Решение по делу № 2-5639/2024 от 27.09.2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-5639/2024

(43RS0001-01-2024-007902-31)

26 ноября 2024 года                                г.Киров

Ленинский районный суд г. Кирова в составе

председательствующего судьи Востриковой Е.В.

при секретаре судебного заседания Сергеевой А.А.,

с участием в судебном заседании представителя истца Шеромова Ю.А., представителя ответчика Лобановой Я.О., помощника прокурора Ленинского района г.Кирова Измайлова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями опорно-двигательного аппарата «Опора», действующей в интересах Епифанова Б. А., к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кировской области о признании незаконным бездействия, взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата «Опора», действуя в интересах Епифанова Н. А. (далее – Истец, Общественная организация «Опора») обратилась в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (далее – ОСФР по Кировской области, ответчик) о признании незаконным бездействия, взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации. В обоснование иска указано, что Епифанов Б.А. является инвалидом 3 группы и членом общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата «Опора». Инвалидность установлена бессрочно (справка Бюро МСЭ серия МСЭ-2004 {Номер изъят}). Для изготовления протеза Епифанов Б.А. обратился в ООО «Кировский центр протезирования и ортопедии». Инвалидом заключен договор от {Дата изъята} {Номер изъят} на изготовление (поставку) протезно-ортопедического изделия – протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, на сумму 311 146 руб. 90 коп. Обязательство по оплате ТСР исполнено инвалидом в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от {Дата изъята} {Номер изъят}, ТСР им получено (товарная накладная от {Дата изъята} {Номер изъят}). Приобретенный инвалидом протез соответствует классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, утвержденных приказом Минтруда России от {Дата изъята} {Номер изъят}н. На дату подачи заявления о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный протез последним исполненным государственным контрактом на выполнение работ по обеспечению инвалида протезом являлся контракт от {Дата изъята} {Номер изъят}, согласно которому Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кировской области был приобретен однородный «Протез голени модульный, в том числе при недоразвитии (8-07-09)» по цене 311 146 руб. 90 коп. Епифанов Н.А. при самостоятельном приобретении протеза руководствовался индивидуальными потребностями, утвержденной ИПРА, и приобрел протез в модификации, аналогичной протезу из государственного контракта от {Дата изъята} {Номер изъят}. Ответчиком выплата компенсации произведена в сумме 87 031 руб. 63 коп. Сумма недоплаченной компенсации составляет 224 115 руб. 27 коп. Бездействия ответчика по выплате компенсации считает незаконным, необоснованным и нарушающим права инвалида. Просит признать незаконным бездействие ОСФР по Кировской области, выраженное в невыплате Епифанову Б.А. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации.

В судебном заседании представитель истца Шеромов Ю.А. на исковых требованиях настаивал, указав на наличие со стороны ОСФР по Кировской области нарушений прав инвалида.

Истец Епифанов Б.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия.

Представитель ответчика Лобанова Я.О. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, просила в удовлетворении иска отказать.

В отзыве на исковое заявление ОСФР по Кировской области указало, что Епифанов Б.А. состоит на учете по обеспечению ТСР на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида. В отношении Епифанова Б.А. действует ИПРА от {Дата изъята} {Номер изъят}, которой установлена нуждаемость в технических средствах реабилитации, в том числе, в протезе голени модульном, в том числе при недоразвитии – 1 шт. {Дата изъята} Епифанов Б.А. обратился в Отделение Фонда с заявлением о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенный протез голени модульный. К заявлению приложены копия платежного поручения {Номер изъят} от {Дата изъята}, кассовый чек, гарантийное письмо ООО «КПЦО», договор {Номер изъят} от {Дата изъята}. согласно кассовому чеку стоимость протеза составляет 311 146 руб. 90 коп. Уведомлением от {Дата изъята} {Номер изъят}_13136303 Епифанов Б.А. извещен о принятом решении по выплате компенсации за самостоятельно приобретенный протез голени модульный в сумме 87 031 руб. 63 коп. {Дата изъята} компенсация в сумме 87 031 руб. 63 коп. перечислена на счет Епифанова Б.А. платежным поручением {Номер изъят} от {Дата изъята}. Согласно п. 4 порядка от {Дата изъята} {Номер изъят}, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации. В соответствии с ИПРА от {Дата изъята} {Номер изъят}{Дата изъята}/2016 Епифанову Б.А. установлена нуждаемость в протезе голени модульном, в том числе при недоразвитии, при этом, указаний на какие-либо дополнительные функции и технические характеристики протеза в ИПРА не содержится. При определении однородности технического средства реабилитации необходимо учитывать только те характеристики, которые прописаны в ИПРА инвалида. Протез, приобретенный Епифановым Б.А., и протезы, изготовленные по государственному контракту {Номер изъят} от {Дата изъята}, являются однородными. При определении размера компенсации за протез бедра модульный, приобретенный Епифановым Б.А., ответчик руководствовался принципом эффективности использования бюджетных средств, поэтому размер компенсации определен по наименьшей стоимости протеза, определенной в государственном контракте {Номер изъят} от {Дата изъята} (позиция {Номер изъят} и позиция {Номер изъят} приложения {Номер изъят}). Размер компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации определен Отделением Фонда в соответствии с требованиями законодательства, в удовлетворении иска просит отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «ГБ МСЭ по Кировской области», представитель которого в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела без своего участия, в котором указал, что возражений, пояснений, ходатайств относительно заявленных требований не имеет.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Кировский Центр протезирования и ортопедии» в отзыве на иск указало, что Епифанов Б.А. предоставил ответчику полный пакет документов, согласно порядку {Номер изъят}, подтверждающих расходы на изготовление ТСР в размере 311 146 руб. 90 коп., которые оплачены ответчиком частично. У истца имеются законные основания получить денежную компенсацию в полном объеме. Полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, АНО РПИ «Планета равных возможностей» в судебное заседание не явилось, о причине неявки не сообщило.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании установлено и из письменных материалов дела следует, что согласно справке серии МСЭ-2004 {Номер изъят} от {Дата изъята}, Епифанов Б.А. является инвалидом 3 группы бессрочно.

Индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) {Номер изъят} от {Дата изъята} установлено, что Епифанов Б.А. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации в виде «протеза голени модульного типа, в том числе при недоразвитии».

{Дата изъята} истец заключил с ООО КЦПО договор на изготовление протезно-ортопедического изделия – протеза голени модульного. Формообразующая часть косметической облицовки - модульная мягкая пенополиуретановая. Косметическое покрытие облицовки - гольфы перлоновые. Приёмная гильза индивидуальная (2 пробные гильзы). Материал приемной гильзы: слоистый пластик на основе акриловых смол. В качестве вкладного элемента применяются полимерные чехлы (2 шт.). Крепление протеза с использованием замка для полимерного чехла. Стопа из вспененного материала со встроенным упругим элементом из пластика. Протез подходит для пациентов со средней и высокой активностью. Протез является аналогичным по наименованию, виду, техническим характеристикам (комплектности) техническому средству реабилитации, указанному в Государственном контракте {Номер изъят} от {Дата изъята} (позиция №°12). Номер ТСР согласно классификации 8-07-09. Стоимость протеза составила 311 146 руб. 9 коп.

Согласно представленному акту медико-технической комиссии {Номер изъят} Епифанов Н.А. был осмотрен специалистами протезного предприятия, обследован комиссией и ему был рекомендован протез в определенной комплектации, который он и заказал.

Данный товар в соответствии с условиями указанного договора был оплачен, о чем свидетельствует представленная в материалы дела товарная накладная от {Дата изъята}, а также платежное поручение {Номер изъят} от {Дата изъята}, кассовый чек, на сумму 311 146 руб. 90 коп.

Епифанову Б.А. была предоставлена финансовая помощь для самостоятельного приобретения протеза в сумме 311 146 руб. 90 коп. по договору на предоставление беспроцентной целевой возвратной финансовой помощи от {Дата изъята} {Номер изъят}/К, заключенному с АНО РПИ «Планета равных возможностей». Денежные средства перечислены истцу платежным поручением. Согласно условиям договора от {Дата изъята} возврат финансовой помощи осуществляется после поступления от территориального органа ФСС РФ компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР.

Истец обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный им протез стоимостью 311 146 руб. 90 коп., денежные средства ответчиком выплачены на момент рассмотрения дела в размере 87 031 руб. 63 коп. Оставшаяся сумма в размере 224 115 руб. 27 коп. Епифанову Б.А. не выплачена.

Обращаясь с настоящим иском, истец указывает на то обстоятельство, что размер денежной компенсации определен за протез без учета индивидуальных потребностей истца.

