в„–Р°-131/2021
РЈРР” 28RSв„–-28
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
27 мая 2021 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Кадырова В.Ю.,
секретаря судебного заседания Р¤РРћ1,
с участием:
представителя истца – старшего помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> Р¤РРћ2,
представителя заинтересованного лица ГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> – заместителя начальника РћРќР” Рё РџР , главного государственного инспектора Архаринского Рё <адрес>РѕРІ РїРѕ пожарному надзору Р¤РРћ3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Касаткинского сельсовета <адрес> к администрации Касаткинского сельсовета о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета, возложении обязанности провести мероприятия по выполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Касаткинского сельсовета <адрес> к администрации Касаткинского сельсовета о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета, возложении обязанности провести мероприятия по выполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета, в исковом заявлении в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой <адрес> в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования Касаткинский сельсовет <адрес> выявлены нарушения норм действующего законодательства:
- на территории <адрес> не обеспечена своевременная очистка участков местности от горючих отходов, мусора, тары и от сухой растительности (<адрес> несанкционированная свалка горючего мусора, веток, сухой растительности в районе <адрес>);
- РЅР° территории <адрес> вдоль обочины РґРѕСЂРѕРіРё РїРѕРґ Р›РРџ допускается нахождение горючего материала (веток) РЅР° въезде РІ <адрес>, РЅРµ обеспечена очитка несанкционированной свалки СЃ левой Рё правой стороны РґРѕСЂРѕРіРё напротив <адрес>;
- на территории <адрес> не обеспечена очистка несанкционированной свалки на въезде в поле со стороны <адрес>.
Кроме того, в нарушение положений ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся, в том числе мероприятия по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах в Касаткинском сельсовете личный состав добровольной пожарной дружины не застрахован.
Считает, что бездействие администрации Касаткинского сельсовета <адрес> является незаконным, поскольку обязанность по принятию первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета <адрес> лежит на администрации Касаткинского сельсовета <адрес>.
Бездействие администрации Касаткинского сельсовета по непринятию первичных мер пожарной безопасности на территории сельсовета нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц – жителей Касаткинского сельсовета.
Несоблюдение указанных требований, отсутствие в полном объёме готовности к пожароопасному периоду может повлечь возникновение пожара, что также ведёт к причинению имущественного ущерба, к возникновению угрозы жизни и здоровью людей.
На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Касаткинского сельсовета <адрес> выразившиеся в непринятии первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета.
Обязать администрацию Касаткинского сельсовета <адрес> провести мероприятия по выполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета:
- на территории <адрес> обеспечить очистку участков местности от горючего мусора и от сухой растительности в районе <адрес>, и несанкционированной свалки горючего мусора, веток, сухой растительности в районе <адрес>;
- РЅР° территории <адрес> обеспечить очистку участков местности РѕС‚ горючего РјСѓСЃРѕСЂР° Рё СЃСѓС…РѕР№ растительности РІ районе вдоль обочины РґРѕСЂРѕРіРё РїРѕРґ Р›РРџ Рё несанкционированной свалки СЃ левой Рё правой стороны РґРѕСЂРѕРіРё напротив <адрес>;
- на территории <адрес> обеспечить очистку участков местности от несанкционированной свалки на въезде в поле со стороны <адрес>;
- организовать страхование личного состава добровольной пожарной дружины Касаткинского сельсовета;
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Р’ судебном заседании представитель истца – старший помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> Р¤РРћ2 РѕС‚ исковых требований РІ части возложения РЅР° администрацию Касаткинского сельсовета обязанности организовать страхование личного состава добровольной пожарной РґСЂСѓР¶РёРЅС‹ Касаткинского сельсовета отказалась, поскольку данное требование ответчик исполнил РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, Р° именно заключил РґРѕРіРѕРІРѕСЂ индивидуального страхования добровольных пожарных. Р’ остальной части административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить РІ полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> - заместитель начальника РћРќР” Рё РџР , главного государственного инспектора Архаринского Рё <адрес>РѕРІ РїРѕ пожарному надзору Р¤РРћ3 РІ судебном заседании поддержал исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, РїРѕСЏСЃРЅРёР», что согласно заданию отделом проводился плановый осмотр, обследование территории Касаткинского сельсовета РЅР° предмет наличия признаков нарушений требований пожарной безопасности, РїРѕ результатам данного мероприятия выявлены нарушения. Считает что РїРѕ состоянию РЅР° дату рассмотрения дела, выявленные РІ С…РѕРґРµ рейдового осмотра нарушения РЅРѕСЂРј пожарной безопасности администрацией РЅРµ устранены.
Представитель административного ответчика администрации Касаткинского сельсовета – глава администрации Касаткинского сельсовета <адрес> Р¤РРћ4 уведомленная надлежащим образом Рѕ дате, времени Рё месте слушания РІ СЃСѓРґ РЅРµ явилась, ходатайств РѕР± отложении судебного заседания РѕС‚ неё РЅРµ поступало. Ею представлены возражения, согласно которым заявленные истцом требования выполнены ответчиком РІ полном объеме, Р° именно: организована очистка участка РѕС‚ горючего РјСѓСЃРѕСЂР° Рё СЃСѓС…РѕР№ растительности РІ районе <адрес> силами пользователя данного участка, несанкционированная свалка горючего РјСѓСЃРѕСЂР°, веток, СЃСѓС…РѕР№ растительности РІ районе СѓРґ. Угловая, <адрес> очищена силами администрации, РЅР° территории <адрес> выполнена очистка участка РѕС‚ спиленных ветвей деревьев РїРѕРґ линией Р›РРџ силами ДРСК (так как участок находится РІ Р·РѕРЅРµ обслуживания ДРСК), произведена очистка свалки СЃ левой Рё правой стороны РґРѕСЂРѕРіРё напротив <адрес>, РЅР° территории <адрес> выполнена очистка несанкционированной свалки РЅР° въезде РІ поле РїРѕ <адрес>, осуществелно страхование личного состава ДПД Касаткинского сельсовета осуществлено (РґРѕРіРѕРІРѕСЂ прилагается). РџСЂРѕСЃРёС‚ отказать РІ удовлетворении исковых требований РІ полном объеме
Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> – глава <адрес> Р¤РРћ5 уведомленная надлежащим образом Рѕ дате, времени Рё месте слушания РІ СЃСѓРґ РЅРµ явилась, ходатайств РѕР± отложении судебного заседания РѕС‚ неё РЅРµ поступало. РћС‚ неё поступили возражения, согласно которым РѕРЅР° РїСЂРѕСЃРёС‚ отказать РІ удовлетворении исковых требований отказать так как главой Касаткинского сельсовета Р¤РРћ6 предоставлена справка РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ (СЃ приложенной фототаблицы), РЅР° территории <адрес> выполнена очистка участков местности РѕС‚ горючего РјСѓСЃРѕСЂР° Рё РѕС‚ СЃСѓС…РѕР№ растительности РІ районе <адрес> силами пользователя данного участка, очистка несанкционированной свалки РІ РІРёРґРµ сгрунтованной земли Рё веток РІ районе <адрес> РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ после полного оттаивания грунта (РєРѕРїРёСЋ акта обследования прилагается), РЅР° территории <адрес> вдоль обочины РґРѕСЂРѕРіРё РїРѕРґ Р›РРџ Рё очистка свалки РІ РІРёРґРµ веток произведена силами ДРСК (так как данный участок находится РІ Р·РѕРЅРµ обслуживания), произведена очистка свалки СЃ левой Рё правой стороны РґРѕСЂРѕРіРё напротив <адрес>, РЅР° территории <адрес> произведена очистка участков местности РѕС‚ несанкционированнной свалки РЅР° въезде РІ поле СЃРѕ стороны <адрес>, страхование личного состава добровольной пожарной РґСЂСѓР¶РёРЅС‹ Касаткинского сельсовета осуществлено (РґРѕРіРѕРІРѕСЂ страхования прилагается). Считает требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° несостоятельными, так как указанные РёРј РІ административном заявлении требования СѓР¶Рµ выполнены.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация –социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу требований ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и. противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов, обеспечение информирования населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствие со ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с указанными Правилами на территориях поселений обеспечивается очистка объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Зона очистки от сухой травы, веток, других горючих материалов и сухостойных деревьев вокруг костра, место размещения запаса дров и огнетушащих средств должны составлять не менее 2 метров (п. 73); правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных, в том числе в границах населенных пунктов, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы (п. 67); на территориях общего пользования, в том числе сельских поселений, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций запрещается устраивать свалки отходов (п. 69); на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах (п.74).
По материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступила информация о противопожарном состоянии населенных пунктов МО Касаткинский сельсовет, старшего дознавателя ОНПРпо Архаринскому и <адрес>м УНПРГУ МЧС России по <адрес>, согласно которой выявлены следующие нарушения норм действующего законодательства:
- на территории <адрес> не обеспечена своевременная очистка участков местности от горючих отходов, мусора, тары и от сухой растительности (<адрес> несанкционированная свалка горючего мусора, веток, сухой растительности в районе <адрес>);
- РЅР° территории <адрес> вдоль обочины РґРѕСЂРѕРіРё РїРѕРґ Р›РРџ допускается нахождение горючего материала (веток) РЅР° въезде РІ <адрес>, РЅРµ обеспечена очистка несанкционированной свалки СЃ левой Рё правой стороны РґРѕСЂРѕРіРё напротив <адрес>;
- на территории <адрес> не обеспечена очистка несанкционированной свалки на въезде в поле со стороны <адрес>.
Кроме того, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
Согласно материалам дела, в Касаткинском сельсовете <адрес> создана добровольная пожарная дружина численностью 2 человека, которые прошли обучение на базе ПЧ-61. Личный состав не застрахован, медосмотр не пройден (информация о готовности ДПО <адрес> к прохождению весеннего пожароопасного период в 2021 года ГКУ АО «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности <адрес>» филиал «4 отряд противопожарной службы <адрес>» пожарная часть № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с выявленными нарушениями, прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ главе Касаткинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу главы Касаткинского сельсовета РЅР° представление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> следует, что РІ <адрес> РЅР° заброшенном участке РїРѕ <адрес> проводятся мероприятия РїРѕ очищению участка РїРѕ <адрес>, очистка РѕС‚ горючего РјСѓСЃРѕСЂР° будет проведена после оттаивания земляного грунта. Р’ <адрес> РїРѕРґ Р›РРџ горючие ветки убраны силами ДРСК. Р’ <адрес> очистка РѕС‚ горючего РјСѓСЃРѕСЂР° РїРѕ <адрес> проведена. Администрацией Касаткинского сельсовета направлена заявка РЅР° заключение РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° страхования жизней личного состава ДПД.
Вышеприведенные нарушения РЅРѕСЂРј пожарной безопасности подтверждаются материалами РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверки, Р° также представленными РІ судебном заседании главным государственным инспектором Архаринского Рё <адрес>РѕРІ РїРѕ пожарному надзору Р¤РРћ3 материалами контрольно-наблюдательного дела.
Данные бездействия администрации Касаткинского сельсовета <адрес> суд находит незаконными, поскольку они противоречат вышеуказанным нормам действующего законодательства.
Сведений опровергающих представленные истцом доказательства наличия нарушений норм пожарной безопасности на территории соответствующего муниципального образования материалы дела не содержат, соответствующих доказательств не представлено.
Представленная заинтересованным лицом – администрацией <адрес> фотография с надписью «<адрес>» не содержит сведений указывающих на привязку данной территории к местности – в районе <адрес>, где были выявлены горючие отходы, мусор, тары и сухая растительность. Кроме того изображенная на данной фотографии местность не соответствует фотографии фототаблицы к акту осмотра, обследования территории по плановому (рейдовом) заданию от 30 марта № где зафиксирована местность в районе <адрес> не очищенная от горючего мусора и сухой растительности. Доводы возражений представителя административного ответчика администрации Касаткинского сельсовета и представителя заинтересованного лица администрации <адрес> при отсутствии подтверждающих доказательств не опровергают наличие не устраненных на момент рассмотрения дела, нарушений норм законодательства в области обеспечения пожарной безопасности.
В данной части требования прокурора подлежат удовлетворению.
Р’ судебном заседании представитель истца – старший помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> Р¤РРћ2 РѕС‚ исковых требований РІ части возложения РЅР° администрацию Касаткинского сельсовета обязанности организовать страхование личного состава добровольной пожарной РґСЂСѓР¶РёРЅС‹ Касаткинского сельсовета отказалась, поскольку данное требование ответчик исполнил РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, Р° именно заключил РґРѕРіРѕРІРѕСЂ индивидуального страхования добровольных пожарных. Последствия такого отказа представителю истца разъяснены Рё понятны.
Согласно ч.2 ст.46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Частью 5 указанной статьи закреплено, что суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Поскольку частичный отказ представителя истца от иска противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц, суд принимает такой отказ.
Согласно ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Обязанность по принятию первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета <адрес> лежит на администрации Касаткинского сельсовета <адрес>.
Бездействие администрации Касаткинского сельсовета по непринятию первичных мер пожарной безопасности на территории сельсовета нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц – жителей Касаткинского сельсовета.
Поскольку несоблюдение указанных требований, отсутствие в полном объёме готовности к пожароопасному периоду может повлечь возникновение пожара, что также ведёт к причинению имущественного ущерба, к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180,188 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Административные исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Касаткинского сельсовета <адрес> к администрации Касаткинского сельсовета о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета, возложении обязанности провести мероприятия по выполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Касаткинского сельсовета <адрес> выразившиеся в непринятии первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета.
Обязать администрацию Касаткинского сельсовета <адрес> провести мероприятия по выполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Касаткинского сельсовета:
- на территории <адрес> обеспечить очистку участков местности от горючего мусора и сухой растительности в районе <адрес>, и несанкционированной свалки горючего мусора, веток, сухой растительности в районе <адрес>;
- РЅР° территории <адрес> обеспечить очистку участков местности РѕС‚ горючего РјСѓСЃРѕСЂР° Рё СЃСѓС…РѕР№ растительности РІ районе вдоль обочины РґРѕСЂРѕРіРё РїРѕРґ Р›РРџ Рё несанкционированной свалки СЃ левой Рё правой стороны РґРѕСЂРѕРіРё напротив <адрес>;
- на территории <адрес> обеспечить очистку участков местности от несанкционированной свалки на въезде в поле со стороны <адрес>;
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья В.Ю. Кадыров