Дело №2-3074-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 мая 2015 года ....
Центральный районный суд .... ФИО4 края в составе:
судьи Корольковой И.А.,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора .... в интересах ФИО3 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО4 края об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
прокурор .... обратился в суд с иском в интересах ФИО3 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО4 края о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указано, что решением .... районного суда ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ мать и отец ФИО3 лишены родительских прав. Согласно постановлению администрации .... ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об определении ФИО3 в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, в связи с чем, последний был помещен в Поспелихинский детский дом. В настоящее время ФИО3 включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о ФИО3 включены в список под номером ....
Ссылаясь на ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», прокурор просит обязать ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма.
От ФИО3 поступило уточненное исковое заявление, в котором он просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах муниципального образования .... ФИО4 края жилой площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора .... на требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО4 края в судебное заседание не явился, извещен, представлен отзыв, в котором с требованиями не согласны, в случае их удовлетворения просят установить срок исполнения решения суда шесть месяцев.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Косихинского районного суда ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ мать и отец ФИО3 – ФИО5 и ФИО6 лишены родительских прав.
Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об определении ФИО3 в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, в связи с чем, последний был помещен в Поспелихинский детский дом.
Приказом Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО4 края № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дата постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ реестровая запись – ....
Таким образом, истец относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный факт установлен и сторонами не оспаривается.
ФИО3 не имеет на праве собственности жилых помещений, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», указанное обстоятельство ответчиком не оспорено.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Принципы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст.ст. 4, 5 Федерального закона №159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
При этом ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Законом Алтайского края от 11 октября 2012 года № 74-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края» в числе прочих внесены изменения в закон Алтайского края от 12 декабря 2006 года № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», в том числе п. 2 ч. 2. ст. 5 закона, предусматривающий, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу. Кроме того, указанный закон дополнен ст. 17-1 и ст. 17-2, направленными на регламентацию права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края.
Статья 17-1 названного закона Алтайского края повторяет положения ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Пунктом 5 указанной статьи установлено, что детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании.
Согласно ст. 17-2 указанного закона Алтайского края в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17-1 настоящего Закона (далее - список), включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет.
Перечень документов, необходимых для составления списка, порядок их направления и рассмотрения определяется постановлением Администрации Алтайского края.
Уполномоченный орган в течение пятнадцати дней со дня поступления проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение:
1) о включении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в список;
2) об отказе во включении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в список.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства и законов Алтайского края Администрацией Алтайского края принято Постановление от 27 декабря 2012 года №736 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Порядок), содержащее в том числе переходные положения (п.5.1.), согласно которым органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 1 января 2013 года и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.
Приведенные выше положения законодательства, с учетом внесенных изменений, не устанавливают дополнительных требований и условий, относящихся к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на предоставление жилого помещения, гарантированного государством.
Федеральным и региональными законами реализация права лица названной категории по предоставление жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает лицо в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
С момента постановки истца на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до настоящего времени жилое помещение предоставлено не было.
Сведений о том, что истец улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку право материального истца на обеспечение жилым помещением нарушено.
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства на момент рассмотрения спора является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в соответствии с п.1.1 Положения, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года № 55. Согласно п. 2.20, 2.27 Положения Главное управление предоставляет отдельным категориям граждан помещения государственного жилищного фонда Алтайского края; формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Алтайского края.
Определяя площадь подлежащего предоставлению ФИО3 жилого помещения, суд исходит из права материального истца быть обеспеченным жилым помещением независимо от наличия и числа членов семьи, а также ст.8 Закона Алтайского края №136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 кв. м. общей площадью.
В соответствии со ст.9 Закона Алтайского края №136-ЗС жилое помещение подлежит предоставлению в границах муниципального образования по месту жительства гражданина, в данном случае – в границах муниципального образования .... Алтайского края.
В силу ст.204, ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая во внимание необходимость соблюдения административной процедуры предоставления жилого помещения, полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, что не исключает возможности предоставления жилого помещения и ранее указанного срока.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства ФИО4 края в срок шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах муниципального образования .... ФИО4 края жилой площадью не менее .....м.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через .... районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Королькова И.А.
....
....
....