№
05RS0№-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 февраля 2024 года
Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Магомедова Я.Р.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебной заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству Финансов РФ о взыскании за счет казны компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству Финансов РФ о взыскании за счет казны компенсации морального вреда в размере 5 000 000 рублей причиненного ему незаконным привлечением его к уголовной ответственности и избранием мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста.
В обоснование иска указал, что 20.03.2021г. органы предварительного следствия задержали ФИО1 в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ.
Постановлением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении подозреваемого ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, /т. 2 л.д. 82-84/.
Органами предварительного следствия 29.03.2021г. ФИО1 привлечен в качестве обвиняемого предъявив ему обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ.
Постановлением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ избранная в отношении обвиняемого ФИО1 мера пресечения в виде заключения под стражу изменена на домашний арест.
23.08.2021г. органы предварительного следствия пере предъявили предъявленное ФИО1 обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ.
09.09.2021г. органы предварительного следствия уведомили обвиняемого ФИО1 об окончании следственных действий и предъявили материалы уголовного дела для ознакомления.
10.09.2021г. обвиняемый ФИО1 ознакомился с материалами уголовного дела, после чего в этот же день, т.е. ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело с обвинительным заключением следователь направил прокурору Советского районного суда <адрес>.
12.09.2021г. прокурор <адрес> утвердил обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ, после чего направил его в Советский районный суд <адрес> для рассмотрения по существу.
Постановлением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначено судебное заседание по уголовному делу в отношении ФИО1. Этим же постановлением суд оставил без изменения избранную в отношении обвиняемого ФИО1 меру пресечения в виде домашнего ареста.
Органами предварительного следствия ФИО1 обвинялся в том, что он своими умышленными действиями совершил получение должностным лицом взятки в виде иного имущества за совершение незаконных бездействий в пользу взяткодателя, входящих в служебные полномочия должностного лица, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере, т.е. преступление предусмотренное ч. 6 ст. 290 УК РФ.
Санкция ч. 6 ст. 290 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.
Оправданный ФИО1 ранее не судим, в 2015г. окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление», а в 2016г. окончил Дагестанский государственный технический университет по специальности «Прикладная информатика в юриспруденции», с 09.12.2014г. по 15.02.2021г. состоял на службе в органах внутренних дел, характеризуется положительно.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на протяжении более двух лет ФИО1 подвергался незаконному уголовному преследованию по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ. Из этих же обстоятельств видно и то, что ФИО1 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на протяжении 42 дней находился под стражей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на протяжении 670 дней под домашним арестом.
Незаконное привлечение к уголовной ответственности и применение названных мер пресечения повлекли за собой посягательство на принадлежащие ФИО1 такие нематериальные блага, как достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства.
Посягательство на указанные не материальные блага повлекло за собой причинение ФИО1 морального вреда в виде нравственных страданий, которые выразились в следующем.
Санкция вмененного ФИО1 состава преступления предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. На протяжении предварительного следствия и судебного разбирательства ФИО1 переносил такие нравственные страдания как чувства страхи и тревоги, так как до дня вступления в законную силу оправдательного приговора существовала вероятность того, что суд признает его виновным в совершении этого преступления, которое он не совершал и назначать ему наказание в виде лишения свободы на длительный срок.
Кроме того, со дня избрания меры пресечения в виде заключения под стражу по день его изменения ФИО1 содержался в ФКУ «Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», а меру пресечения в виде домашнего ареста он отбывал по адресу: <адрес>, д; 476, <адрес>.
В период нахождения под стражей и домашним арестом ФИО1 был лишен общения со своими близкими родственниками, родственниками и друзьями, не имел возможности посещать театры, кинотеатры, кафе и рестораны, спортивный зал и другие организации и учреждения оказывающие услуги досуга и культуры, в результате чего в этот период времени он был лишен возможности удовлетворять свои человеческие потребности.
Более того, ФИО1 был вынужден оправдываться перед своими родственниками, руководством и коллегами за то, что он не совершал и объяснять им то, что произошла чудовищная ошибка.
В связи с этим истец просит суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 000 рублей, причиненного ему незаконным привлечением к уголовной ответственности и избранием мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста.
Истец ФИО1 извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте судебного заседания, не явился в суд.
Представитель истца – адвокат ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Грибенник С.Д. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен. В письменных возражениях на исковое заявление с иском не согласен. Просил привлечь к участию в деле прокуратуру, требования ФИО1 просил разрешить с учетом принципов разумности и справедливости, а также просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Минфина России.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца-адвоката ФИО4, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что приговором Советского районного суда <адрес> РД от 06.03.2023г. по делу № признан невиновным и оправдан истец ФИО1 по предъявленному обвинению по ч. 6 ст. 290 УК РФ в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ, за отсутствием в его деянии состава преступления, с разъяснением ему права на реабилитацию, предусмотренное ст. 134 УК РФ. Также отменена мера пресечения в отношении ФИО1 в виде домашнего ареста.
Указанный приговор вступил в законную силу18.07.2023г.
Из материалов дела следует, что 20.03.2021г. истец ФИО1 был задержан в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ.
Постановлением Советского районного суда <адрес> от 22.03.2021г. в отношении истца избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 1 месяц и 15 суток, т.е. до 04.05.2021г. включительно.
Постановлением старшего следователя отдела по <адрес> следственного управления Следственного комитета РФ по РД от 28.03.2021г. истец ФИО1 привлечен в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ.
Постановлением Советского районного суда <адрес> от 04.05.2021г. в отношении истца избрана мера пресечения в виде домашнего ареста сроком на 2 месяца, т.е. до 04.07.2021г., с нахождением его в домовладении по адресу: <адрес>, а также установлены запреты: покидать жилище без разрешения следователя и контролирующего органа на период действия меры пресечения в виде домашнего ареста; общение с лицами проходящими по уголовному делу в качестве подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, потерпевших, свидетелей, а также с иными лицами, за исключением совместно проживающих членов семьи, следователя и защитника; вести переговоры с использованием мобильных средств связи, включая стационарных и мобильных телефонов, электронной почты, сети Интернет, за исключением использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, со следователем, о каждом таком звонке должен информировать контролирующий орган; отправлять и получать посылки, бандероли, письма, телеграммы.
В дальнейшем мера пресечения в виде домашнего ареста в отношении истца продлевалась несколько раз, пока не завершилось судебное следствие.
В соответствии со ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Проанализировав изложенное, суд считает, что ФИО1 в силу закона имеет право на денежную компенсацию морального вреда, так как он был незаконно привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 199 УК РФ.
Судом установлено, что истец ФИО1 находился под стражей 45 дней, а также он находился под домашним арестом - 671 дней, вместе с предварительным следствием и судебным расследованием уголовного дело в отношении ФИО1 продолжалось 2 года, 4 месяца 1 неделя и 6 дней, всего 865 дней.
Соответственно истец на протяжении всего этого периода испытывал физические и нравственные страдания, связанные с чувствами страха и тревоги, так как до дня вступления в законную силу оправдательного приговора существовала вероятность того, что суд признает его виновным в совершении этого преступления, которое он не совершал и назначать ему наказание в виде лишения свободы на длительный срок.
Судом установлено, что ФИО1 ранее не судим, в 2015г. окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление», а в 2016г. окончил Дагестанский государственный технический университет по специальности «Прикладная информатика в юриспруденции», с 09.12.2014г. по 15.02.2021г. состоял на службе в органах внутренних дел, характеризуется положительно.
Незаконное уголовное преследование и применение названных мер пресечения повлекли за собой посягательство на принадлежащие ФИО1 такие нематериальные блага, как достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства.
При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из того, истец ФИО1 оправдан судом по п.3 ч.2 ст. 322 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии подсудимого состава преступления. Соответственно все те ограничения, которые имели место в отношении истца в период предварительного расследования, во время рассмотрения дела судом, были обусловлены уголовным преследованием. При этом суд исходит из длительности проведения следственных действий в отношении ФИО1, и действия мер пресечения в виде заключения под стражу, в виде домашнего ареста, а также длительности испытываемых в связи с этим переживаний и нравственных страданий.
Таким образом, с учетом требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца в размере 3 500 000 руб., что согласуется с Определением Верховного суда Российской Федерации по делу №-КГ18-38 от 14.08.2018г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в ФИО1 за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в сумме 3 500 000 (три миллиона пятьсот тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Магомедов Я.Р.
Отпечатано в совещательной комнате.