Из государственного контракта на выполнение работ по изготовлению технических средств реабилитации – протезов нижних конечностей, для обеспечения инвалидов в 2023 году следует, что он заключен между заказчиком ГУ – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и исполнителем АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» по вопросу изготовления протезов нижних конечностей, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить работы, предусмотренные спецификацией.

Позицией 6 спецификации предусмотрено изделие – протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, формообразующая часть косметической облицовки – модульная мягкая полиуретановая. Косметическое покрытие облицовки - гольфы перлоновые. Приёмная гильза индивидуальная из литьевого слоистого пластика на основе акриловых смол. Две пробные гильзы. Вкладная гильза из вспененных материалов. Крепление протеза поясное. Стопа бесшарнирная полиуретановая. Протез подходит для пациентов с низкой активностью. Выполнение работ включает прием заказов по индивидуальным обмерам (по слепку) с учетом индивидуальных показателей Получателя (по согласованию с Заказчиком), изготовление изделий, примерку, подгонку, обучение пользованию, выдачу изготовленных по индивидуальному заказу Изделий Получателям.

Выслушав объяснения участников процесса, помощника прокурора Измайлова И.А., полагавшего обоснованными требования истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от {Дата изъята} № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч.14 ст.11.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе, специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническим средством реабилитации инвалидов помимо прочего являются протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты) Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила № 240).

Согласно п. 2 Правил № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Как следует из п. 3 Правил № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами может осуществляться путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с п. 3(1) Правил № 240 предоставление информации о технических средствах, рекомендуемых в программе реабилитации, осуществляется посредством электронного каталога технических средств (далее - каталог). Каталог используется, в том числе, в целях информирования инвалида о размере компенсации, предусмотренной пунктом 15(1) настоящих Правил. Каталог включает следующие сведения: код технического средства; наименование технического средства; показатели, характеризующие техническое средство (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, фотографии, цифровые модели технического средства); основные виды комплектующих изделия индивидуального изготовления и типовые комплектации; справочную информацию (сведения о местах продажи технического средства (при наличии); размер компенсации, предусмотренной пунктом 15(1) настоящих Правил; предельная стоимость единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата; информация из перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 15(1) Правил № 240, в случае если предусмотренное программой реабилитации техническое средство не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство за собственный счет, то инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства, но не более стоимости соответствующего технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами. Соответствие приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства предоставляемым техническим средствам устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Порядок выплаты компенсации за технические средства, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в который включен раздел «Технические средства реабилитации», где под пунктом 8 указаны протезы и ортезы.

Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, утверждена Приказом Минтруда России от 13.02.2018 № 86н (далее - Классификация № 86н). Согласно данной классификации в восьмом пункте раздела «Технические средства реабилитации» федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду «Протезы и ортезы» под номером вида технического средства реабилитации (изделия) и его наименования 8-07-10 указан следующий вид и наименование технического средства реабилитации, рекомендованного индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида - Протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н (далее - Порядок № 57н).

Согласно п. 2 Порядка № 57н компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Порядка № 57н компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющегося аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, на основании Классификации № 86н.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также, наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.

Согласно п. 4 Порядка № 57н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации, обязательства по которому на дату подачи инвалидом заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации исполнены сторонами контракта в полном объеме).

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации не осуществлялась, либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, стоимость соответствующего технического средства реабилитации определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

Как следует из п. 5 Порядка № 57н компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, поданного в уполномоченный орган однократно. При подаче инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида. Уполномоченный орган проверяет достаточность сведений, содержащихся в заявлении и электронных образах документов, поданных через личный кабинет единого портала, а также осуществляет медико-техническую экспертизу в случаях, предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил № 240.

Согласно п. 6 Порядка № 57н решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.

В соответствии с п. 7 Порядка № 57н, определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 настоящего порядка), а также, стоимости однородного технического средства реабилитации, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.

Исходя из буквального толкования п. 3 Порядка № 57н однородное техническое средство реабилитации соответствующее индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида должно быть именно аналогичным приобретенному инвалидом за счет собственных средств.

