Дело №2а-44/2021
УИД 75 RS0019-01-2020—001178-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сретенск 03 марта 2021 г.
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Коробенковой О.В.,
при секретаре Красовской С.В.,
с участием: представителя административного истца – Бураковой А.Н., представителей административных ответчиков Рюмкина Г.И., Хлудневой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю к администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Управлению образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия,
установил:
Первоначально Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к МОУ «Дунаевская средняя общеобразовательная школа № 57», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Управлению образования администрации муниципального района «Сретенский район» ссылаясь на то, что 23 октября 2020 г. в отношении образовательного учреждения была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено аварийное состояние помещения туалета школы. Несмотря на неоднократные заявки директора школы в администрацию района, Управление образованием о выделении денежных средств, финансирование так и не поступило, ремонт туалета не произведен. Таким образом, образовательным учреждением нарушаются требования санитарного законодательства и не созданы безопасные условия для обучения детей.
На основании изложенного, административный истец просил суд признать бездействие администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Управления образованием администрации муниципального района «Сретенский район» по выполнению санитарных правил незаконными; обязать МОУ «Дунаевская средняя общеобразовательная школа № 57» устранить нарушения санитарного законодательства в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств, обеспечить проведение ремонтных работ помещения туалета; обязать Управление образованием администрации муниципального района «Сретенский район» организовать подготовку бюджетной заявки на реконструкцию здания и ремонт сооружения, организовать контроль за перечислением и целевым использованием денежных средств, за выполнением работ; обязать администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края организовать финансирование работ по ремонту туалета
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил требования, в окончательной редакции просил признать бездействие администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Управлению образования администрации муниципального района «Сретенский район» по выполнению санитарных правил, а также по устранению нарушений санитарного законодательства незаконными, нарушающими право граждан на благоприятную среду обитания в период с 01 июля 2019 г. по 25 декабря 2020 года, выразившиеся в нарушении обязательных требований ст. 11, ст. 24, ст. 28, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.28, п. 4.29 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
В остальной части первоначально заявленных требований административный истец отказался от иска, в связи с их добровольным удовлетворением ответчиками, определением суда от 25.01.2021 г. производство по делу в части требований прекращено.
МОУ «Дунаевская средняя общеобразовательная школа № 57» исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца Буракова А.Н. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что в указанный в иске период имело место бездействие ответчиков, поскольку ими не были приняты исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений санитарных правил и организацию безопасных условий для обучения детей. Администрация муниципального района не сообщила Управлению Роспотребнадзора о том, что в школе имеется аварийный туалет, который на основании экспертного заключения ЗАО НП Читагражданпроект еще в 2019 г. был признан непригодным к эксплуатации, новый модульный туалет был установлен только в декабре 2020 г. До этого учащиеся были вынуждены пользоваться туалетом, расположенным на территории другого учреждения, который не отвечал санитарным нормам. Таким образом, ответчики длительное время не предпринимали мер по финансированию ремонта имеющегося туалета, либо к установке иного туалета, предназначенного для пользования учениками школы.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального района «Сретенский район» Рюмкин Г.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, дополнительно пояснил, что администрация не бездействовала в решении спорного вопроса. В 2019 году администрацией были выделены денежные средства на проведение обследования технического состояния пристройки к школе, в которой располагался туалет. После того, как было установлено, что помещение туалета является аварийным и не отвечает требованиям безопасности, директором школы, главой муниципального района на протяжении 2019-2020 гг. в адрес Правительства Забайкальского края, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Губернатора Забайкальского края направлялись многочисленные письма, заявки с просьбой выделить денежные средства на приобретение нового модульного туалета, либо разрешить использовать денежные средства, оставшиеся в 2019 г. от экономии субсидии, предоставленной краевым бюджетом, на образовательные цели, однако ни того, ни другого согласовано не было. Из ответов на заявки следовало, что строительство нового туалета невозможно, ввиду отсутствия денежных средств в краевом бюджете. Стоимость нового модульного туалета составляет около 2 500 000 руб., ни у школы, ни у администрации таких денежных средств в бюджете не имелось и не имеется. В декабре 2020 г. из бюджета Забайкальского края были выделены дотации, из которых удалось приобрести новый модульный туалет для школы. 27 декабря 2020 г. туалет был смонтирован и запущен в эксплуатацию. До этого момента ученики школы пользовались надворным туалетом, расположенным рядом со школой.
Представитель административного ответчика – Управления образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Хлуднева А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, дополнительно пояснила, что Управление образованием не является самостоятельным финансовым органом, собственного источника дохода не имеет и финансируется администрацией муниципального района, в связи с чем не имело возможности построить или приобрести для школы новый туалет, вышестоящему руководству неоднократно направлялись заявки с просьбой о выделении денежных средств на эти цели.
Представитель заинтересованного лица - МОУ «Дунаевская средняя общеобразовательная школа № 57» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от директора школы Гомзяковой М.Ф. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также о соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, 30 октября 2020 г. Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю проведена внеплановая выездная проверка деятельности МОУ «Дунаевская СОШ №57», в ходе которой установлено, что в школе имеется туалет, не отвечающий санитарным требованиям.
Из представленных в ходе проверки документов установлено, что согласно отчету о техническом состоянии строительных конструкций пристройки здания МОУ «Дунаевская СОШ №57», подготовленного ЗАОр «НП Читагражданпроект» в июле 2019 г., установлено аварийное состояние здания, в котором располагался туалет.
Постановлением Сретенского районного суда от 12 ноября 2020 г. МОУ «Дунаевская СОШ №57» признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта), по которой назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на 90 суток в части эксплуатации туалета.
Согласно договорам на поставку модульного туалета, септика, оборудования заключенным 26 декабря 2020 г. между МОУ «Дунаевская СОШ № 57» и ООО «Оптима», 27 декабря 2020 г. в образовательном учреждении был установлен модульный туалет, о чем между сторонами подписан акт выполненных работ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец ссылался на незаконное бездействие администрации муниципального района «Сретенский район» как собственника и учредителя школы, в полномочия которого входит создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также на незаконное бездействие Управления образования, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, по финансированию ремонта помещения туалета в период с 01 июля 2019 г. по 25 декабря 2020 года.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя администрации и представленных им сведений, бюджет муниципального района является дотационным и собственными денежными средствами на строительство нового туалета, по причине того, что реконструкция имеющегося нецелесообразна, не располагает.
Представленными в материалы дела письмами, заявками подтверждается, что на протяжении 2019-2020 гг. глава муниципального района «Сретенский район», директор МОУ «Дунаевская СОШ №57» регулярно обращались к Губернатору Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, с просьбой выделить денежные средства на приобретение нового модульного туалета, либо разрешить использовать денежные средства, оставшиеся в 2019 г. от экономии субсидии, предоставленной краевым бюджетом на образовательные цели.
Как следует из ответа заместителя председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам Ванчиковой А.Г. от 15.04.2020 г. строительство туалета в МОУ «Дунаевская СОШ №57» в настоящее время невозможно, ввиду отсутствия финансирования на краевом уровне для реализации данного мероприятия.
В ходе судебного разбирательства установлено, что приобретение нового модульного туалета для школы стало возможным на основании дотации, предоставленной бюджетом Забайкальского края в декабре 2020 г., после получения которой администрацией муниципального района незамедлительно были направлены денежные средства в МОУ «Дунаевская СОШ № 57».
Учитывая, что администрацией муниципального района, структурным подразделением которой является Управление образованием, принимались меры к получению финансирования на приобретение нового туалета, суд не усматривает со стороны ответчиков незаконного бездействия и полагает, что в данном случае ответчиками были приняты исчерпывающие меры к устранению имеющихся нарушений в деятельности школы.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, ст. 188 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю к администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Управлению образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Коробенкова
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2021 г.