Дело № 2-972/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2020 года г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла
в составе председательствующего судьи Сергуниной И.И.,
при секретаре Якуниной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ахатова Валерия Владиковича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Орловской области», Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ахатов В.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Орловской области» и Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 1996 года ему установлена первая группа инвалидности в связи с полученной тяжелой травмой спинного мозга. С 13.05.2002 он проживает в стационарном медико-социальном учреждении БСУ СО ОО «Каменский геронтологический центр».
5.03.2008 для него была разработана индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА).
Фондом социального страхования ему была приобретена кресло-коляска с электроприводом прогулочная, то есть на ней стояли безопасные якорные электро-магнитные тормоза, что позволяло самостоятельно передвигаться, управляя джойстиком.
В 2013 году по истечении срока использования технического средства реабилитации (ТСР) ему была выдана такая же кресло-коляска с электроприводом, как и в 2008 году.
15.03.2018 Территориальное бюро медико-социальной экспертизы провело плановое освидетельствование и вновь подготовило Ахатову В.В. индивидуальную программу реабилитации, на основании которой 01.10.2018 сотрудниками БСУ СО Орловской области «Каменский геронтологический центр» для него была получена очередная кресло-коляска с электрическим приводом. Поскольку ранее предоставленная и находящаяся в пользовании кресло-коляска еще являлась пригодной к эксплуатации, новую коляску временно поместили на склад. О том, что по новой программе была предоставлена не прогулочная, а комнатная кресло-коляска, ему стало известно лишь в мае 2019 года, после чего последовали неоднократные обращения в различные структуры и ведомства по вопросу замены данного средства реабилитации, в том числе в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» и ГУ - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
28.10.2019 Ахатову В.В. была разработана новая ИПРА, которая была идентична ИПРА от 15.03.2018.
09.01.2020 истец получил письмо из Мценской межрайонной прокуратуры о том, что в ГУ - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ внесено представление.
16.01.2020 Ахатов В.В. получил письмо от заместителя руководителя ГУ - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о рассмотрении вопроса о замене ему электроколяски.
28.01.2020 сотрудники Фонда социального страхования привезли ему новую кресло-коляску с электроприводом прогулочную с безопасными якорными электромагнитными тормозами.
Ахатов В.В. указывает на то, что обстоятельства, связанные с разрешением вопроса о замене технического средства реабилитации, повлекли ухудшение состояние его здоровья, действиями ответчиков ему были причинены нравственные страдания, которые он оценивает в 2 500 000 рублей.
По указанным основаниям Ахатов В.В. просил суд взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» компенсацию морального вреда в сумме 1500000 рублей, с Государственного Учреждения-Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ -в сумме 1000000 рублей.
В судебном заседании истец Ахатов В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, указал на то, что ему была предоставлена в 2018 году кресло-коляска, которая не соответствовала условиям его жизни, у него из-за этого появились проблемы со здоровьем, повысилось содержание сахара в крови.
Представитель истца Ахатова В.В.-Чекулаева О.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области»-Михлина И.Е. исковые требования не признала, указала на то, что доказательств, подтверждающих причинение морального вреда истцу ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России, Ахатовым В.В не представлено. Решения ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» в отношении Ахатова В.В. незаконными не признаны, оснований для компенсации морального вреда в отсутствие вины ответчиков не имеется, не доказано и наличие самого вреда.
При определении нуждаемости в TCP Бюро № 2 руководствовалось Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 998н, который утратил силу 17.03.2018. Новый Перечень, утвержденный приказом Минтруда России от 28.12.2017 г. № 888н и действующий в настоящее время, не предусматривает деление кресло-колясок с электроприводом на комнатные и прогулочные. В связи с этим на основании ИПРА от 15.03.2018 Ахатов В.В. был обеспечен кресло-коляской с электроприводом (универсальной), также как и в 2008 году. Кресло-коляска с электроприводом комнатная Ахатову В.В. выдана не была.
Полномочиями на указание в ИПРА технических характеристик TCP, в данном случае, особенностей тормозной системы, специалисты бюро МСЭ не наделены. В ИПРА от 2019 года Ахатову В.В. также определена нуждаемость в кресле-коляске с электроприводом, т.е. TCP с тем же наименованием, что была выдана ему в 2008 году и в 2018 году.
Представитель ответчика Государственного Учреждения-Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ-Шеварыкина С.В. исковые требования не признала, указала на то, что нормативные акты в качестве рекомендованного технического средства реабилитации закрепляют кресло-коляску с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) с кодом 7-04-01, подвидов, таких как: комнатная, универсальная или прогулочная, для данного вида технического средства реабилитации действующими нормами права не предусмотрено.
Ахатов В.В. был обеспечен отделением Фонда 01.10.2018 кресло-коляской с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) в соответствии с программой реабилитации инвалида от 15.03.2018.
