24OS0000-01-2020-000234-50
Дело № 3А-420/2020
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федцова Владислава Сергеевича и Гулякова Николая Альбертовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилых зданий,
УСТАНОВИЛ:
Федцов В.С. и Гуляков Н.А. обратились с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилых зданий, мотивируя тем, что им на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами:
- № расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 040 863,01 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700рублей;
- №, расположенный по адресу: инв.4948_002, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: инв. № 4948_006, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 040 863,01 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 28 300 рублей.
Указанные нежилые здания находятся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 6 851 883,78 рубля, определенной по состоянию на 12.01.2016 года, рыночной стоимостью по состоянию на 12.01.2016 года- 714 100 рублей.
Административные планируют выкупить указанный земельный участок в собственность, в связи с наличием у них преимущественного права на его выкуп, при этом выкупная стоимость земельного участка будет определяться исходя из его кадастровой стоимостью, в связи с чем, установление кадастровой стоимости земельного участка не соответствующей ее рыночной стоимости нарушает права административных истцов. Кроме того, административные истцы являются плательщиками налога на имущество физических лиц, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости указанных нежилых зданий, в связи с чем, установление кадастровой стоимости нежилых зданий не соответствующей их рыночной стоимости, также нарушает права административных истцов.
С учетом изложенного, административные истцы просят восстановить пятилетний срок на обращение в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость принадлежащих им на праве собственности указанных нежилых зданий и земельного участка, на котором они расположены, равной их рыночной стоимости.
Правительство Красноярского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация г. Дивногорска, Бригида А.Н., Пахотников К.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Административные истцы, в лице их представителя представили в суд ходатайство о рассмотрении дела, в их отсутствие.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) представило суду письменные пояснения, согласно которых ни Росреестр, ни Управление не наделены полномочиями по утверждению результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, также просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
В соответствии со статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (пункт 1).
Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (пункт 3).
По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 30.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами:
- № расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 040 863,01 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700рублей;
- №, расположенный по адресу: инв.4948_002, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: инв. № 4948_006, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- № расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 561 294,52 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 56 700 рублей;
- №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 040 863,01 рубля, определенной по состоянию на 01.06.2011 года, рыночной стоимостью по состоянию на 01.06.2011 года- 28 300 рублей.
Данный обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи от 17.12.2019 года (л.д.12-14), выписками из ЕГРН (л.д.15-70), отчетом об оценки № 910/2-НД/20 от 07.02.2020 года выполненного ООО «Оценочная компания «ПаритетЪ» (оценщик ФИО7) (л.д.77-163).
Указанные нежилые здания находятся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> кадастровой стоимостью 6 851 883,78 рубля, определенной по состоянию на 12.01.2016 года, рыночной стоимостью по состоянию на 12.01.2016 года- 714 100 рублей, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.27-73), отчетом об оценке № 910.1-ЗУ/20 от 20.02.2020 года выполненного ООО «Оценочная компания «ПаритетЪ» (оценщик ФИО7) (л.д.165-255).
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Дивногорск Красноярского края и находится в аренде у Бригида А.Н. и Пахотникова К.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.71-73).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Оформление и содержание отчетов об оценке № 910/2-НД/20 от 07.02.2020 года и № 910.1-ЗУ/20 от 20.02.2020 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что по состоянию на 01.06.2011 года рыночная стоимость нежилых зданий, с кадастровыми номерами: № составляет 56 700 рублей; № составляет 28 300 рублей, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 12.01.2016 года составляет 714 100 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403, пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилых зданий не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, будут затрагивать права административных истцов, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением административные истцы, в части нежилых зданий обратились по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки, однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
Таким образом, причины пропуска административными истцами срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
Кроме того, поскольку административным истцам принадлежит исключительное право выкупа земельного участка с кадастровым номером 24:46:2501004:36, цена которого будет определяться исходя из его кадастровой стоимости, то внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушают права административных истцов, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, по состоянию на 01.06.2011 года кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами № быть определена в размере их рыночной стоимости- 56 700 рублей№- 28 300 рублей, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 12.01.2016 года должна быть определена в размере его рыночной стоимости- 714 100 рублей.
Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 04 марта 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федцова Владислава Сергеевича и Гулякова Николая Альбертовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилых зданий – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами № в размере их рыночной стоимости- 56 700 рублей, по состоянию на 01 июня 2011 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 28 300 рублей, по состоянию на 01 июня 2011 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости – 714 100 рублей, по состоянию на 12 января 2016 года.
Датой обращения Федцова Владислава Сергеевича и Гулякова Николая Альбертовича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами №, земельного участка с кадастровым номером № считать 04 марта 2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 06 мая 2020 года.