РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении №
09 августа 2024 года г. Самара
Судья Советского районного суда г. Самары Селезнева Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобудиректора ООО УК «Ассоциация управляющих компаний» на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области Постникова А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ООО УК «Ассоциация управляющих компаний»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности по профилактической работе ГУ МЧС России по Самарской области Постников А.А. № от 23.05.2024ООО УК «Ассоциация управляющих компаний»привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель ООО УК «Ассоциация управляющих компаний» Карташов О.А., действующий на основании доверенности, обратился в суд с жалобой, в которой просит заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области Постникова А.А. изменить в части размера штрафа, назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «Пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «Пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники существа; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее держание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов ин установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности по профилактической работе ГУ МЧС России по Самарской области Постниковым А.А. управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> 01.07.2016осуществляет ООО УК «Ассоциация управляющих компаний».
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> выявлено, что в здании указанного многоквартирного жилого домаООО УК «Ассоциация управляющих компаний» нарушены требования пожарной безопасности, а именно:
- На объекте защиты не храниться документация, подтверждающая показатели пожарной опасности материалов, примененных для отделки внешних поверхностей наружных стен (угол второго подъезда дворовой части в районе 1 этажа на площади 73.4 кв. м.). Нарушение: 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее- ПНР в РФ); ч. 11 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ № 123).
- На объекте защиты не храниться документация, подтверждающая показатели пожарной опасности материалов, примененных для отделки внешних поверхностей наружных стен (центральная часть стены дома, выходящая в сторону <данные изъяты>). Нарушение: п. 25 ПНР в РФ: ч.11 ст. 87 ФЗ № 123.
- На объекте защиты не храниться документация, подтверждающая показатели пожарной опасности материалов, примененных для отделки внешних поверхностей наружных стен (угловая часть стены дома, выходящая в сторону <данные изъяты>). Нарушение: п. 25 ПНР в РФ; ч.11 ст. 87 ФЗ № 123.
- На объекте защиты не храниться документация, подтверждающая показатели пожарной опасности материалов, примененных для отделки внешних поверхностей наружных стен (стена,выходящая в сторону <данные изъяты>). Нарушение: п. 25 НИР в РФ; ч.11 ст. 87ФЗ №123.
- Объект защиты не обеспечен первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX Правил противопожарного режима в Российской Федерации иПоложениям № 1 и 2. Нарушение; п. 60 ПНР в РФ.
- На объекте защиты отсутствует техническая документация, подтверждающая проведениепо очистке воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлениемсоответствующего акта, не реже 1 раза в год. Нарушение: н. 43 ПНР в РФ.
- Не организовано проведение проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения организацией, имеющей соответствующую лицензию МЧС России, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Нарушение: п. 50 ПНР в РФ; п. 7.3.1 «ГОСТ Р 59643-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.08.2021 № 796-ст; п. 15 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п. 3. пп. 3 приложения к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарнойопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128.
- На объекте защиты не обеспечена укомплектованность пожарных кранов исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами,Нарушение: п. 50 ПНР в РФ.
- Не организованы работы по ремонту системы пожарной сигнализации, обеспечивающие исправное состояние. (По индикации приемно-контрольного прибора шлейфы СПС находятся в отключенном состоянии. Дымовые пожарные извещатели в общедоступных местах жилого дома закрыты монтажными чехлами). Нарушение: п. 54 ПНР в РФ.
- К выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспеченияпожарной безопасности не привлечены организации или индивидуальные предприниматели,имеющие специальное разрешение, предусмотренное законодательством Российской Федерации (система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система дымоудаления). Нарушение: п. 54 ПHP в РФ.
- На объекте защиты не хранятся техническая документация на системы противопожарнойзащиты и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (система пожарнойсигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системадымоудаления). Нарушение: п. 54 ПНР в РФ.
- На этажах многоквартирного дома установлены перегородки с дверьми, в результате которых уменьшается зона действия системы противодымной защиты (Подъезд № 1: 5, 8, 10 этажи. Подъезд№ 2: 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13 этажи). Нарушение: пп. е) п. 16 ПНР в РФ.
-На путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности. Нарушение: п. 23 ПНР в РФ.
- В подъезде № 2 на путях эвакуации размещены различные предметы, строительные материалы, автомобильные шины (на 16 этаже в лестничной клетке, на 10 этаже в поэтажном коридоре, в холле 1-ого этажа). Нарушение: пп. б) п. 27 ПНР в РФ.
- На объекте защиты не храниться документация, подтверждающая показатели пожарной опасности материалов, примененных для отделки стены лестничной клетки на 9-ом этаже в подъезде № 2 (белый композитный материал). Нарушение: и. 25 ПНР в РФ; ст. 78. ч. 6 ст. 134, таблица № 28 ФЗ № 123.
- На объекте защиты не хранится документация, отражающая состояние огнезащитногопокрытия строительных конструкции (металлические косоуры лестниц в подъезде № 1 и № 2)всоответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также техническойдокументацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ.Нарушение: п. 13 ПНР в РФ.
В судебном заседании представитель ООО УК «Ассоциация управляющих компаний» - Карташова О.А., действующая на основании доверенности доводы, изложенные в жалобе поддержала, пояснила, что часть указанных в обжалуемом постановлении нарушений устранены, просиласнизить штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности по профилактической работе ГУ МЧС России по Самарской области Постников А.А. в судебном заседании составленное постановление поддержал, считает его законным и обоснованным, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.8 ч. 2 ст.30.6 КоАП РФ проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, а согласно ч.3 не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Частью 1 статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1.1 ст. 161 надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиямизаконодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарной эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности.
В силу ч.1 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 27 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» определены работы по обеспечению требовании пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
В соответствии с положениями п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения...» в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, морские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Статья 2.1 Ко.АП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом, частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие oт него меры по их соблюдению.
При этом, исходя из разъяснении данных в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.11.2008 года № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел административных правонарушениях возбужденных в отношении юридических лиц, в тех случаях, когда возможность привлечения к административной ответственности административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При рассмотрении дела установлено, чтоООО УК «Ассоциация управляющих компаний» с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в здании указанного многоквартирного жилого дома выявлено: отсутствие на объекте документации, подтверждающей показатели пожарной опасности материалов, примененных для отделки внешних поверхностей наружных стен (угол второго подъезда дворовой части в районе 1 этажа на площади 73.4 кв.м); документации, подтверждающей показатели пожарной опасности материалов, примененных для отделки внешних поверхностей наружных стен (центральная часть стены дома, выходящая в сторону <данные изъяты>); документации, подтверждающей показатели пожарной опасности материалов, примененных для отделки внешних поверхностей наружных стен (угловая часть стены дома, выходящая в сторону <данные изъяты> документации, подтверждающей показатели пожарной опасности материалов, примененных для отделки внешних поверхностей наружных стен (стена выходящая в сторону <данные изъяты>); отсутствие технической документации, подтверждающей проведение работ по очистке воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта, не реже 1 раза в год; отсутствие технической документации на системы противопожарной защиты и результатов пусконаладочных испытаний указанных систем (система пожарнойсигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система дымоудаления); отсутствие документации, подтверждающей показатели пожарной опасности материалов, примененных для отделки стены лестничной клетки на 9-ом этаже в подъезде № 2 (белый композитный материал); отсутствие документации, отражающей состояние огнезащитного покрытия строительных конструкции (металлические косоуры лестниц в подъезде № 1 и № 2 в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ; на объекте не организовано проведение проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения организацией, имеющей соответствующую лицензию МЧС России, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; объект не обеспечен первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX Правил противопожарного режима в Российской Федерации иПоложениям № 1 и 2; на объекте не обеспечена укомплектованность пожарных кранов исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами; не организованы работы по ремонту системы пожарной сигнализации, обеспечивающие исправное состояние(по индикации приемно-контрольного прибора шлейфы СПС находятся в отключенном состоянии. Дымовые пожарные извещатели в общедоступных местах жилого дома закрыты монтажными чехлами); на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности; в подъезде № 2 на путях эвакуации размещены различные предметы, строительные материалы, автомобильные шины (на 16 этаже в лестничной клетке, на 10 этаже в поэтажном коридоре, в холле 1-ого этажа); на этажах многоквартирного дома установлены перегородки с дверьми, в результате которых уменьшается зона действия системы противодымной защиты (Подъезд № 1: 5, 8, 10 этажи. Подъезд № 2: 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13 этажи); к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности не привлечены организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, предусмотренное законодательством Российской Федерации (система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система дымоудаления).
Выявленные нарушения и их характер свидетельствует о том, что ООО УК «Ассоциация управляющих компаний»совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, так как в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности должным образом не осуществляет работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Доводы жалобы о том, что представитель ООО УК «Ассоциация управляющих компаний» при вынесении постановления устно заявлял о частичном исполнении требований пожарной безопасности, не свидетельствуют о выполнении требований пожарного законодательства в полном объеме и устранении допущенных нарушений.
Выводы заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности по профилактической работе ГУ МЧС России по Самарской области Постникова А.А.о виновности ООО УК «Ассоциация управляющих компаний»в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, положениям Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «Пожарной безопасности» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения порядка привлечения к административной ответственности отсутствуют, установленный ст.4.5. КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица о виновностиООО УК «Ассоциация управляющих компаний» в жалобе не приведено.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
При назначении административного наказания юридическому лицу заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности попрофилактической работе ГУ МЧС России по Самарской области Постников А.А. правильно учел характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Наказание назначено с учетом с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Судом учитываются доводы заявителя о признании вины, совершения правонарушения в области законодательства о пожарной безопасности впервые, принятие мер по устранению обстоятельств, послуживших причиной привлечения к ответственности.
Таким образом, с учетом требований ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ может быть назначен штраф менее минимального размера административного штрафа, назначенного постановлением.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности по профилактической работе ГУ МЧС России по Самарской области Постникова А.А. о привлечении ООО УК «Ассоциация управляющих компаний» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации изменить, снизив размер назначенного штрафа до 150 000 рублей.
Жалобу представителя ООО УК «Ассоциация управляющих компаний» удовлетворить частично.
Решение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.12 - 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья Е.И. Селезнева