2 -1-950/2018 г.
64RS0№-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Балашовский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Тарараксиной С.Э.
с участием истца Бригинца Н.С.
при секретаре Ланиной К.А.
с участием помощника прокурора <адрес> Соболева Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бригинец Николая Степановича к комитету социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> о признании незаконными действий, признании права на перерасчет суммы возмещения вреда,
установил:
Бригинец Н.С. обратился в суд с иском к комитету социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> о признании незаконными действий, признании права на перерасчет суммы возмещения вреда в связи с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС из расчета условного среднего заработка за период нахождения в зоне Чернобыльской АЭС в № года. Свои требования мотивирует тем, что вступивший в законную силу федеральный закон № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС », изменил законодательство в части возмещения вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в сторону ухудшения материального положения, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы на ЧАЭС, в связи с чем вынужден обратиться в суд, поскольку при обращении к руководителю комитета социальной защиты населения <адрес> в перерасчете суммы компенсации возмещения вреда, как инвалиду 2 группы ЧАЭС, из расчета денежного содержания за ДД.ММ.ГГГГ года отказано.
В судебном заседании истец Бригинец Н.С. исковые требования поддержал в полном объёме, выдвигая в их обоснование изложенные в иске доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах. Дополнил, что федеральный закон № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на ЧАЭС» противоречит Конституции РФ, исходя из которой не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина.
Комитет социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, представили письменное заявление, при котором просили рассмотреть в отсутствие представителя, об отказе в удовлетворении требований. Согласно отзыву полагали, что требования истца не соответствуют законодательству, регулирующему назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» ( далее по тексту - Закон) в редакции от ДД.ММ.ГГГГ гражданину, получившему инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Федеральный закон № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» изменил порядок определения сумм возмещения вреда. Установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в зависимости от полученной группы инвалидности. В соответствии с ч. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ предоставила право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Право перерасчета утрачено с ДД.ММ.ГГГГ и сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения вреда определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца. Первичное обращение истца Бригинца Н.С. состоялось ДД.ММ.ГГГГ, при проведенном освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ, которым установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию, при этом инвалидом по заболеванию, связанного с катастрофой на ЧАЭС, признан ДД.ММ.ГГГГ. Следующим днем подано заявление о назначении компенсации в возмещение вреда как инвалиду ЧАЭС, после вступления в силу Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью на основании п. 15 ч. 1 ст. 14 базового закона в размере 2500 рублей. В дополнении обратили внимание суда на волеизъявление истца Бригинца Н.С. на индексацию назначенной ему суммы вреда здоровью, путем обращения в суд с требованиями. Судебными актами, соответственно в 2004 году, 2005, 2006 и 2010 году индексированы суммы возмещения вреда по заявлению истца, решения вступили в законную силу. Последующее индексирование проводилось на основании Постановления Правительства РФ и в настоящее время составляет 9443 рубля 30 копеек.
Министерство социального развития <адрес> и Федеральная служба по труду и занятости РФ о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не обеспечили в судебное заседание явку своих представителей, объяснения по иску суду не представили.
Анализируя в совокупности доводы сторон, выслушав заключение помощника прокурора, имеющиеся в деле доказательства и законодательство, подлежащее применению к рассматриваемому спору, суд находит заявленный иск Бригинца Н.С. необоснованным и подлежащим отклонению, исходя из следующего.
Судом бесспорно установлено, и подтверждено материалами гражданского дела, личного дела №, что Бригинец Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ, при проведенном освидетельствовании МСЭ № ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78-79) и решения межведомственного экспертного Совета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74), которым установлена инвалидность по заболеванию, связанного с сочетанием воздействия радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью назначена на основании п. 15 ч. 1 ст. 14 базового закона в размере 2500 рублей (протокол заседания комиссии (л.д. 72).
В настоящее время Бригинцу Н.С. выплачивается ежемесячная денежная компенсация, проиндексированная, в том числе судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, а равно и с учетом ежегодных индексаций утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации, и составляет с ДД.ММ.ГГГГ в размере 9443 рубля 30 копеек.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I), направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).
Согласно данной норме гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было определено, что гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
В 2004 году также была изменена редакция части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).
В новой редакции части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 части 1 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.
Из приведенных нормативных положений следует, что федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 года введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. Данным Федеральным законом с 15 февраля 2001 года осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от полученной пострадавшим группы инвалидности.
Отказ федерального законодателя от определения размера возмещения вреда исходя из размера условного среднего заработка и переход к новому способу - предполагает соблюдение принципа правовой определенности и стабильности правовых отношений и, по сути, направлен на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации) (пункт 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П).
Инвалидам-чернобыльцам, право которых на получение компенсации реализовано после вступившего в законную силу закона № 5 от 12 февраля 2001 года « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» определена ежемесячная денежная компенсация в твердой денежной сумме, и не наделяет правом инвалидов-чернобыльцем в выборе способа определения размера ежемесячных денежных выплат.
Из положений пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года N 7, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума от 11 мая 2007 N 23) следует, что при разрешении после 15 февраля 2001 года споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца.
Между тем, судом установлено обратное.
Не оспаривалось истцом, что право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью возникло с 2004 года, ежемесячные денежные компенсации индексированы, в том числе судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, а равно и с учетом ежегодных индексаций утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации по состоянию на дату обращения в суд с настоящим иском, в связи с чем суд не находит оснований к удовлетворению требований Бригинца Н.С.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░