Порядок № 57н предписывает определять размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации путем сопоставления характеристик, наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом и вида технического средства реабилитации, предусмотренных Классификации № 86н. Таким образом, аналогичность технического средства реабилитации устанавливается в данном случае именно за счет сопоставления характеристик, наименования и вида протеза.

В рассматриваемом случае, обращаясь с настоящим иском, истец указывает на то обстоятельство, что размер денежной компенсации определен без учета индивидуальных потребностей Епифанова Б.А.

{Дата изъята} Епифанову Б.А. произведена выплата 87 031 руб. 63 коп.

Ходатайств о назначении судебной экспертизы ответчиком в ходе рассмотрения дела не заявлено.

Согласно методическим рекомендациям ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от {Дата изъята}, при решении вопроса о протезировании нижней конечности инвалида и подборе протеза необходимо учитывать общее состояние здоровья инвалида, состояние культи, состояние другой нижней конечности, профессию инвалида. Возможность его дальнейшего трудоустройства, степень социальной активности, интегрированной со степенью физической активности, в том числе в соответствии с классификационной системой MOBIS. Также следует учитывать противопоказания к протезированию, как общие, так и локальные.

Согласно п. 4.2.7 методических рекомендаций по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методики их рационального подбора, при проведении экспертно-реабилитационной диагностики специалисты федеральных государственных учреждений МСЭ должны провести объективную оценку патологии нижних конечностей и степени выраженности функциональных нарушений, определить наличие медицинских показаний и противопоказаний к обеспечению инвалида протезами нижних конечностей, определить нуждаемость инвалида в конкретном виде протеза нижней конечности. Для включения в ИПР инвалида того или иного вида протеза нижней конечности необходимо, чтобы в направлении на МСЭ (форма 0-88/у), выданном ЛПУ, была запись о нуждаемости больного в определенном виде протеза нижней конечности, а также, акт медико-технической комиссии протезно-ортопедического предприятия, в котором должно быть заключение о виде и типе протеза нижней конечности, его функциональности (в зависимости от степени активности инвалида – в соответствии с классификационной системой MOBIS), запасном протезе, конструкции протеза.

Аналогичные положения содержит «ГОСТ Р 53870-2021. Национальный стандарт РФ. Реабилитационные мероприятия. Услуги по протезированию нижних конечностей.

Судом учитывается, что ИПРА не содержит подробные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики технических средств реабилитации. В связи с чем, в ИПРА Епифанова Б.А. указано лишь наименование протеза. Конкретизации наименования протеза и его вида с учетом конкретных характеристик со ссылкой на соответствующую позицию в Каталоге технических средств реабилитации ИПРА Епифанова Б.А. также не содержит.

В тоже время, как следует из государственных контрактов, при заказе того или иного протеза, в приложении № 1, к ним в обязательном порядке указывается спецификация (техническое задание и т.п.), которые содержат функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, изготавливаемого технического средства реабилитации.

Таким образом, как при предоставлении инвалиду уполномоченным органом технического средства реабилитации (посредством заключения государственного контракта), так и при решении вопроса о выплате ему компенсации за приобретенное за счет собственных средств техническое средство реабилитации, обязательным является установление его функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик.

Епифановым Б.А. указанное условие было соблюдено путем прохождения им медико-технической комиссии, результаты которой оформлены актом {Номер изъят} от {Дата изъята}.

Таким образом, необходимость предоставления Епифанову Б.А. технического средства реабилитации в виде протеза бедра модульного с кодом по классификатору 8-07-09 подтверждена исследованными в судебном заседании доказательствами.

Надлежащих доказательств несоответствия приобретенного Епифановым Б.А. за счет собственных средств протеза предоставляемому уполномоченным органом техническому средству реабилитации суду не представлено.

ОСФР по Кировской области для определения размера компенсации необходимо было установить размер стоимости однородного технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющегося аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом.

Исходя из приведенных норм, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению, являются нуждаемость истца в техническом средстве реабилитации на момент его приобретения, соответствие приобретенного технического средства реабилитации средству, подлежащему предоставлению, и определение стоимости компенсации.

При этом как указывалось выше, ни ИПРА инвалида, ни Классификации описания функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик протеза, который должен быть предоставлен Епифанову Б.А., не содержат.

Ни один из документов, представленных ответчиком, не содержит доказательств, подтверждающих нуждаемость Епифанова Б.А. в какой-либо конкретной модификации и комплектации протеза, описание которого имелось бы в Каталоге технических средств реабилитации. Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики протеза, который должен был быть (мог быть) предоставлен Епифанову Б.А. уполномоченным органом посредством государственного контракта.

В связи с чем, сопоставление характеристик протезов ответчиком фактически не производилось, что противоречит установленному порядку определения размера компенсации, предусмотренному Порядком {Номер изъят}н.

Указанное обстоятельство не оспаривалось представителем ОСФР по Кировской области, напротив, из пояснений представителя в судебном заседании следует, что при определении однородности технического средства реабилитации они исходили исключительно из вида и наименования протеза. При определении конкретного размера исходили из принципа эффективности использования бюджетных средств, определив к выплате наименьшую сумму в контракте.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что Епифанов Б.А. нуждался в техническом средстве реабилитации в виде протеза бедра модульного с кодом по классификатору 8-07-09 и приобретенный инвалидом протез соответствует ИПРА предоставляемому уполномоченным органом техническому средству реабилитации.

Конкретный размер компенсации в соответствии с Порядком № 57н определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации.

Последним по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации является государственный контракт от {Дата изъята} {Номер изъят}. По данному контракту наименование и вид совпадают с наименованием и видом протеза, необходимого Епифанову Б.А.

При самостоятельном приобретении протеза Епифанов Б.А. руководствовался индивидуальными потребностями, утвержденной ИПРА, и приобрел техническое средство реабилитации в модификации, аналогичной по виду, наименованию, техническим характеристикам и цене, указанным в государственном контракте от {Дата изъята} {Номер изъят}, согласно которому «Протез голени модульный, в том числе при недоразвитии» (позиция 12) приобретен по цене 311 146 руб. 90 коп.

Надлежащих доказательств того, что приобретенный по государственному контракту от {Дата изъята} {Номер изъят} протез, по своим функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам подходит Епифанову Б.А. с учетом его возраста и индивидуальных потребностей, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что приобретенное Епифановым Б.А. средство реабилитации не может считаться однородным техническим средством реабилитации ни с одним техническим средством, указанным в названном государственном контракте от {Дата изъята} {Номер изъят}.

При определении конкретного размера компенсации Епифанову Б.А. ОСФР по Кировской области не могло руководствоваться стоимостью протезов, в том числе, указанного в позиции № 6 Приложения 1 к государственному контракту от {Дата изъята} {Номер изъят}, так как по названному контракту не приобретено однородное техническое средство реабилитации, аналогичное приобретенному Епифановым Н.А.

Учитывая, что протез, приобретенный Епифановым А.А., соответствует протезу, последняя закупка которого была произведена по государственному контракту от {Дата изъята} {Номер изъят}, суд считает необходимым определить конкретный размер компенсации, подлежащей к выплате Епифанову Б.А., на основании государственного контракта от {Дата изъята} {Номер изъят} в размере 311 146 руб. 90 коп.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным бездействия ответчика, выраженное в неполной выплате компенсации, а также требование о взыскании с ответчика в пользу Епифанова Б.А. компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации с учетом частичной оплаты в сумме 224 115 руб. 27 коп. (311 146 руб. 90 коп. – 87 031 руб. 63 коп.) подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями опорно-двигательного аппарата «Опора», действующей в интересах Епифанова Б. А., удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кировской области, выраженное в невыплате Епифанову Б. А. компенсации за самостоятельно приобретенное за свой счет техническое средство реабилитации.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кировской области (ИНН 4346002922) в пользу Епифанова Б. А. (паспорт {Номер изъят}) сумму невыплаченной в полном объеме компенсации за самостоятельно приобретенный за собственный счет протез голени модульный в размере 224 115 руб. 27 коп.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г.Кирова в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2024 года.

Судья Е.В. Вострикова

2-5639/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г.Кирова
ООО "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора"
Епифанов Борис Александрович
Ответчики
ОСФР по Кировской области
Другие
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ "ПЛАНЕТА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ"
Шеромов Юрий Анатольевич
ФКУ "Главное бюро МСЭ по Кировской области" Минтруда России
ООО "Кировский центр протезирования и ортопедии"
Суд
Ленинский районный суд г. Кирова
Дело на сайте суда
leninsky.kir.sudrf.ru
27.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2024Передача материалов судье
02.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2024Судебное заседание
26.11.2024Судебное заседание
10.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2024Дело оформлено
26.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее