САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-24279/2022 78RS0019-01-2022-007282-30 |
Судья: Коновалов Д.Д. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 24 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Селезневой Е.Н. |
судей с участием прокурора при секретаре |
Барминой Е.А. Орловой Т.А. Турченюк В.С. Комаровой К.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-9938/2022 по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, апелляционному представлению прокурора на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 12.07.2022 по иску Зайцевой Татьяны Васильевны к ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, внесении изменений в трудовую книжку.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения истца Зайцевой Т.В., представителя ответчика ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу и ЛО Пономаренко Е.А., Константиновой Е.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Зайцева Т.В. обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу, в котором просила признать приказ Начальника Главного управления МЧС России по СПб от 04.04.2022 № 69-НС о расторжении контракта и увольнении со службы по основанию, предусмотренному пп. 1 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» незаконным, восстановить Зайцеву Т.В. в должности сержанта внутренней службы, засчитать в стаж службы федеральной противопожарной службы время вынужденного прогула с 14.04.2022 до даты вынесения решения суда, обязать работодателя внести запись в трудовую книжку о внесении записей под номерами 9,10 недействительной; выплатить заработную плату за время вынужденного прогула в размере 26 738,60 рублей и далее до восстановления на службе, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в период с 26.02.2009 по 31.12.2009 работала, а с 01.01.2010 по 14.04.2022 проходила службу в Государственной противопожарной службе на различных должностях. Приказом от 04.04.2022 с ней был расторгнут контракт на прохождение службы в соответствии с пп. 1 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе). Полагая данный приказ незаконным, поскольку на момент его вынесения Зайцева Т.В. была беременна, истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 12 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены частично: признан незаконным приказ Главного Управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу № 69-НС от 04.04.2022 об увольнении из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России сержанта внутренней службы Зайцевой Татьяны Васильевны (ГН-002650), радиотелефониста 82 пожарно-спасательной части 21 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы управления по Пушкинскому району Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу; истец восстановлена в должности радиотелефониста 82 пожарно-спасательной части 21 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы управления по Пушкинскому району Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу с 14.04.2022; с ответчика в пользу истца взыскан заработок за время вынужденного прогула за период с 14.04.2022 по 12.07.2022 в размере 89 446 рублей 86 копеек, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным решением, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он полагает решение суда подлежащим отмене, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга в своем представлении полагает решение суда подлежащим отмене, указывая на то, что признание истца непригодным к службе, как основание для расторжения контракта, является обстоятельством не зависящим от воли сторон, в связи с чем, положения статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении истца ответчиком применению не подлежат.
Иными сторонами по делу решение суда не обжалуется.
В заседании суда апелляционной инстанции истец полагала решение суда законным и обоснованным.
Представители ответчика в заседании судебной коллегии поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Прокурор поддержал доводы, изложенные в апелляционном представлении, полагал решение суда подлежащим отмене с отказом в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы, представления, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с 26.02.2009 по 14.04.2022 Зайцева Т.В. проходила службу в Государственной противопожарной службе на различных должностях.
По состоянию на 14.04.2022 Зайцева Т.В. находилась в звании сержанта внутренней службы и работала в должности радиотелефониста 82 пожарно-спасательной части 21 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы управления по Пушкинскому району Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу.
Приказом Главного Управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу № 69-НС от 04.04.2022 с Зайцевой Т.В. расторгнут контракт по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 3 ст. 83 ФЗ № 141, а именно в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе.
Зайцева Т.В. уволена со службы 14.04.2022.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Зайцева Т.В. указала, что как на момент расторжения контракта, так и на момент увольнения со службы она была беременной, вследствие чего ее увольнение по инициативе работодателя является незаконным.
В обоснование данного довода истцом представлена справка из женской консультации № 12 СПб ГБУЗ «ГП № 49», согласно которой Зайцева Т.В. встала на учет по беременности в женской консультации № 12 Приморского района 17.01.2022 в сроке 5 недель.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии от 17.02.2022 № 672, на основании ст. 15, 45г, 66д, 65г, 57г, 59в, 60г, 10в, графы III расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2018 г. № 356 и графы дополнительных требований (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2018 №356) Зайцева Т.В. признана негодной к службе ФПС ГПС, в связи с чем контракт с Зайцевой Т.В. был расторгнут на основании п. 1 ч. 3 ст. 83 ФЗ № 141.
Суд первой инстанции отметил, что непосредственно перед увольнением истец была направлена на военно-врачебную комиссию, которой было установлено, что Зайцева Т.В. не годна к службе в ФПС ГПС.
<...>
<...>
<...>
Согласно ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 75 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, с ответчика в пользу истца взыскано неполученное (недополученное) за время вынужденного прогула денежное довольствие на общую сумму 86 607,28 рублей.
Исходя из обстоятельств дела, учитывая объем причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, суд взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Проверяя законность принятого по делу решения с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
23 мая 2016 года был принят Федеральный закон N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Соответственно, с момента вступления в силу Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебные отношения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы регулируются указанным Законом, который с учетом принципов и специфики службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы предусмотрел правила ее прохождения, в частности установил ограничения и запреты, связанные с данной службой, и корреспондирующие им основания увольнения со службы.
Служба в МЧС России, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением безопасности граждан.
Лица, которые проходят службу в МЧС России, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству.
Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в МЧС России, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов МЧС России, а также специфическим характером деятельности указанных лиц, в том числе специальные требования, связанные с возможностью выполнять служебные обязанности по состоянию здоровья.
Граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, в свою очередь, соглашаются с ограничениями, которые обуславливаются приобретаемым ими правовым статусом.
Увольнение со службы в федеральной противопожарной службе в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе является обстоятельством, не зависящим от воли сторон. Таким образом, увольнение по указанному основанию не является увольнением по инициативе работодателя.
В связи с изложенным, довод истца о беременности в момент увольнения, не могут повлиять на законность приказа об увольнении.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 83 Федерального закона №141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе.
В соответствии с частью 9 статьи 83 Закона расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.
При этом на нанимателя не возложено обязанности предлагать сотруднику в случае увольнения его по состоянию здоровья все имеющиеся в распоряжении органа федеральной противопожарной службы вакантные должности.
<...>
Поскольку особенности труда беременных женщин при прохождении службы в органах противопожарной службы специальным законодательством не определены, то к данным отношениям применяются нормы трудового законодательства, в частности статья 261 ТК РФ о гарантиях беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора.
В силу части первой статьи 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению, по такому обстоятельству, не зависящему от воли сторон, как признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, законодателем расторжение трудового договора в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отнесено к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с чем увольнение истца на основании п.1 ч.3 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе не является расторжением контракта по инициативе работодателя, в связи с чем положения статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации не подлежат применению в настоящем случае, а, следовательно, правовых оснований для признания увольнения истца незаконным у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем постановленное решение суда подлежит отмене, с отказом в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 12 июля 2022 года отменить.
В иске Зайцевой Татьяны Васильевны к ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, внесении изменений в трудовую книжку - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 декабря 2022 года.