Дело № 2-1723/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2023 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Карманова К.А., при секретаре – Корчагиной М.С., с участием прокурора – Осташевского А.В., истца – Шматько С.В., представителя ответчика – Сошкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора города Севастополя в интересах Шматько Светланы Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании действий незаконными, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд в интересах ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю (далее – ответчик, пенсионный орган), в просит:
- признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю, выразившиеся в неприменении положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при назначении пенсии ФИО2 (№) с ДД.ММ.ГГГГ, а также неприменении данного закона при перерасчете пенсии ФИО2 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю (ИНН 7706808515) произвести перерасчет пенсии ФИО2 (№ с применением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковое заявление мотивировано тем, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости. Решением суда установлен факт проживания ФИО2 на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, однако расчет размера пенсии истца выполнен с применением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» лишь с ДД.ММ.ГГГГ, а не с даты первоначального назначения страховой пенсии, что является нарушением пенсионных прав истца.
В судебном заседании прокурор, истец заявленные требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражала, полагая исковые требования необоснованными, предоставила письменные возражения.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В силу с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.
Статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Часть 1 ст. 4 Федерального Закона № 400-ФЗ предусматривает, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на указанных территориях установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Согласно части 2 статьи 2 названного Федерального закона при обращении граждан, указанных в части 1 его статьи 1, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
Поскольку обязательное пенсионное страхование на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя в соответствии с законодательством Российской Федерации введено с ДД.ММ.ГГГГ, то указанный Федеральный закон предписал исходить из того, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с 17 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек (часть 4 статьи 5).
Кроме того, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на ДД.ММ.ГГГГ (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1 (ч. 2 ст. 5).
Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, на которых не распространяется особый порядок назначения и исчисления размера страховой пенсии, предусмотренный Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется в общем порядке в соответствии с иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе предусматривающими, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера (часть 1 статьи 12.1 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пункт 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает правовой механизм, позволяющий в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации гарантировать всем гражданам Российской Федерации, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, реализацию права на пенсионное обеспечение.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3279-О "По жалобе гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации в целях назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" может подтверждаться судебным решением, на основании которого он был признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если из установленных в данном судебном решении обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом право на пенсию не пересматривается, а перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
При обращении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являвшихся получателями пенсий на ДД.ММ.ГГГГ, за перерасчетом размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат в связи с имевшими место по ДД.ММ.ГГГГ включительно обстоятельствами, влекущими изменение размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат, соответствующий перерасчет осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные нормы специального закона предусматривают право граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, на получение пенсий, пособий, предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, что граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен факт проживания ФИО2 на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания данного решения следует, что ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ постоянно и на законных основаниях фактически проживала в жилом помещении на территории города федерального значения Севастополя.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, при этом решение суда об установлении факта постоянного проживания учтено ответчиком при перерасчете размера пенсии истца (имеется спор в части даты, с которой подлежит перерасчету пенсия).
Таким образом, поскольку ФИО2 постоянно проживала на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеются основания для расчета пенсии в соответствии с требованиями Федерального закона N 208-ФЗ.
В силу положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Таким образом, поскольку пенсионным органом расчет размера страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ.19 по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно осуществлен без учета Федерального закона N 208-ФЗ именно с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, то и право на перерасчет размера пенсии должен производиться с указанной даты.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования иска обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку истец относится к числу лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю, выразившиеся в неприменении положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при назначении пенсии ФИО2 (№) с ДД.ММ.ГГГГ, а также неприменении данного закона при перерасчете пенсии ФИО2 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю (ИНН 7706808515) произвести перерасчет пенсии ФИО2 (№) с применением ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий К.А. Карманов