который живет в <адрес>, ранее он вместе работал в <адрес>, но в настоящее время связь с ним не поддерживает.
Козлов В.М. также пояснил суду, что в своем заявлении на имя начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> он ошибочно указал, что после освобождения намерен выехать в <адрес> (л.д. 30), так как по указанному адресу он временно работал.
С учетом приведенных обстоятельств суд полагает необходимым установить Козлову В.М. ограничение в виде запрещения выезда за пределы территории <адрес>, где у него в течение продолжительного времени сложились устойчивые социально-значимые связи.
Разрешая вопрос об определении срока административного надзора, суд соглашается в данной части с возражения административного ответчика и с заключением прокурора, исходя из следующего.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30 ст. 158.1 УК РФ, за совершение которого Козлов В.М. осужден и отбывает наказание, согласно ст. 15 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Определяя Козлову В.М. срок административного надзора, суд исходит из положений пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона, согласно которым в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Поскольку Козлов В.М. отбывает наказание за совершение в период административного надзора преступления небольшой тяжести, срок погашения судимости за которое, в соответствии с пунктом «в» части 3 статьи 86 УК РФ составляет 3 года после отбытия наказания, то на этот срок и подлежит установить административный надзор.
Исчисление срока административного надзора в отношении Козлова В.М. суд определяет в соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения, но за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.ст. 3-5 Федерального закона № 64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФКУ «ИК-4 УФСИН России по <адрес>» удовлетворить частично.
Установить в отношении Козлова В. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, административный надзор на срок 3 (три) года – в пределах установленного законодательством Российской Федерации срока для погашения судимости по приговору Судогодского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному Козловым В.М. месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На период административного надзора установить в отношении Козлова В. М. административные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания, в период с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин.; запрещения посещения мест продажи в розлив алкогольной продукции и запрещения выезда за пределы территории <адрес>.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд <адрес> в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья Л.В. Степанова