Судья: Федосова Н.В.
УИД 16RS0049-01-2021-016534-57
Дело № 77-546/2022
Дело № 12-132/2022 (первая инстанция)
РЕШЕНИЕ
06 апреля 2022 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Габдулхаковой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела арендных отношений Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан – старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан Ахмадуллина Ф.Ф. на решение судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09 февраля 2022 года, вынесенное в отношении публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела арендных отношений Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан от 19 октября 2021 года № .... общество с ограниченной ответственностью «Нижнекамскнефтехим» (далее по тексту – общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Авксентьев А.В., выступая в интересах общества и настаивая на его невиновности, обратился с жалобой на постановление в Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан, судья которого указанный правоприменительный акт отменил и производство по делу прекратил.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, должностное лицо просит состоявшийся судебный акт отменить.
В возражениях на жалобу защитник общества Галиева Н.В. выразила солидарность с выводами судебной инстанции и просила в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения защитника Галиевой Н.В. и правовую позицию представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Назиповой З.Ф., полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Законодатель, определяя в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, указал, что в их число входит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Часть 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает публично-правовую ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
В силу части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как видно из материалов дела, 09 июля 2021 года старшим государственным лесным инспектором Республики Татарстан ГКУ «Нижнекамское лесничество» в ходе обследования лесного участка в квартале <адрес> выделах <адрес> Биклянского участкового лесничества Нижнекамского лесничества было выявлено неравномерное размещение веществ черного цвета с резким запахом на земли лесного фонда.
По версии административного органа разлив указанной жидкости произошел из шламонакопителя, расположенного на территории находящегося поблизости земельного участка с кадастровым номером <адрес>, который в тот момент принадлежал обществу.
В этой связи уполномоченное должностное лицо, посчитав, что загрязнение лесного участка, относящегося к зоне защитных лесов, произошло по причине неосмотрительности со стороны общества, подвергло его ответственности по части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, не соглашаясь с мнением субъекта административной юрисдикции и отменяя вынесенное им постановление, основывался на том, что закрытый полигон обществом не эксплуатируется, а потому доказательств его причастности к размещению вредных веществ из шламонакопителя на земли лесного фонда не имеется.
В соответствии со статьей 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Выделяются следующие категории защитных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;
4) ценные леса;
5) городские леса.
23 июня 2021 генеральный директор общества Сафин А.Ф. обратился в Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан с просьбой предоставить информацию о расположении объекта накопленного вреда окружающей среде «Объект негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности Нижнекамского нефтехимкомбината Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР» на землях лесного фонда либо загрязнении земель лесного фонда указанным объектом.
На этом основании ГКУ «Нижнекамское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан было проведено обследование лесного участка квартала 87 выдела 29, граничащего с земельным участком с кадастровым номером <адрес>, который принадлежит обществу и предназначен для размещения шламонакопителя № 1.
На его территории было обнаружено неравномерное разлитие жидкости черного цвета с резким запахом.
На сделанных фотографиях запечатлено, что она представляет собой тягучее вещество, образцы которого 26 июля 2021 года были изъяты для дальнейшего химического исследования.
По его результатам выяснилось, что указанная субстанция является нефтепродуктом.
При повторном обследовании лесного участка оказалось, что загрязнение нефтепродуктами произошло в семи точках в пределах территории защитного леса.
Между тем с учетом того, что поблизости от места загрязнения находится емкость для хранения нефтешлама (шламонакопитель), судья нижестоящей инстанции не проверил, располагает ли административный орган документами, которые позволяют определить место и направление проникновения нефтепродуктов на лесной участок, а также идентифицировать с теми, которые содержатся в шламонакопителе, и тем самым установить причастность общества к загрязнению земель лесного фонда.
Кроме того, судья не проверил, относится ли загрязненный лесной участок к зоне защитных лесов, как на то указывает административный орган.
Изложенное указывает на то, что судья районного суда, пересматривая дело, не выполнил лежащих на нем задач административно-деликтного процесса и не принял мер к установлению всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Допущенное нарушение норм процессуального права является существенным и не позволило установить истину по делу, в силу чего согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебный акт не может быть признан обоснованным и подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу начальника отдела арендных отношений Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан – старшего государственного лесного инспектора Республики Татарстан Ахмадуллина Ф.Ф. удовлетворить.
Решение судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09 февраля 2022 года, вынесенное в отношении публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан.
Судья Е.В. Верхокамкин