в„–12-730/2021
ОПРЕДЕЛЕНРР•
В«24В» декабря 2021 РіРѕРґР° СЃСѓРґСЊСЏ Центрального районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа РњРёС…РёРЅР° Рќ.Рђ., рассмотрев жалобу РћРћРћ «Борисоглебский мясоконсервный комбинат» РЅР° постановление начальника отдела государственного экологического надзора РїРѕ Воронежской области, старшего государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды Р¤РРћ1 в„– 361/ДН/2021 РѕС‚ 12.10.2021 Рѕ привлечении Рє административной ответственности Р·Р° административное правонарушение, предусмотренное С‡.1 СЃС‚. 8.41 РљРѕРђРџ Р Р¤,
установил:
Как следует РёР· жалобы РћРћРћ «Борисоглебский мясоконсервный комбинат», РІ отношении него начальником отдела государственного экологического надзора РїРѕ Воронежской области, старшим государственным инспектором Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды Р¤РРћ1 вынесено постановление в„– в„– 361/ДН/2021 РѕС‚ 12.10.2021 Рѕ привлечении Рє административной ответственности Р·Р° административное правонарушение, предусмотренное СЃС‚. 8.41 РљРѕРђРџ Р Р¤ - Р·Р° пользование недрами без лицензии РЅР° пользование недрами, Рё назначено наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 50 000 рублей.
На указанное постановление ООО «Борисоглебский мясоконсервный комбинат» подана жалоба в Центральный районный суд г. Воронежа.
В силу статьи 30.2 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, или же непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (части 1 и 3).
Согласно ч. 1 ст.29.5, п. 3 ч. 1 30.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения; постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
Как указано в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 №5, при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Согласно п.п. «з» п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
При этом в силу п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу; направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 28.12.2020), федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4 Положения).
В соответствии с п.1 Положения о Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 488, Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - Управление), является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) на территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей.
Поскольку юрисдикция Управления распространяется не только на всю территорию Воронежской области, постановления обжалуются в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении, а местом рассмотрения является место совершения административного правонарушения.
Как следует РёР· постановления начальника отдела государственного экологического надзора РїРѕ Воронежской области, старшего государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды Р¤РРћ1 в„– 361/ДН/2021 РѕС‚ 12.10.2021, местом совершения административного правонарушения, выразившегося РІ бездействии (невнесение РІ установленные СЃСЂРѕРєРё платы Р·Р° негативное воздействие РЅР° окружающую среду), является место нахождения юридического лица (Воронежская область, Рі.Борисоглебск, СѓР».РЎРІРѕР±РѕРґС‹, Р·Рґ227), что РЅРµ относится Рє территории Центрального района Рі.Воронежа.
Также из представленных Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора материалов дела об административном правонарушении следует, что административного расследования по данному делу не проводилось.
Согласно ч.3 ст.30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ,
определил:
Передать жалобу РћРћРћ «Борисоглебский мясоконсервный комбинат» РЅР° постановление начальника отдела государственного экологического надзора РїРѕ Воронежской области, старшего государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды Р¤РРћ1 в„– 361/ДН/2021 РѕС‚ 12.10.2021 Рѕ привлечении Рє административной ответственности Р·Р° административное правонарушение, предусмотренное С‡.1 СЃС‚. 8.41 РљРѕРђРџ Р Р¤, РїРѕ подведомственности РІ Борисоглебский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Воронежской области.
РЎСѓРґСЊСЏ РњРёС…РёРЅР° Рќ. Рђ.
в„–12-730/2021
ОПРЕДЕЛЕНРР•
В«24В» декабря 2021 РіРѕРґР° СЃСѓРґСЊСЏ Центрального районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа РњРёС…РёРЅР° Рќ.Рђ., рассмотрев жалобу РћРћРћ «Борисоглебский мясоконсервный комбинат» РЅР° постановление начальника отдела государственного экологического надзора РїРѕ Воронежской области, старшего государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды Р¤РРћ1 в„– 361/ДН/2021 РѕС‚ 12.10.2021 Рѕ привлечении Рє административной ответственности Р·Р° административное правонарушение, предусмотренное С‡.1 СЃС‚. 8.41 РљРѕРђРџ Р Р¤,
установил:
Как следует РёР· жалобы РћРћРћ «Борисоглебский мясоконсервный комбинат», РІ отношении него начальником отдела государственного экологического надзора РїРѕ Воронежской области, старшим государственным инспектором Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды Р¤РРћ1 вынесено постановление в„– в„– 361/ДН/2021 РѕС‚ 12.10.2021 Рѕ привлечении Рє административной ответственности Р·Р° административное правонарушение, предусмотренное СЃС‚. 8.41 РљРѕРђРџ Р Р¤ - Р·Р° пользование недрами без лицензии РЅР° пользование недрами, Рё назначено наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 50 000 рублей.
На указанное постановление ООО «Борисоглебский мясоконсервный комбинат» подана жалоба в Центральный районный суд г. Воронежа.
В силу статьи 30.2 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, или же непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (части 1 и 3).
Согласно ч. 1 ст.29.5, п. 3 ч. 1 30.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения; постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
Как указано в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 №5, при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Согласно п.п. «з» п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
При этом в силу п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу; направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 28.12.2020), федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4 Положения).
В соответствии с п.1 Положения о Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 488, Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - Управление), является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) на территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей.
Поскольку юрисдикция Управления распространяется не только на всю территорию Воронежской области, постановления обжалуются в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении, а местом рассмотрения является место совершения административного правонарушения.
Как следует РёР· постановления начальника отдела государственного экологического надзора РїРѕ Воронежской области, старшего государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды Р¤РРћ1 в„– 361/ДН/2021 РѕС‚ 12.10.2021, местом совершения административного правонарушения, выразившегося РІ бездействии (невнесение РІ установленные СЃСЂРѕРєРё платы Р·Р° негативное воздействие РЅР° окружающую среду), является место нахождения юридического лица (Воронежская область, Рі.Борисоглебск, СѓР».РЎРІРѕР±РѕРґС‹, Р·Рґ227), что РЅРµ относится Рє территории Центрального района Рі.Воронежа.
Также из представленных Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора материалов дела об административном правонарушении следует, что административного расследования по данному делу не проводилось.
Согласно ч.3 ст.30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ,
определил:
Передать жалобу РћРћРћ «Борисоглебский мясоконсервный комбинат» РЅР° постановление начальника отдела государственного экологического надзора РїРѕ Воронежской области, старшего государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды Р¤РРћ1 в„– 361/ДН/2021 РѕС‚ 12.10.2021 Рѕ привлечении Рє административной ответственности Р·Р° административное правонарушение, предусмотренное С‡.1 СЃС‚. 8.41 РљРѕРђРџ Р Р¤, РїРѕ подведомственности РІ Борисоглебский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Воронежской области.
РЎСѓРґСЊСЏ РњРёС…РёРЅР° Рќ. Рђ.