Дело № 2А –6752/21
45RS0026-01-2021-010486-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2021 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Степанова О.Н.
при секретаре Настюшкиной Н.В.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Кургану к Овчинникову А.Н. о взыскании недоимки,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Кургану обратилась в суд с административным исковым заявлением к Овчинникову А.Н. о взыскании недоимки.
В обоснование административного иска указано, что Овчинников Андрей Николаевич является собственником транспортного средства, указанного в налоговом уведомлении №4694199 от 11.09.2017, № 11622706 от 23.06.2018: государственный регистрационный знак: № марка/модель: FREIGHTLINER ST120064ST, год выпуска 2004, дата регистрации права 23.04.2010.
Руководствуясь статьями 69, 70 НК РФ, в связи с неисполнением обязанности по уплате налога должнику было направлено требование № 58038 от 22.06.2020 об уплате: пени по транспортному налогу с физических лиц на недоимку за 2014-2017 год за период с 14.12.2017 по 21.06.2020 в размере 24537,28 руб.
Просит взыскать с Овчинникова Андрея Николаевича пени на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2014-2017 г. за период с 14.12.2017 по 21.06.2020 в размере 24310,17 руб., на общую сумму 24310,17 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в заявлении просил о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причине неявки суд не уведомил, ходатайств, возражений не заявил.
В соответствии с п. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Учитывая, что лицами, участвующими в деле, возражений относительно рассмотрения дела в упрощенном порядке не заявлено, о дате судебного заседания извещались надлежаще, их явка в судебное заседание по данной категории спора не является обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление на основании п.7 ст. 150 КАС РФ в порядке главы 33 настоящего Кодекса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по уплате транспортного налога является календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Установлено, что решением Арбитражного суда от 07.11.2014 индивидуальный предприниматель Овчинников А.Н. признан несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда от 30.10.2015 конкурсное производство завершено.
Принадлежащее должнику транспортное средство FREIGHTLINER ST120064ST государственный регистрационный номер № по договору купли-продажи от 28.08.2015 принудительно реализовано финансовым управляющим в рамках процедуры банкротства. Соответствующие документы представлены в материалы дела.
Вместе с тем, по сведениям регистрирующего органа новым собственником действия, направленные на регистрацию этого транспортного средства на свое имя, не совершались, до настоящего времени собственником является Овчинников А.Н.
В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса).
По смыслу приведенных норм права, как правило, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса обращение взыскания на имущество по обязательствам его собственника является основанием прекращения права собственности на это имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором. Законодательство Российской Федерации не возлагает на предыдущего собственника транспортного средства обязанности по несению бремени его содержания в случае, если его арестованное имущество было принудительно реализовано на торгах на основании договора купли-продажи третьему лицу в рамках исполнительного производства.
Судом установлено, что транспортное средство Овчинникова А.Н. принудительно реализовано в рамках процедуры банкротства.
В случае принудительной реализации арестованного имущества должника такое лицо с момента заключения договора купли-продажи объекта налогообложения, прекращает правомочия собственника, которые переходят к третьему лицу.
Согласно статьям 139, 213.26 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» имущество должника - гражданина подлежит принудительной реализации на основании определения Арбитражного суда.
В материалы дела представлена копия договора купли-продажи автомобиля от 28.08.2015, что указывает на наличие сведений о выбытии транспортного средства из владения административного ответчика с момента совершения указанного договора и прекращения права собственности Овчинникова А.Н. на автомобиль.
В данной ситуации именно новый собственник обязан нести расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности и налогообложения по налогу, включая бремя несения обязательств по уплате налога.
Таким образом, учитывая, что вышеназванное транспортное средство, ранее принадлежавшее административному ответчику, было реализовано в принудительном порядке на основании процедуры банкротства другому лицу, которое с 28.08.2015 является его надлежащим собственником в соответствии с заключенным договором купли-продажи, от имени административного ответчика действовал финансовый управляющий, то Овчинников А.Н. не мог быть надлежащим субъектом обращения в МРЭО ГИБДД относительно снятия с регистрационного учета названного транспортного средства.
Следовательно, у Овчинникова А.Н отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога с указанной даты.
Данная позиция подтверждается письмами Федеральной налоговой службы от 25.10.2019 N БС-4-21/21862@ и N БС-4-21/12123@ которая проинформировала УФНС России по субъектам Российской Федерации о вынесении Верховным Судом Российской Федерации кассационных Определений от 04.10.2019 N 71-КА19-3 и от 05.06.2020 N 6-КА20-1.
На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения административных исковых требований, не имеется.
Руководствуясь статьями 177 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Кургану к Овчинникову Андрею Николаевичу о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2014-2017 г. за период с 14.12.2017 по 21.06.2020 в размере 24310,17 руб., на общую сумму 24310,17 руб., оставить без удовлетворения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в Курганский областной суд через Курганский городской суд Курганской области.
Судья О.Н.Степанова