Решение от 02.09.2024 по делу № 33-36636/2024 от 25.07.2024

Судья: фио

Гр. дело  33-36636/2024

(в суде первой инстанции  2-7974/2023)

УИД: 77RS0023-02-2023-010920-50

 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

2 сентября 2024 г. адрес 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Дементьевой Е.И.,

судей фио, фио,

при помощнике Егоровой А.В.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» на решение Савеловского районного суда адрес от 11 октября 2023 г., которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать за Дружининым Валерием Николаевичем право  состоять  в очереди в Едином реестре военнослужащих на улучшение жилищных условий как военнослужащий, досрочно уволенный с военной службы в запас по состоянию здоровья.

Обязать ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерство Обороны РФ повторно рассмотреть вопрос о  предоставлении  Дружинину Валерию Николаевичу жилого помещения по договору социального найма,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Истец Дружинин В.Н. обратился в суд с иском к ответчикам ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны Российской Федерации, с учетом уточнений просил признать за ним право состоять в очереди в Едином реестре военнослужащих на улучшение жилищных условий, как военнослужащий, досрочно уволенный с военной службы в запас по состоянию здоровья; обязать ответчиков предоставить истцу жилое помещение на территории адрес для постоянного проживания на условиях социального найма.

В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно приказа Министерства обороны СССР  0717 от 31.08.1986 он был включен в списки на получение жилплощади и на момент увольнения стоял первым в очереди в списке нуждающихся. Приказом Начальника Генерального Штаба  013 от 16.01.1992 истец был уволен с действительной военной службы в запас по ограниченному состоянию здоровья. 09.07.2008 истцом было получено извещение Минобороны России  415 о том, что ему выделено жилье по адресу: адрес, 3 этаж (трехкомнатная квартира площадью 74.5 кв.м) с просьбой в срок до 10.10.2008 предоставить соответствующие документы для получения указанного жилья. Так же имеется справка серии АА  117796 от 24.12.2008 о том, что истец согласно Решению командующего от 12.12.2008  147/159/32923 сдал в оставил ведомственную ветхую жилую площадь, состоящую из трех комнат общей площадью 79,82 кв.м. в адрес по адрес, где одна из комнат признана ответственной комиссией Министерства обороны Российской Федерации не пригодной для жилья. Решением жилкомиссии Минобороны России от 01.04.2009 истцу на семью из трех человек была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: адрес. Договор социального найма не был заключен. Согласно ответу Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 15.11.2011 истцу были высланы ответы о намерении выдать жилье. 09.01.2013 истцу было направлено письмо  194/1/21 об отказе в предоставлении жилья и предложено обратиться в орган местного самоуправления. 16.03.2023 истец обратился в ФГАУ «Росжилкомплекс» о заключении с ним договора социального найма, однако 07.04.2023 истцом был получен отрицательный ответ на указанное заявление, в котором было указано, что истец в списках нуждающихся не состоит, жилое помещение по адресу: адрес на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» не закреплено.

В судебном заседании представитель истца по доверенности фио исковые требования поддержала.

Представитель ответчиков по доверенности фио против удовлетворения исковых требований возражал.

Третье лицо  Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны России в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ФГАУ «Росжилкомплекс», по доводам апелляционной жалобы.

В заседание судебной коллегии представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» по доверенности фио явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению лиц, участвующих в деле выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие неявившихся лиц, в силу положений ст. 167 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения не были учтены и применены.

 В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 3 пункта 1).

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (пункт 14).

Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы (пункт 18).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно подпункту "и" пункта 7 названных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Как следует из материалов дела, истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с 01.09.1966 по 02.04.1992, что подтверждается военным билетом серии ГЕ  064258, выданным 07.05.1992. Выслуга истца составляет 25 лет 7 месяцев.

Как следует из справки 322 от 04.11.1991 истец по месту службы был поставлен на жилищный учёт.

Предоставленная Дружинину В.Н. квартира по адресу: адрес, была им сдана, что подтверждается справкой начальника 194 адрес серии АА  112796 от 24.12.2008.

На период увольнения фио с военной службы действовало Положение о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденное Постановление Совмина СССР от 18.03.1985 N 240, в соответствии с пунктом 53 которого предоставление жилых помещений лицам офицерского состава, уволенным в запас или в отставку, производится исполнительными комитетами Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Названное Положение действовало на адрес до издания Президентом Российской Федерации Указа от 16.09.1999 г. N 1237, утвердившего Положение о порядке прохождения военной службы.

Порядок предоставления жилых помещений лицам офицерского состава был установлен Примерными Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в адрес, утвержденными Постановлением Совета Министров адрес от 31.07.1984 года N 335, утратившими силу с 01 марта 2005 года, в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно названным Примерным правилам, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялось в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами (пункт 11).

Пунктом 24 Примерных правил предусматривалось обеспечение военнослужащих, в том числе, лиц офицерского состава Вооруженных Сил СССР, уволенных в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, в установленный законодательством Союза ССР срок исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь.

Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что при увольнении с военной службы право истца на получение жилья могло быть реализовано в порядке, предусмотренном действующими на день увольнения нормативными правовыми актами - пунктом 53 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 18.03.1985  240, Жилищным кодексом адрес, Примерными Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в адрес, утвержденными Постановлением Совмина адрес от 31.07.1884  335, то есть, путем постановки на учет в исполнительном комитете местных Советов народных депутатов (органе местного самоуправления) по избранному месту жительства.

Законом Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", в пунктах 1, 6 статьи 15 предусмотрено, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

Истец доказательств, подтверждающих, что он в установленном порядке обратился с заявлением о постановке на учет в исполнительном комитете местных Советов народных депутатов (органе местного самоуправления) по избранному месту жительства, суду не представил.

Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что вступившим в законную силу решением Красногорского городского суда адрес от 27 июня 2014 г. по гражданскому делу  2-1185/14, установлено, что Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Дружинину В.Н. направлено письмо N 194/1/21, в котором указано, что основания для обеспечения истца жилым помещением по адрес Российской Федерации отсутствуют. Вместе с тем, истцу разъяснено, что при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, он может быть обеспечен жилым помещением органами местного самоуправления по месту жительства. Указанное решение уполномоченного подразделения Министерства обороны Российской Федерации не оспаривалось. Доказательств обратного суду не представлено. Дружининым В.Н. велась переписка со структурными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации по вопросу заключения с ним договора социального найма, однако положительного решения по данному вопросу уполномоченным органом принято не было.  В обоснование иска Дружинин В.Н. ссылается на положения ст. 15 Федерального закона  76-ФЗ "О статусе военнослужащих", между тем, названный закон вступил в силу с 01.01.1998 и на правоотношения, возникшие в момент увольнения фио с военной службы в 1992 году, не распространяется.

Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании  за Дружининым В.Н. права  состоять в очереди в Едином реестре военнослужащих на улучшение жилищных условий как военнослужащий, досрочно уволенный с военной службы в запас по состоянию здоровья, поскольку на указанный учёт он в установленном порядке не принимался, вправе был обратиться в органы местного самоуправления с целью обеспечения жилым помещением.

16.03.2023 истец обратился в ФГАУ «Росжилкомплекс» о заключении с ним договора социального найма, однако 07.04.2023 истцом был получен ответ на указанное заявление, в котором было указано, что истец на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, жилое помещение по адресу: адрес на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» не закреплено.

В этой связи вывод суда первой инстанции о необходимости возложении на ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерство Обороны Российской Федерации обязанности повторно рассмотреть вопрос о  предоставлении  Дружинину Валерию Николаевичу жилого помещения по договору социального найма противоречит установленным фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

Исходя из материалов дела, истец избрал после увольнения с военной службы место жительства в адрес.

Доказательств тому, что истец избрал постоянным местом жительства после увольнения с военной службы адрес, обращался к ответчикам, в органы государственной власти адрес с заявлением о предоставлении жилого помещения в адрес, Дружинин В.Н.  не представил.

В этой связи, исковые требования фио об обязании ответчиков  предоставить жилое помещение на территории адрес для постоянного проживания на условиях социального найма удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения - об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328  330 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Савеловского районного суда адрес от 11 октября 2023 г. отменить.

Вынести по делу новое решение. Отказать в удовлетворении искового заявления Дружинина Валерия Николаевича к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права состоять в очереди в Едином реестре военнослужащих н ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

 

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2024 .

 

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

 

 

░░░░:

1

 

33-36636/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Отменить судебное постановление полностью, принять новое решение
Истцы
Дружинин В.Н.
Ответчики
Министерство обороны РФ, ФГАУ "Росжилкомплекс"
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
25.07.2024Зарегистрировано
12.08.2024Рассмотрение
02.09.2024Завершено
25.07.2024У судьи
03.10.2024В канцелярии
10.10.2024Отправлено в районный суд
02.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее