Дело № 2-954/2024
11RS0016-01-2024-001835-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2024 года с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Моисеевой М.А.
при секретаре Карманове А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района к ГБУЗ РК «Сыктывдинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Коми, Комитету Республики Коми имущественных и земельных отношений о возложении обязанности организовать снос здания и до фактического сноса принять меры к исключению доступа граждан к объекту,
установил:
прокурор Сыктывдинского района обратился в суд с иском к ГБУЗ РК «Сыктывдинская центральная районная больница», Комитету Республики Коми имущественных и земельных отношений о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2025 года организовать снос здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Р. К., <адрес>, до фактического сноса здания принять меры к исключению доступа граждан к данному объекту.
В последующем истец представил уточнение иска, в котором в качестве ответчика заявлено Министерство здравоохранения Республики Коми.
Заместитель прокурора уточненное исковое заявление поддержал.
Представитель ГБУЗ РК «Сыктывдинская центральная районная больница» не возражал против заявленных требований. Указывая на невозможность снести здание и принять меры по его ограждению, в связи с отсутствием в Учреждении денежных средств.
Представитель Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений с иском не согласился по изложенным в письменных отзывах доводам.
Представители Министерства здравоохранения Республики Коми и администрации СП «Яснэг» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.
Заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что здание «Врачебная амбулатория», 1956 года пристройки, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: Р. К., <адрес>, находится в собственности Республики К. с <дата>.
Ранее данный объект недвижимости находился в муниципальной собственности.
На основании постановления главы муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> № указанное здание передано в оперативное управление МУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница», в последующем сменившая на именование на ГБУЗ РК «Сыктывдинская центральная районная больница».
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания имущества следует понимать обязанность лица поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии и уплате связанных с этим расходов.
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294. 296).
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекс Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным кодексом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекс Российской Федерации).
Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий, сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла зданий, сооружений, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) зданий, сооружений и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации и сноса зданий, сооружений (часть 1). Безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований, устанавливаемых одним или несколькими документами, предусмотренными частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (часть 2).
В ходе проведенной прокуратурой проверки объекта с кадастровым номером №, установлено, что указанное здание длительное время не эксплуатируется, доступ для посторонних лиц не ограничен.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиками. При этом, представитель ГБУЗ РК «Сыктывдинская центральная районная больница» пояснил, что неоднократно пытались собственными силами принять меры к ограничению доступа в здание, более эффективные меры принять не возможно из-за отсутствия денежных средств, распорядиться имуществом Учреждение вправе только с согласия собственника.
Согласно техническому заключению № №, возникшие в ходе эксплуатации здания, расположенного по адресу: <адрес>, повреждения и деформации свидетельствуют об исчерпании несущих способностей и опасности обрушения. Возникшие крены вызвали потерю устойчивости и прочности здания в целом, нарушена несущая способность наружных конструкций. Здание не соответствует экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и другим нормам, не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
На имеющихся в материалах дела фотографических снимках, сделанные истцом в сентябре 2024 года (л.д. 8-10), усматривается наличие значительных разрушений здания, а также свободный доступ к нему.
Таким образом, материалами дела с достаточной степенью достоверности подтверждено, что техническое состояние здания с кадастровым номером № длительное время является аварийным, характеризуется многочисленными повреждениями и деформациями, доступ неограниченного количества лиц не обеспечен, что в совокупности представляет непосредственную опасность для людей и влечет нарушение их прав на охрану жизни и здоровья. При этом, доказательств принятия достаточных мер к устранению нарушений требований часть 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора <адрес> об организации сноса здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Р. К., <адрес>, и принятия мер к исключению доступа граждан к данному объекту.
В соответствии с Уставом, ГБУЗ РК «Сыктывдинская центральная районная больница» является государственным учреждением здравоохранения, финансовое обеспечение осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Коми осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми. Функции и полномочия собственниками имущества Учреждения от имени Республики Коми осуществляет Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, правопреемником которого является Комитет Республике Коми имущественных и земельных отношений.
Согласно Положению о Комитете Республике Коми имущественных и земельных отношений, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 02 ноября 2020 года № 537, Комитет является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, земельных отношений, управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми, в том числе государственным жилищным фондом Республики Коми, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в указанной сфере (пункт 1). Комитет осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 3). Одной из основных задач деятельности Комитета является, в частности, обеспечение эффективного управления, распоряжение государственной собственностью Республики Коми, учет государственного имущества Республики Коми.
Для реализации задач, указанных в разделе 2 Положения, Комитет исполняет функции по управлению и распоряжению государственным имуществом Республики Коми, за исключением автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми.
С учетом изложенного, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего состояния объекта недвижимости с кадастровым номером №, является обязанностью не только ГБУЗ РК «Сыктывдинская центральная районная больница», в оперативном управлении которого находится здание, но и Комитета Республике Коми имущественных и земельных отношений, исполняющее полномочия собственника данного имущества. Более того, наличие установленного порядка списания государственного имущества не является безусловным основанием для освобождения Комитета от обязанности по организации мер по его сносу. В свою очередь, Учреждение здравоохранения в силу закона не вправе самостоятельно решать вопрос относительно государственного имущества.
По вышеизложенным мотивам, доводы представителя Комитета Республике Коми имущественных и земельных отношений признаются несостоятельными.
Исходя их пояснений представителя ГБУЗ РК «Сыктывдинская центральная районная больница» финансирование на содержание имущества, находящееся в государственной собственности осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Так, постановлением Правительства Республики К. от <дата> №, утверждены Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики К. и финансовом обеспечении выполнения государственного задания согласно приложению № и о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики К. бюджетным и автономным учреждениям Республики К. на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанное с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества, согласно приложению №.
Положение № устанавливает порядок формирования государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнения работ) государственными бюджетными учреждениями Республики К. и порядок финансового обеспечения выполнения государственных заданий, осуществляемого за счет средств республиканского бюджета.
Согласно указанного Положения №, государственное задание формируется и утверждается для бюджетных учреждений и автономных учреждений - органами исполнительной власти Республики К., осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующего бюджетного учреждения или автономного учреждения.
Установлено, что ГБУЗ РК «Сыктывдинская центральная районная больница» является государственным учреждением здравоохранения, главным распорядителем финансового обеспечения и учредителем которого является Министерство здравоохранения Республики Коми.
Учитывая, что исполнение требований об организации сноса здания и принятия мер к исключению доступа граждан к объекту состоит из нескольких этапов, в том числе выделения денежных средств на их проведение, то исполнение данных требований также подлежит возложению и на Министерство здравоохранения Республики Коми.
Судебное решение должно отвечать общеправовому принципу исполнимости судебного акта, учитывая реальную возможность его исполнения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение, судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года № 1-П, от 14 мая 2003 года № 8-П, от 14 июля 2005 года № 8-П, от 12 июля 2007 года № 10-П, от 26 февраля 2010 года № 4-П, от 14 мая 2012 года № 11-П, от 10 марта 2016 года № 7-П).
Учитывая принцип исполнимости судебного решения, специфику правоотношения, необходимости применения программно-целевого подхода, соблюдения контрактной системы и процесса выделения бюджетных средств, а также наличие определенных погодных условий, суд полагает разумным срок, предложенный истцом.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
возложить на ГБУЗ РК «Сыктывдинская центральная районная больница» (№), Министерство здравоохранения Республики Коми (№), К.т Республики К. имущественных и земельных отношений (ОГРН 1021100533607 обязанность:
- в срок до <дата> организовать снос здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Р. К., <адрес>,
- до фактического сноса здания расположенного по адресу: Р. К., <адрес> принять меры к исключению доступа граждан к данному объекту.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Моисеева