Решение по делу № 2а-366/2021 от 14.12.2020

Дело № 2а-1-366/2021

УИД 64RS0042-01-2020-012971-07

Решение

Именем Российской Федерации

14 апреля 2021 года          город Энгельс

        

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи ФИО4., при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области к Хохловой Ольге Валерьевне о взыскании задолженности по налогам и сборам,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС № 7) обратилась в суд с административным иском к Хохловой О.В. о взыскании задолженности по налогам и сборам, мотивируя свои требования тем, что Хохлова О.В. является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.

В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

МРИ ФНС России по <адрес> на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об областном бюджете на 2009 год" (принят <адрес> Думой ДД.ММ.ГГГГ) налогоплательщику был начислен налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами за 2018 год размере 12341,00 руб.

В соответствии с п.1 ст. 397 НК РФ суммы налога уплачиваются в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 69-70 НК РФ налоговым органом было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на основании ст. 45 НК РФ было предложено добровольно уплатить налог и пени.

Указанное требование было направлено в адрес налогоплательщика посредством почтовой связи Почта России.

МРИ ФНС России по <адрес> в порядке ст. 48 НК РФ обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, которое было принято к производству мирового судьи судебного участка <адрес>.

Мировым судьей был вынесен судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ по делу а-1250/2020.

Не согласившись с данным судебным приказом, ФИО1 обратилась к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа. Мировым судьей судебного участка <адрес> было вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени у налогоплательщика ФИО1 имеется непогашенная задолженность по налогу на доходы физического лица с доходов, полученных физическим лицом в размере 12341,00 руб., пени по налогу на доходы физического лица с доходов, полученных физическим лицом в размере 231,60 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины не явки суду не известны, об отложении дела не просил.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Исходя из того, что явка сторон не является обязательной и не признана таковой судом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

На основании п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктами 2 и 3 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат.

В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.

Налоговые агенты представляют о налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

П. 6 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления.

Из представленного на обозрение в судебное заседание административного дела а-1250/2020 по заявлению МИФНС по <адрес> о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности с ФИО1, следует, что ранее ООО СК «Ренессанс Жизнь» представлялся ответ, согласно которому в 2018 году договор добровольного страхования жизни с ФИО1 был расторгнут.

ООО СК «Ренессанс Жизнь» сведения о доходах ФИО1 за 2018 год по форме 2-НДФЛ представлены в отношении доходов, исчисленных согласно ст. 213 НК РФ.

В соответствии с абз.4 пп.2 п.1 ст. 213 НК РФ в случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

В соответствии с абзацем шестым пп.2 п.1 ст. 213 НК РФ, в случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Договор добровольного страхования жизни ФИО1 расторгнут по причине досрочного погашения кредита. Справки, выданные налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающие неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета, предусмотренные абз.6 пп.2 п.1 ст. 213 НК РФ не предоставлены. В связи с вышеизложенным, в налогооблагаемую базу включена сумма дохода равная сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

ООО СК «Ренессанс Жизнь» указывает, что исчисленный НДФЛ по ставке 13% составил 121341 руб.

В связи с тем, что денежная сумма, подлежащая возврату Страхователю при расторжении Договора страхования, составила 0 руб. 00 коп., у Страховщика, как у налогового агента, отсутствовала возможность удержать НДФЛ., о чем согласно п. 5 ст. 226 НК РФ сообщено налогоплательщику и налоговому органу по месту учета.

В случае представления ФИО1 заявления о возврате удержанного НДФЛ и справки, выданной налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающей неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающей факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ по договору добровольного страхования жизни за 2018 год, налоговая база по НДФЛ, исчисленный налог и сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2018 год будут скорректированы.

Страховщик свои обязательства налогового агента исполнил, а также сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога.

На момент рассмотрения дела справки о подтверждении факта получения/неполучения социального налогового вычета по договору страхования жизни в адрес Страховщика не поступали, как и заявления от ФИО1 о возврате излишне уплаченного НДФЛ, в связи с чем Страховщик не направлял аннулирующие отчеты в ИФНС для снятия задолженности по уплате налога.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на доходы физического лица с доходов, полученных физическим лицом, в размере 12341,00 руб., пени по налогу на доходы физического лица с доходов, полученных физическим лицом в размере 231,60 руб., а всего 12572,60 руб не подлежат удовлетворению, поскольку налог должен быть оплачен с полученного дохода. Между тем, ФИО1 за получением выплаты, на которую исчислен налог на доходы физического лица в ООО СК «Ренессанс Жизнь» не обращалась, то есть соответствующий доход не получила.

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания с административного ответчика налога на доходы физических лиц за 2018 год не имеется, как не имеется оснований для взыскания пени, поскольку данные требования являются производными от требования по взысканию налога.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и сборам оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд <адрес>.

Председательствующий: (подпись)

Верно.

Судья                 Н.В. Гаевская

Секретарь                ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ год

2а-366/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области
Ответчики
Хохлова Ольга Валерьевна
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Судья
Гаевская Наталия Владимировна
Дело на странице суда
engelsky.sar.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация административного искового заявления
14.12.2020Передача материалов судье
15.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
01.02.2021Опр. о рассмотрении дела в общем порядке
11.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021Дело оформлено
31.05.2021Дело передано в архив
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее