дело № 3а-22/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Голикова А.А.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 февраля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гранит» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> равной его рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Гранит» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Коми (Управление Росреестра по Республике Коми) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что ООО «Гранит» является арендатором указанного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по состоянию на 01.01.2014 составила .... Общество через своего представителя ООО «...» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного земельного участка. Решением Комиссии от 28.12.2016 заявление общества с ограниченной ответственностью «...» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> отклонено. Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и нарушает права общества как плательщика земельного налога, в связи с чем, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с номером <Номер обезличен> равной его рыночной стоимости в размере .... В подтверждение доводов Общество представило отчет <Номер обезличен> от 13.12.2016 об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленное ООО «...».
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, в качестве заинтересованного лица - администрация МО ГО «Сыктывкар».
Управление Росреестра по Республике Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, администрация МО ГО «Сыктывкар» в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, в заявлениях просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Гранит» Кубасов М.И. административные исковые требования поддержал.
В отзыве представитель административного соответчика Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Коми в отзыве на административный иск позиции по делу не высказал, оставив разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителя административного истца ООО «Гранит» Кубасова М.И., исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктами 2, 4, 10 указанных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, которая в свою очередь устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Указанной статьей также определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Пунктами 3 и 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298 установлено, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенным выше Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Гранит» является арендатором земельного участка, находящегося в собственности МО ГО «Сыктывкар», с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... квадратных метра, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания незавершенного строительством здания холодильника.
Административный истец Общество с ограниченной ответственностью «Гранит» является плательщиком арендной платы, величина которой зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость данного земельного участка, установлена на основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28.11.2014 № 515, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми по состоянию на 01.01.2014.
Согласно указанным результатам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> установлена в размере ... по состоянию на 01.01.2014.
Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 01.01.2015.
Статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацу 5 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта недвижимости.
В соответствие с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Судом при рассмотрении дела распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимым письменным доказательством является отчет независимого оценщика.
Как следует из разъяснения, данного в пункте 20 Постановления Пленума Верховный Суд РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет <Номер обезличен> об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный оценщиками ООО «...», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... квадратных метра, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания незавершенного строительством здания холодильника по состоянию на 01.01.2014 составляет ....
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными соответчиками данных об иной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... квадратных метра, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в материалы дела не представлено, ходатайство о назначении соответствующей судебной экспертизы не заявлено.
Представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, поскольку содержащаяся в нем информация и анализ исходных данных об использованных объектах-аналогах отвечает предъявляемым к нему требованиям, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Учитывая, что доказательств, которые опровергают указанную административным истцом величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, свидетельствуют о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками вопреки части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ не представлено, суд приходит к выводу, что заявленный административный иск подлежит удовлетворению.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Закона № 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (абзац 6 статьи 24.20 Федерального закона № 225-ФЗ).
Согласно абзацу 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ», положения статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Федеральный закон от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» вступил в силу со дня официального опубликования 22.07.2014.
Как видно из материалов дела, заявление о пересмотре кадастровой стоимости Обществом с ограниченной ответственностью «Гранит» подано в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми 14.12.2016, то есть после вступления в силу вышеуказанного закона.
Поскольку на момент обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости и административным иском действовала кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания и основанием для исчисления арендных платежей, то на основании статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ», установленная в размере рыночной кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 01.01.2016 и применяется до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Разрешая вопрос о распределении понесенных участниками дела судебных расходов в виде уплаченной административным истцом государственной пошлины при подаче административного искового заявления, прихожу к следующему.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзацах 2 и 3 пункта 31 Постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлечённым к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
По настоящему делу административные ответчики не возражали против удовлетворения административного искового заявления по установлению указанной в административном исковом заявлении рыночной стоимости принадлежащего ООО «Гранит» земельного участка, следовательно, не имели противоположный с административным истцом юридический интерес.
При установленных обстоятельствах уплаченная ООО «Гранит» при подаче административного иска государственная пошлина в размере ... рублей относится на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Гранит» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... квадратных метра, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания незавершенного строительством здания холодильника, в размере его рыночной стоимости, равной ..., определенной по состоянию на 01 января 2014 года, на период с 01.01.2016 и до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «Гранит» о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 декабря 2016 года.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... квадратных метра, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.03.2017.
Председательствующий- Голиков А.А.