Срок пользования предоставленным Ахатову В.В. техническим средством реабилитации составляет не менее 5 лет.
Ахатову В.В. 28.10.2019 разработана новая ИПРА, 15.01.2020 в отделение Фонда поступило письмо от ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» с рекомендацией замены ранее выданной Ахатову В.В. кресло-коляски.
Отделением Фонда 28.01.2020 Ахатову В.В, предоставлена новая кресло-коляска с электроприводом для инвалидов и детей инвалидов. Претензии к данному техническому средству реабилитации Ахатов В.В. не имеет.
Ахатов В.В. не представил доказательств того, что какими- либо действиями ему причинены нравственные страдания.
Представитель третьего лица БСУ СО ОО «Каменский геронтологический центр» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц Министерства труда и социальной защиты РФ, МТУ Росимущества по Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст.11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Согласно ст.11.1. Федерального закона № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2017 года №888н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», который вступил в действие с 18.03.2018 года. Данный Перечень содержит описание технических средств реабилитации, в том числе кресел-колясок (пункт 7), и его виды, а также медицинские показания и противопоказания к использованию конкретного вида технических средств реабилитации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2018 г. № 86н утверждена классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р в соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами, за собственный счет, утверждена прилагаемая к данному приказу классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р.
В пункте 7 Федерального перечня указан вид технического средства реабилитации - кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные, и перечислены их подвиды, что соответствует пункту 7 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р.
Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Ахатов В.В. является инвалидом 1 группы, бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ № 032363 (т.1 л. д. 10).
С 13.05.2002 истец проживает на стационарном обслуживании в БСУ СО ОО «Каменский геронтологический центр». (т.1л.д.11)
5.03.2008 для него была разработана индивидуальная программа реабилитации (ИПР) №788 к акту освидетельствования №818 от 05.03.2008. ( т.3 л.д.131-132)
Согласно индивидуальной программы реабилитации Фондом социального страхования ему была выдана кресло-коляска с электроприводом.
В 2013 году Ахатову В.В. по истечении срока использования технического средства реабилитации (ТСР) ему была выдана коляска с электроприводом.
15.03.2018 Территориальное бюро медико-социальной экспертизы провело освидетельствование и разработало Ахатову В.В. ИПРА инвалида № 234.2.57/2018 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы №296.2.57/2018 от 15.03.2018 с рекомендациями по обеспечению ТСР: кресло-коляска с электроприводом комнатная (ширина сиденья 45 см, глубина сиденья 43 см, высота сиденья 50 см, высота спинки 45 см, высота подлокотника 23 см.) (т.4 л.д.1-37)
С 18.10.2019 по 28.10.2019 Ахатов В.В. освидетельствован повторно (досрочно) с целью разработки ИПРА для обеспечения ТСР, что следует из выписки из протокола заседания экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы Ахатова В.В., акта №903.6.57/2019 от 28.10.2019, протокола проведения медико-социальной экспертизы, согласно которого Ахатову В.В. рекомендована кресло-коляска с электроприводом откидная; вид сиденья: с регулируемым углом наклона; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка:регулирующая по высоте; приспособления: поясной ремень 1 шт. (т.3 л.д.175-177, 179-184, 185-204)
28.10.2019 Ахатову В.В. разработана ИПРА инвалида № 710.6.57/2019 (т.3 л.д.205-217)
15.08.2019, 16.09.2019, 30.10.2019, 03.12.2019, 23.12.2019 Ахатов В.В. обращался в ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» о замене кресло-коляски. (т.3 л.д.140-141, 142-144, 150, 160, 163)
13.08.2019, 28.08.2019, 11.11.2019 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» был дан ответ на обращения Ахатова В.В.. (т.3 л.д.148-149, 164, 167-168)
25.12.2019 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» дан ответ заместителю межрайонного прокурора Мценской межрайонной прокуратуры. (т.3 л.д.145-146)
23.09.2019 Государственное Учреждение - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на обращение Ахатова В.В. от 25.08.2019 направило ему ответ, в котором указало на то, что в случае несогласия с решением Бюро МСЭ вправе обжаловать данное решение в предусмотренном законом порядке. (т.4 л.д.40-41)
23.10.2019 Государственное Учреждение - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ направило ответ Ахатову В.В. на его обращение от 26.09.2019, из которого следует, что ИПРА является обязательной для исполнения отделением Фонда, Ахатов В.В. вправе обратиться в учреждение СМЭ для внесения изменений в программу реабилитации. (т.4 л.д.42)
26.12.2019 Государственное Учреждение - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставило информацию заместителю прокурора Мценской межрайонной прокуратуры. (т.4 л.д.44-45)
10.01.2020 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России направило Ахатову В.В. письмо, в котором рекомендуют обратиться в Орловское региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о проведении медико-технической экспертизы. (т.3 л.д.136-137)
14.01.2020 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» направило в Государственное Учреждение-Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ письмо, согласно которого просят рассмотреть вопрос о замене выданной Ахатову В.В. кресло-коляски, учитывая наличие у него выраженных нарушений верхних конечностей, находя обоснованными его доводы о невозможности пользоваться предоставленной ему кресло-коляской, поскольку имеющиеся на ней рычажные тормоза приводятся в действие вручную. (т.3 л.д.134-135)
16.01.2020 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» направило Ахатову В.В. сообщение, в котором указало, что в Орловское региональное отделение Фонда социального страхования направлено письмо для рассмотрения вопроса о замене выданной ему кресло-коляски. (т.3 л.д.133)
07.02.2020 Государственное Учреждение-Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ направило заместителю прокурора Мценской межрайонной прокуратуры письмо о рассмотрении представления от 09.01.2020, в котором указало, что вины сотрудников по предоставлению кресла-коляски Ахатову В.В. не усматривается. (т.4 л.д.48-49)
28.01.2020 Ахатову В.В. была произведена замена кресла-коляски с электроприводом на новую кресло-коляску с электроприводом для инвалидов и детей инвалидов (7-04-01), которая имеет электропривод с якорным тормозом, что подтверждается актом. (т.4 л.д.51)
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
15.03.2018 Ахатову В.В. в ИПРА была рекомендована кресло-коляска с электроприводом комнатная. Ахатов В.В. был обеспечен кресло-коляской с электроприводом (универсальной), также как и в 2008 году. При определении нуждаемости в TCP Бюро № 2 руководствовалось Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 998н, который утратил силу 17.03.2018 г. Новый Перечень, утвержденный приказом Минтруда России от 28.12.2017 №888н и действующий в настоящее время, не предусматривает деление кресло-колясок с электроприводом на комнатные и прогулочные. 1.10.2018 Фонд социального страхования выдал Ахатову В.В. кресло-коляску с электроприводом по новому Перечню.
По смыслу п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется только в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, и не может осуществляться без учета таких программ.
При внесении в ИПРА инвалида рекомендаций о нуждаемости в креслах-колясках указывались антропометрические данные Ахатова В.В., а также характеристики ТСР.
Предоставленное истцу в 2018 году техническое средство реабилитации (кресло-коляска с электроприводом) по программе реабилитации от 15.03.2018, является универсальным, подлежит использованию как в жилом помещении, так и на улице, что не позволяет сделать вывод о неисполнении или ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей.
После обеспечения кресло-коляской с электроприводом у Ахатова В.В. возникли проблемы по ее использованию. После его обращения ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России совместно с ГУ- ОРО ФСС РФ выясняли причины невозможности использования ТСР. К Ахатову В.В. были направлены специалисты МСЭ для выяснения данных причин. 28.10.2019 года Ахатову В.В. была разработана новая ИПРА. ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» направило в адрес ГУ - ОРО ФСС РФ письмо рассмотреть вопрос о замене выданной Ахатову В.В. кресло-коляски с электроприводом на другую модель. 28.01.2020 Отделением Фонда Ахатову В.В. была предоставлена новая кресло-коляска с электроприводом для инвалидов и детей инвалидов, которой Ахатов В.В. пользуется в настоящее время и претензий не имеет.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 26 января 2010 года «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора (пункт 1). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (пункт 2). В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (пункт 3).
Изложенное свидетельствует о том, что обязательство по компенсации морального вреда возникает при наличии следующих условий: претерпевание морального вреда; неправомерные действия (бездействие) причинителя вреда; причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом; вина причинителя вреда.
Как следует из содержания приведенных норм, компенсация морального вреда возможна в случаях нарушения личных неимущественных прав граждан либо совершения действий, посягающих на нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда возможна при наличии указания об этом в законе.
Истцом не представлено доказательств причинения ему нравственных и физических страданий в результате проведения ему реабилитационных мероприятий и по предоставлению кресло-коляски, представленные медицинские документы (журнал внутримышечных инъекций, журнал учета внутривенных вливаний) не устанавливают причинно-следственной связи между ухудшением состояния здоровья истца и фактом составления ИПРА инвалида и выдачей кресло-коляски.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного в результате обеспечения инвалидов ТСР.
В силу ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 указанного Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда с ответчиков ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» и Государственного Учреждения-Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не имеется.
В удовлетворении исковых требований Ахатова В.В. о возмещении морального вреда следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ахатова Валерия Владиковича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Орловской области», Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г.Орла.
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2020 года.
Председательствующий И.И. Сергунина
..
..
..
..
..
..
..
..
..
..
..
..
..
..