Решение по делу № 2-187/2018 от 08.05.2018

Дело № 2-187/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Халиловой В.Г.

при участии старшего помощника прокурора Прилузского района Республики Коми Костромина А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

06 июня 2018 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Прилузского района Республики Коми к Акционерному обществу «Коммунальник» об обязании обеспечить соблюдение нормативов водоотведения сточных вод,

установил:

Заместитель прокурора Прилузского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к АО «Коммунальник» с заявлением об обязании обеспечить соблюдение нормативов водоотведения сточных вод. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства об использовании опасных производственных объектов, а также природоохранного законодательства, в деятельности ответчика были выявлены нарушения. На основании изложенного, заместитель прокурора Прилузского района обратился в суд с настоящим иском, которым просит обязать АО «Коммунальник» привести состояние вод, сбрасываемых из принадлежащих на праве собственности администрации муниципального района «Прилузский» очистных сооружений в с. Лойма Прилузского района в ручей (без названия) и в с. Объячево Прилузского района в реку Ожин в соответствии с установленными нормативами.

В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Прилузского района Республики Коми Костромин А.В. требования прокурора уточнил в порядке ст. 39 ГПК РФ в части срока обязания - до 01 августа 2020 года. Определением от 23.05.2018 уточненные требования приняты к производству суда.

Старший помощник прокурора Прилузского района Костромин А.В. на удовлетворении уточненных требований настаивает по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика АО «Коммунальник», действующая на основании доверенности, в суде с иском не согласилась по доводам, изложенным в возражениях. Пояснила, что АО «Коммунальник» не оспаривает факт использования очистных сооружений в с. Лойма и с. Объячево, однако считают, что исполнить решение суда без помощи со стороны АМР «Прилузский» невозможно, поскольку очистные сооружения требуют реконструкции, что не возможно без согласования работ с собственником имущества.

Представители третьего лица администрации МР «Прилузский» в суде требования прокурора поддержали, указав, что хотя договор аренды очистных сооружений не продлевался, последний продолжает действовать, поскольку АО «Коммунальник» продолжает эксплуатировать систему, имущество по акту не передавалось. Считает, что именно АО «Коммунальник» как арендатор имущества должны поддерживать имущество в надлежащем состоянии. Указали, что работа по вопросу модернизации или строительству КОС со стороны АМР «Прилузский» ведутся.

Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Коми в суд не явился, извещен надлежаще, представил отзыв, указав, что требования прокурора поддерживает, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся яке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения сторон, старшего помощника прокурора Прилузского района, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" поверхностные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду (ч. 3 ст. 16 указанного закона).

В силу статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Пунктами 1, 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 35, 39, 55 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно статье 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ; микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 утверждены "СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", которые в силу пункта 1.1 устанавливают гигиенические требования, в том числе, к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования, а также к условиям отведения сточных вод в водные объекты.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 требования данных санитарных Правил распространяются на все поверхностные водные объекты на территории Российской Федерации, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения, за исключением прибрежных вод морей, и являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов.

В силу положений пункта 5.2 СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. качество воды водных объектов должно соответствовать требованиям, указанным в Приложении 1. Содержание химических веществ не должно превышать гигиенические предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде водных объектов, утвержденные в установленном порядке (ГН 2.1.5.689-98, ГН 2.1.5.690-98 с дополнениями).

Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом АО «Коммунальник», утвержденным постановлением Главы администрации муниципального образования «Прилузский район» от 16.12.2005 , АО «Коммунальник» осуществляет деятельность: производство пара и горячей воды (тепловой энергии); передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор и очистка воды; распределение воды; удаление и обработка сточных вод и другие виды деятельности.

Также установлено, что Постановлением АМР «Прилузский» от 31.10.2016 АО «Коммунальник» предоставлено в аренду муниципальное имущество МР «Прилузский». Согласно Приложения к Постановлению АО «Коммунальник» переданы в том числе канализационные очистные сооружения в с. Лойма, канализационные сети в с. Объячево.

01 ноября 2016 года между администрацией муниципального района «Прилузский» (далее администрация МР «Прилузский») в лице начальника Управления муниципальной собственности администрации МР «Прилузский» и АО «Коммунальник», в лице генерального директора управляющей организации ОАО «Коми тепловая компания» заключен договор аренды имущества муниципального района «Прилузский» № 12.

Согласно приложения к акту приемки-передачи муниципального имущества муниципального района «Прилузский» от 01.11.2016 в аренду АО «Коммунальник» в целях оказания коммунальных услуг передано, в том числе, 2 канализационных очистных сооружения. Ранее данные объекты передавались в пользование АО «Коммунальник» на основании аналогичных договоров.

П. 1.2 договора определяет, что имущество передается в состоянии, пригодном для нормальной его эксплуатации и используется для последующей эксплуатации в целях оказания коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2.2.5, 2.2.13 заключенного договора в обязанности арендатора входит бремя несения расходов по содержанию имущества, своевременному проведению за свой счет текущего ремонта арендуемого имущества в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации.

При этом в соответствии с п. 6.1. договора аренды арендатору предоставлено право производить капитальный ремонт, также неотделимые улучшения по письменному согласию с арендодателем с последующим зачетом сумм, затраченных на такое устранение, в счет арендной платы.

Срок аренды установлен с 01 ноября 2016 г. по 30 октября 2017 г. (п. 1.2 договора).

На 2018 г. договор не заключался, однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, АО «Коммунальник» продолжает эксплуатировать КОС.

Ч. 2 ст. 621 ГК РФ определяет, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Следовательно, правоотношения между АО «Коммунальник» и АМР «Прилузский» по вопросу аренды муниципального имущества, определенные договором от 01.11.2016, продолжают сохраняться и на день рассмотрения дела в суде.

Установлено, что на территории с. Лойма и с. Объячево Прилузского района расположены канализационные очистные сооружение, введенные в эксплуатацию в 1992 году и 1983 году соответственно. Сточные воды из указанных объектов сбрасываются в с. Лойма в ручей Безымянный (приток р. Луза левый приток р. Юг бассейн р. Северная Двина), в с. Объячево в р. Ожин (правый приток р. Луза, левый приток р. Юг бассейн р. Северная Двина).

АО «Коммунальник» при осуществлении своей хозяйственной деятельности использует поверхностные водные объекты для сброса сточных вод. Водопользование в части сброса сточных вод в р. Ожин (с. Объячево) и руч. Безымянный (с. Лойма) осуществляется на основании решений от 13.04.2015 и от 13.04.2015, которыми установлены нормативы по содержанию загрязняющих веществ.

В ходе проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми внеплановой проверки ранее выданного предписания установлено следующее.

По представленным результатам производственного контроля сточных вод за 2014-2015 гг. выявлено, что за 2014 год содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах в ручей (с. Лойма) превышает установленные нормативы: по БПКп в 1,3 раза, иону аммония в 7,8 раз, СПАВ – в 1,5 раза, фосфору фосфатов в 4 раза; за 2015 год – по БПКп в 3 раза, железу в 11 раз, иону аммония в 4 раза, нефтепродуктам в 3 раза, фенолам в 10 раз. По выпуску в с. Объячево в р. Ожин содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах также превышает установленные нормативы, а именно за 2015 год: по нитратам в 2 раза, за 2016 год: БПКп – в 12 раз, нитратам – в 1,2 раза, фосфору фосфатам – в 22 раза, железу в 6 раз, иону аммония – в 3 раза, нефтепродуктам - в 8,6 раз.

11.08.2017 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми в адрес арендатора рассматриваемых очистных сооружений - АО «Коммунальник» вносилось предписание об обеспечении в срок до 01.08.2019 качества сбрасываемых сточных вод в р. Ожин в с. Объячево до установленных допустимых концентраций загрязняющих веществ. Ранее в адрес Общества вносилось аналогичное предписание.

Однако указанное требование в установленный срок не выполнялось.

Таким образом, в настоящем судебном заседании установлено, что очистные сооружения находятся в ведении эксплуатирующей организации АО «Коммунальник», которая обязана содержать указанные объекты в надлежащем состоянии, осуществлять сброс сточных вод, максимальное содержание загрязняющих веществ в которых не должно превышать предельно допустимых значений, не обеспечивает выполнение данных требований.

Качество сточных вод, сбрасываемых АО «Коммунальник» с очистных сооружений не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения в части сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обеззараживанию приводят к угрозе ухудшения состояния экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Довод представителя ответчика о том, что приведение состояния сточных вод в соответствии с установленными нормативами зависит от исполнения обязанностей администрацией МР «Прилузский» по инвестированию проведения необходимых мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения и о том, что у АО «Коммунальник» отсутствует возможность осуществить данные мероприятия своими силами, признаются несостоятельными, поскольку исполнение требования прокурора о приведении состояния вод, сбрасываемых из КОС в водоемы Прилузского района, в соответствии с установленными нормативами не ставиться в прямую зависимость от необходимости реконструкции очистных сооружений, поскольку прокурором не заявляется обязание в части способа исполнения.

Суд соглашается и с заявленным прокурором сроком исполнения заявленных требований, считая его разумным. Более того ответчик не лишен возможности увеличения сроков исполнения решения суда (отсрочка) при наличии правовых оснований в рамках исполнительно производства.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление заместителя прокурора Прилузского района Республики Коми к акционерному обществу «Коммунальник» об обязании обеспечить соблюдение нормативов водоотведения сточных вод - удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Коммунальник» привести состояние вод, сбрасываемых из принадлежащих на праве собственности администрации муниципального района «Прилузский» очистных сооружений в с. Лойма Прилузского района в ручей (без названия) и в с. Объячево Прилузского района в реку Ожин в соответствии с установленными нормативами в срок до 01 августа 2020 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 06 июня 2018 года.

2-187/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Прилузского района
Ответчики
АО "Коммунальник"
Другие
Администрация МР "Прилузский"
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее