Решение по делу № 2а-1087/2021 от 24.05.2021

№ 2а-1087/2021

45RS0008-01-2021-001823-48 (УИД)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Закировой Ю.Б.

при секретаре судебного заседания Мининой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2021 года в с. Кетово Курганской области административное дело по административному исковому заявлению Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства,

установил:

Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением в Кетовский районный суд Курганской области к администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства.

В обоснование административного иска указано, что в ходе рассмотрения поступившего обращения от 22.04.2021 установлено, что на территории <адрес> сбор твердых коммунальных отходов осуществляется с нарушением требований действующего законодательства. Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» от 13.05.2021 № 45-20-12-ОИ-588-2021 контейнерная площадка для накопления твердых отходов, имеющая подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки на территории <адрес> не оборудована, что не соответствует требованиям п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Территория населенного пункта д. Костоусово входит в состав муниципального образования администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области. В нарушение пп. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ на территории д. Костоусово, пер. Северный 2 Кетовского места» Курганской области сбор и накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в местах (площадках), не соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы и не оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21. Администрация Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области и нарушает гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих на территории Падеринского сельсовета на благоприятную окружающую среду. Просят признать незаконным бездействие администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер к оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> в нарушение требований СанПиН 2.1.3684-21, возложить на ответчика обязанность в срок до 01.09.2021 в соответствии с требованием п.    3 СанПиН 2.1.3684-21 на территории <адрес> по оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также в соответствии с требованием п. 8 СанПиН 2,1,3684-21 на территории <адрес> обеспечивать проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке.

Представитель административного истца Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежаще, в ходатайстве просил рассмотреть административное исковое заявление без его участия, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области глава Ширяева Л.В., действующая на основании решения об избрании, в судебном заседании с иском не согласилась, представила возражения, указав, что постановлением администрации Падеринского сельсовета от 02.03.2021 №09 утверждена схема размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории сельсовета. Постановлением администрации Кетовского района от 26.02.2020 № 312 утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие сельских территорий Кетовского района». Согласно программе обустройство площадок для сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории Кетовского района запланировано на 2022 год.

Представитель заинтересованного лица ООО «Чистый город» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

    Суд с учетом мнения представителя административного ответчика определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца и заинтересованного лица в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

    Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Как установлено пунктами 1 и 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно п.1.2. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» соблюдение санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (далее - хозяйствующие субъекты).

Согласно п.2.1 "СанПиН 2.1.7.3550-19. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно п.2.2. "СанПиН 2.1.7.3550-19. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.

Пунктом 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

В рамках ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ к вопросам местного значения относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18).

Установлено, что начальником Кетовским территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области на основании обращения Шмаковой Е.Д. № 23/08-Ж-2021 от 22.04.2021 выдано предписание № 79 от 26.04.2021 о проведении обследования территории <адрес>, входящей в состав муниципального образования администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области с целью оценки содержания территории на соответствие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно экспертному заключению № 45-20-12-ОИ-588/2021, составленному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» 13.05.2021, территория д. Костоусово Кетовского района Курганской области не соответствует п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»: на территории <адрес> установлено пять мусоросборников. Контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов, имеющая подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки на территории <адрес> не оборудована.

Административный истец просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01.09.2021 в соответствии с требованием п.    3 СанПиН 2.1.3684-21 на территории д. <адрес> по оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также в соответствии с требованием п. 8 СанПиН 2,1,3684-21 на территории <адрес> обеспечивать проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке.

Постановлением Администрации Падеринского сельсовета от 02.03.2021 №09 утверждена схема размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории Падеринского сельсовета.

Как следует из пояснений представителя административного истца, все контейнерные площадки, установленные на территории муниципального образования Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области, не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Постановлением Администрации Кетовского района от 26.02.2020 №312 утверждена муниципальная программа Кетовского района «Комплексное развитие сельских территорий Кетовского района.

Постановлением Администрации Кетовского района от 14.05.2021 №686 внесены изменения в обозначенную программу.

Согласно указанной программе обустройство площадок для сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории Кетовского района запланировано на 2022 год.

Согласно представленного административным ответчиком Паспорта общественно-значимого проекта по благоустройству сельских территорий в 2021 году. Обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов Падеринский сельсовет Кетовского района курганской области продолжительность реализации проекта 5 месяцев (начало проекта 01.05.2021 - окончание 01.09.2021). Общие расходы по проекту 168 900 рублей, бюджет муниципального образования не располагает таким объемом денежных средств на указанные цели.

Как установлено в судебном заседании, нарушения администрацией не устранены до настоящего времени.

С учетом приведенных выше норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что именно на администрации, как исполнительно-распорядительном органе муниципального образования, лежит обязанность организовать деятельность по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах сельского поселения, и в силу закона администрация Падеринского сельсовета обязана принять необходимые меры по организации оборудования места сбора твердых бытовых отходов на территории муниципального образования.

Таким образом, со стороны администрации муниципального образования Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области имеет место бездействие, которое выразилось в непринятии мер по обустройству мест для сбора и накопления твердых коммунальных отходов по адресам. Данное бездействие ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Административным истцом указано на необходимость исполнения решения суда в срок до 01.09.2021, вместе с тем суд находит, что данного срока недостаточно для того, чтобы административным ответчиком были устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с необходимостью выполнения большого объема работы, денежных затрат и зимним периодом.

Устанавливая срок для исполнения решения, суд исходит из принципа исполнения судебных актов по административным делам в разумный срок (ст.6 КАС РФ) и приходит к выводу, что в настоящем деле разумным сроком исполнения судебного акта будет являться 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

             административное исковое заявление Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области выразившееся в непринятии организационных мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, на территории <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в течение девяти месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области в соответствии с требованием п.8 СанПиН 2.1.3684-21 на территории д.Костоусово Кетовского района Курганской области обеспечивать проведение уборки специальной площадки.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

    Мотивированное решение составлено 19.07.2021.

    Судья                            Ю.Б. Закирова

2а-1087/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Курганской области
Ответчики
Администрация Падеринского сельсовета
Другие
ООО "Чистый город"
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Судья
Закирова Юлия Борисовна
Дело на сайте суда
ketovsky.krg.sudrf.ru
24.05.2021Регистрация административного искового заявления
24.05.2021Передача материалов судье
24.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Судебное заседание
19.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее