Решение по делу № 33-14225/2023 от 02.05.2023

Санкт-Петербургский городской суд

УИД: 78RS0№...-09

    Рег. №...     Судья: Заведеева И.Л.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Ковалевой Е.В.,
судейпри помощнике судьи Барминой Е.А., Орловой Т.А.Морозовой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 октября 2023 г. апелляционную жалобу Щербакова С. Г. на решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу №...а-380/2022 по иску Щербакова С. Г.             к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным решения №... от <дата>, об обязании устранить нарушения.

Заслушав доклад судьи Ковалевой Е.В., объяснения представителя истца Щербакова С.Г. Пивоваровой Н.А., представителя ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Андреевой В.А., представителя третьего лица ГКУ СПб Имущество Санкт-Петербурга Данилова С.С., представителя третьего лица Вилинбахова Г.В. адвоката Ивановой С.А., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Истец Щербаков С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным решение Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга №... от <дата> об отказе в предварительном согласовании предоставления истцу в аренду для ведения садоводства земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, 2-я Новая улица (восточнее <адрес>, литера А) площадью 1 200 кв. м, обязать ответчика устранить допущенное нарушение.

В обоснование заявленных требований Щербаков С.Г. указывал, что он является ветераном боевых действий, в целях реализации права ветерана на первоочередное предоставление земельного участка, в соответствии с пп.5 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», пп.14 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ он обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для садоводства в Комитет. Заявлению присвоен входящий номер №... от <дата>, к нему прилагалась схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. <дата> истцом получено решение ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от <дата> №....

С жалобой в порядке подчиненности в вышестоящий орган истец не обращался.

В качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка Комитет сослался на несоответствие схемы требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от <дата> №... «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

В решении также указано, что в соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ и п. 4 Общих правил приказа Минэкономразвития России от <дата> №... при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

По мнению Комитета, информация, подтверждающая использование вышеуказанных материалов и сведений при изготовлении представленной с заявлением схемы, не была представлена.

При этом Комитет рекомендовал по вопросу подготовки схемы с использованием государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Региональная геоинформационная система» обратиться в Агентство имущественных отношений Северного направления СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга».

Щербаков С.Г. полагает, что решение вынесено незаконно, нарушает его права, как гражданина и ветерана боевых действий, поскольку с заявлением им были предоставлены необходимые документы.

Схема, приложенная к заявлению, была подготовлена специализированной топографической организацией ООО «Бюро кадастровых инженеров» на основании договора от <дата>

На основании выданных дополнительных сведений (схема РГИС №...) топогеодезическая организация выполнила работы, подготовила схему и <дата> результаты топогеодезических работ были внесены в РГИС за №..._102380/1, что подтверждается выданным СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» актом о внесении сведений результатов топогеодезических работ в РГИС от <дата> В связи с указанным актом схема расположения земельного участка принята без замечаний.

По мнению Щербакова С.Г., внесением сведений о результатах топогеодезических работ Комитет подтвердил факт определения границ испрашиваемого земельного участка и подготовки схемы надлежащим образом.

Вместе с тем, <дата> сведения о результатах топогеодезических и кадастровых работ в РГИС за №..._102380/1 переведены в историю.

По мнению истца, это сделано намеренно в целях вынесения оспариваемого решения об отказе.

В настоящее время на рассмотрении Комитета находится поступившее позже заявление Вилинбахова Г.В. от <дата> №... о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 817 кв. м для огородничества. Испрашиваемый Вилинбаховым Г.В. земельный участок наполовину накладывается на земельный участок площадью 1 200 кв. м, испрашиваемый истцом. Комитетом издано распоряжение от <дата> №...-рзк о предварительном согласовании предоставления земельного участка под огородничество Вилинбахову Г.В. Кроме того, Комитетом осуществляются мероприятия                    по заявлению Вилинбахова Г.В. о включении в состав земельного участка                  с кадастровым номером 78:38:0022122:53, принадлежащего ему на праве частной собственности, дополнительной территории 1 192 кв.м. Предполагаемая к передаче в собственность Вилинбахову Г.В. территория входит в состав испрашиваемой административным истцом территории.

Решением Зеленогорского районного суда <адрес> от <дата> в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с постановленным решением, Щербаков С.Г. подал апелляционную жалобу, в которой полагает постановленное решение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить полностью, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда Носковой Н.В. от <дата> гражданское дело №...а-380 (рег. №...а-12869/2022) передано в судебную коллегию по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда для рассмотрения апелляционной жалобы Щербакова С.Г. на решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга в связи с тем, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Истец Щербаков С.Г. в заседание судебной коллегии не явился, воспользовался правом, предусмотренным статьей 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, направив в суд своего представителя Пивоварову Н.А., которая в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга Андреева В.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на жалобу.

Представитель третьего лица ГКУ Имущество Санкт-Петербурга Данилов С.С., представитель третьего лица Вилинбахова Г.В. Иванова С.А. в суд явились, просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая состоявшееся по делу судебное решение законным и обоснованным.

    Истец Щербаков С.Г. и третье лицо Вилинбахов Г.В. не явились,                      о времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, однако от получения судебной корреспонденции уклонились, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, поскольку на основании положений п. 2 ст. 165.1 ГПК РФ сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Как следует из материалов дела, истец, являясь ветераном боевых действий, в целях реализации права ветерана на первоочередное предоставление земельного участка, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», ст. 39.6 Земельного кодекса РФ обратился с заявлением в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о предварительном согласовании предоставления ему в аренду на 20 лет земельного участка площадью 1 200 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, 2-я Новая улица (восточнее <адрес>, литера А). Заявлению присвоен входящий номер №... от <дата> К заявлению прилагалась, в том числе схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема).

Решением Комитета от <дата> №... истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка под испрашиваемые цели на основании п. п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ в связи с несоответствием схемы требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России №... «Об утверждении требований к подготовке схемы расположениям земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее Приказ Минэкономразвития №...).

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленная истцом схема разработана без использования необходимых сведений, поскольку дополнительные сведения РГИС на схеме не отображены, в схеме отсутствовала картографическая информация в объеме, соответствующем пункту 7 приказа №..., или отображение границ территорий общего пользования, красных линий, местоположения объектов естественного или искусственного происхождения объектов естественного или искусственного происхождения, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, земель общего пользования, то есть материалы и сведения, указанные в пункте 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации не использовались, и (или) факт их использования не подтверждается представленной схемой; схема не содержала сведений о территориальных зонах, раздел схемы условные обозначения не содержал информацию о том, что сведения о территориальных зонах приведены на схемах. В связи с изложенным суд пришел к выводу, что данная схема не могла быть утверждена по основаниям, указанным в п. п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, в связи с чем установил, что принятое ответчиком решение является законным и обоснованным.

Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно п.7 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п.8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

    Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ приказом Минэкономразвития России от <дата> №..., действующим на момент рассмотрения заявления Щербакова С.Г., утверждены Требования к подготовке схемы расположениям земельного участка или земельных учат ков на кадастровом плане территории (далее – Требования) и форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположениям земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ и пунктом 4 Требований при изготовлении Схемы учитываются материалы и сведения:

- утвержденных документов территориального планирования;

- правил землепользования и застройки;

- проектов планировки территории;

- землеустроительной документации;

- положения об особо охраняемой природной территории;

- о зонах с особыми условиями использования территории;

- о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования; красных линиях;

- о местоположении границ земельных участков;

- о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Истец является ветераном боевых действий.

В целях реализации права ветерана на первоочередное предоставление земельного участка, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», ст. 39.6 Земельного кодекса РФ истец обратился с заявлением в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о предварительном согласовании предоставления ему в аренду на 20 лет земельного участка площадью 1 200 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, 2-я Новая улица (восточнее <адрес>, литера А).

Заявлению присвоен входящий номер №... от <дата>

К заявлению прилагалась, в том числе схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема).

Решением Комитета от <дата> №... истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка под испрашиваемые цели на основании п. п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ в связи с тем, что представленная с заявлением схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не может быть утверждена по основаниям, определенным п. п. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Информация, подтверждающая использование при изготовлении представленной заявителем схемы материалов и сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ и пунктом 4 Требований, в Комитет не была представлена.

    Так, схема, приложенная к заявлению, предоставлена специализированной топогеодезической организацией ООО «Бюро кадастровых инженеров» на основании договора от <дата>, заключенного представителем по доверенности Баженовым Е.В. (далее-доверенное лицо). Договор заключен с доверенным лицом, который представляет интересы не только административного истца, но и другого ветерана-Сафарова Р.Г.

    В рамках договора от <дата> топогеодезической организацией в целях надлежащей подготовки схемы были получены дополнительные сведения РГИС от 28.06.2022г. №..., при выполнении работ по заявлению Сафарова Р.Г.

    На основании выданных дополнительных сведений топогеодезическая организация выполнила работы, подготовила схему. Результаты топогеодезических работ были внесены в РГИС за №..._102380/1, что подтверждается выданным СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» актом о внесении сведений топогеодезических работ в РГИС от 07.07.2022г. (л.д.25).

    В связи с реализацией первоочередного права на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков Сафарову Р.Г. направлено решение об отказе по заявлению от 28.06.2022г. №....

    В связи с отказом Сафарову Р.Г. внесенные сведения о результатах топогеодезических работ переведены в историю.

    Сведения о получении специализированной топогеодезической организацией дополнительных сведений при выполнении работ по заявлению административного истца отсутствуют.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик намеренно не рассматривал заявление истца до <дата>, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный. Заявление истца рассмотрено в предусмотренный п.7 ст.39.15 ЗК РФ срок.

Необходимость учета при подготовке схемы расположения земельного участка материалов и сведений, указанных пункте 2 статьи 11.10 ЗК РФ, установлена в пункте 4 Требований. Кроме того, названным пунктом Требований определено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).

Согласно пункту 7 Требований в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от <дата> №...-ФХ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее – картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.

Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Требования к составу сведений картографической основы установлены приказом Минэкономразвития России от <дата> №....

Информация о размещении на официальном сайте сведений о картографической основе в Комитете отсутствует.

В представленной Щербаковым С.Г. схеме отсутствовала информация, указанная в пункте 7 Приказа №....

При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 «План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале» кадастрового плана территории графическая информация дополняется схематичным отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередач, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).

Раздел КПТ.2.1, указанный в пункте 7 Требований, содержался в приложении №... приказа Минэкономразвития России от <дата> №... «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и кадастрового плана территории», который был признан утратившим силу приказом Минэкономразвития России от <дата> №....

Действующая форма кадастрового плана территории, утвержденная приказом Минэкономразвития России от <дата> №..., не содержит в себе раздела КПТ.2.1.

Следовательно, ввиду отсутствия в настоящее время на кадастровом плане территории необходимых сведений (единой электронной картографической основы или раздела КПТ.2.1) подготовка корректной схемы расположения земельного участка возможна в соответствии с Порядком подготовки материалов для утверждения границ или схемы расположения земельного участка, утвержденным приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от <дата> №....

При подготовке схемы расположения земельного участка в рамках названного Порядка осуществляется сбор и анализ исходных данных на основании сведений региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» (далее – РГИС), которая создана на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №... и содержит сведения профильных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга о территории выполнения работ, что, свою очередь, позволяет в полной мере исполнить требования пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

При подготовке для утверждения схем расположения земельных участков проводятся работы по топогеодезической съемке земельного участка (земельных участков) топогеодезическими организациями (кадастровыми инженерами), уполномоченными на выполнение кадастровых работ на территории Санкт-Петербурга, для определения местоположения границ земельного участка на местности, его площади, ограничений (обременений) в использовании земельного участка, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства, земли общего пользования) с необходимой степенью точности.

Таким образом представленная истцом схема была разработана без использования необходимых сведений, поскольку дополнительные сведения РГИС не представленной схеме не отображены.

В представленной схеме отсутствовала картографическая информация в объеме, соответствующем пункту 7 Приказа №... или отображение границ территорий общего пользования, красных линий, местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, земель общего пользования, т.е. материалы и сведения, указанные в пункте 2 статьи 11.10 ЗК РФ не использовались и (или) факт их использования не подтвержден схемой.

Также представленная схема не содержала сведений о территориальных зонах, раздел схемы «условные обозначения» не содержал информацию о том, что сведения о территориальных зонах приведены в схемах.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, в том числе, в случае несоответствия схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены статьей 11.10 ЗК РФ и приказом Минэкономразвития России от <дата> №....

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы представленная заявителем схема не соответствовала требованиям земельного законодательства, составлена с нарушением статьи 11.10 Земельного кодекса РФ и не могла быть утверждена Комитетом.

Кроме того, заслуживает внимания довод возражений на апелляционную жалобу ответчика о том, что в отношении спорной территории отсутствует проект планировки и межевания, что исключает возможность предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для ведения садоводства.

Согласно сведениям РГИС проект планировки и межевания в отношении спорной территории отсутствует.

Федеральным законом от <дата> № 312-ФЗ Федеральный закон от <дата> № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнен статьей 4.1, которой введено понятие территории садоводства. В состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего пользования. Местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории.

В соответствии со статьей 6 Закона № 217-ФЗ ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участка может осуществляться гражданами, как членами товарищества, так и без создания товарищества, но исключительно на земельных участках, входящих в территорию садоводства или огородничества.

Вышеизложенное позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что после <дата>, то есть после введения в Федеральный закон № 217-ФЗ понятия территории садоводства, образование земельного участка для ведения садоводства и дальнейшее предоставление гражданам садовых земельных участков на территории Санкт-Петербурга возможно только в пределах территорий садоводств.

Таким образом, образованием земельного участка для ведения садоводства может осуществляться только в пределах границ территории садоводства и только в соответствии с проектом межевания территории.

В данном случае испрашиваемый земельный участок не включен в территорию садоводства или огородничества и в отношении него отсутствует проект межевания территории, соответственно, основания для предоставления земельного участка для ведения садоводства отсутствуют.

Кроме того, пунктом 5 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки. Малоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Таким образом, законодатель раскрыл назначение жилой зоны, предусмотрев в качестве основного её предназначения: застройку различными типами жилых объектов.

Ведение садоводства основной целью предполагает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, а не возведение объектов недвижимости. Формирование и предоставление земельных участков для садоводства в жилых зонах противоречит их назначению, предусмотренному ЗК РФ.

Согласно части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной гласит, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В силу статьи 63 Гр РФ документом территориального планирования субъекта РФ – города федерального значения является Генеральный план Санкт-Петербурга.

Построение Генерального плана Санкт-Петербурга определяется лимитом земли в городе федерального значения Санкт-Петербурге.

В системе юридической иерархии документов, регулирующих градостроительную деятельность, документы территориального планирования (для Санкт-Петербурга – Генеральный план Санкт-Петербурга), являются основными, главным видом градостроительной документации, в целях реализации которого принимаются все остальные документы.

Генеральный план Санкт-Петербурга – базовый элемент градостроительной деятельности Санкт-Петербурга.

Таким образом, Генеральный план Санкт-Петербурга, входящие в его состав Положение о территориальном планировании, карты функционального зонирования и иные карты, включенные в состав Генерального плана Санкт-Петербурга, являются обязательными при принятии решений органами государственной власти Санкт-Петербурга, а также для иных субъектов градостроительной деятельности.

Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга от <дата> №... «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» Генеральный план Санкт-Петербурга включает в свой состав материалы, устанавливающие цели и задачи территориального формирования Санкт-Петербурга, основные параметры развития Санкт-Петербурга и виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга, в том числе Положение о территориальном планировании Санкт-Петербурга (далее – Положение) согласно приложению 1 к Закону №....

В разделе 3 Положения определен Перечень основных мероприятий по территориальному планированию Санкт-Петербурга, в том числе Мероприятия по развитию функционально-планировочной структуры (подраздел 3.1 указанного раздела).

Пунктом 6 подраздела 3.1 в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга установлен перечень функциональных зон (по видам), в том числе «Жилые зоны», в составе которых выделены:

- зона застройки односемейными (индивидуальными) жилым домами (отдельно стоящими и/или блокированными);

- зона коллективных садоводств с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.

В целях определения назначения территорий Санкт-Петербурга Генеральным планом Санкт-Петербурга предусмотрены функциональные зоны для коллективных садоводств. Иными словами, Генеральный план Санкт-Петербурга предусматривает использование территории Санкт-Петербурга с целью ведения садоводства исключительно в организованном виде – в форме соответствующих коллективных садоводств.

При этом подразделом 3.4 раздела 3 Положения в составе мероприятий по развитию основных функциональных зон для обеспечения размещения объектов капитального строительства не предусмотрено развитие (расширение) территорий для коллективных садоводств.

Изложенное показывает, что в Санкт-Петербурге с даты принятия Генерального плана в 2005 г. до настоящего времени в отношении территорий Санкт-Петербурга не предусмотрено ведение садоводства в индивидуальном порядке.

В Правилах землепользования и застройки, действовавших до 2016 года (Закон Санкт-Петербурга от <дата> №...), в действующих до 2019 <адрес> землепользования и застройки, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №..., вид разрешенного использования «для садоводства» и «ведение садоводства» был включен в градостроительные регламенты территориальных зон Т1Ж1 (специально выделенная зона коллективных садоводств) и предусматривал его использование в составе существующих коллективных садоводств.

<дата> вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ, согласно которому разрешено на садовом земельном участке, предназначенном для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур помимо садового дома, размещать жилые дома. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ; земельные участки с видами разрешенного использования «садовый земельный участок», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», являются садовыми земельными участками.

Таким образом, при внесении изменений в Правила пользования и застройки в 2019 г. (постановление Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №...) с целью приведения градостроительных регламентов в соответствие Закону № 217-ФЗ, вид разрешенного использования «ведение садоводства» был включен только в градостроительные регламенты указанных территориальных зон Т1Ж1, где исторически расположены существующие коллективные садоводства, но в градостроительные регламенты территориальных жилых зон Т1Ж2-1, Т1Ж2-2, Т2Ж1, ТР3-1 и ТР3-2, в границах которых расположены как существующие дачные хозяйства, в том числе государственный дачный фонд Санкт-Петербурга, так и отдельные существующие дачных участки.

Наличие вида разрешенного использования «ведение садоводства» в составе указанных градостроительных регламентов, в которых до 2019 г. указанный вид разрешенного использования отсутствовал, юридически означает изменение ранее существующих видов разрешенного использования «дачный земельные участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства» в соответствии с Законом № 217-ФЗ и не может рассматриваться как безусловное основание для возможности использования территорий Санкт-Петербурга в границах указанных зон для ведения садоводства без учета положений Генерального плана Санкт-Петербурга.

Указанный вывод следует из системного применения положений Генерального плана Санкт-Петербурга, которым определены территории с целевым назначением только для ведения коллективных садоводств.

Как указано в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №... (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ <дата>, отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства в границах того или иного муниципального образования может быть обусловлено особенностями развития поселения и его статусом, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

В связи с изложенным правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком не созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов истца, решение ответчика от <дата> является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, нашли верное отражение и правильную оценку в решении суда, и фактически сводятся к неправильному толкованию норм действующего законодательства.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции все обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

33-14225/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Щербаков Сергей Геннадьевич
Ответчики
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Другие
ГКУ СПб Имущество Санкт-Петербурга
Иванова Светлана Алексеевна
Пивоварова Наталья Александровна
Вилинбахов Георгий Вадимович
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Ковалева Екатерина Викторовна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
02.05.2023Передача дела судье
22.06.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2023Передано в экспедицию
03.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее