Дело № 2а-744/2021
УИД 04RS0020-01-2021-001879-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2021 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В. при секретаре Ильиной Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по административным исковым заявлениям Администрации МО «Северо-Байкальский район» к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным предписаний
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Северо-Байкальский район» в лице главы Пухарева И.В. обратилась в суд с административными исками, в котором просит признать незаконными предписания Хабаровского ТО государственного авиационного надзора МТУ Ространснадзора по ДФО от ДД.ММ.ГГГГ №, выданные в адрес администрации.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал о том, что оспариваемые им предписания выданы в нарушение ч. 7 ст. 47 Воздушного кодекса РФ, и в силу положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., не могут быть адресованы органу местного самоуправления муниципального района.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела по указанным искам были объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела Администрацией МО «Северо-Байкальский район» были дополнены обоснования иска, а именно указано о том, что нарушения, которые во исполнение оспариваемых предписаний Администрация обязана устранить заключаются в возведении заинтересованными лицами Грачевой В.В. и Ивановым А.С. жилых домов без согласования с федеральным органом исполнительной власти в сфере воздушного транспорта, указанные дома квалифицированы административным в качестве самовольных построек. Вместе с тем, права собственности Грачевой В.В. и Иванова А.С. на возведенные жилые дома зарегистрированы в ЕГРН.
Со ссылкой на положения п. 3.1, ч.4 ст. 222 ГК РФ указывает, что орган местного самоуправления вопреки требованиям оспариваемых предписаний, не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или её приведение в соответствии с установленными требованиями, такое решение вправе принять только суда. Поэтому уполномоченным надзорным органам, для устранения соответствующих нарушений надлежит обратиться в Северобайкальский городской суд с соответствующим иском. Кроме того, является ошибочной квалификация жилых домов в качестве самовольных построек.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц по делу были привлечены Иванов А.С. и Грачева В.В.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица по делу был привлечен Грачев А.Л.
В судебное заседание представитель административного ответчика МТУ Ространснадзора по ДФО, представители заинтересованных лиц Администрации МО ГП «<адрес>», ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», заинтересованное лицо Грачева В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса и представителя административного ответчика, явка которого не признана обязательной.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. исковые требования по изложенным в представленном уточнении обоснований иска доводам поддержала, суду пояснила, что жилые дома Грачевой В.В. и Иванова А.С. зарегистрированы в установленном законом порядке, в связи с чем орган местного самоуправления не вправе принять решение о их сносе, полагает, что в суд с иском о сносе домов должен обратиться уполномоченный орган. Положения ч. 13 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает переходные положения до установления приаэродромной территории, пунктом 3 письма Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что до установления приаэродромной территории получение согласования и получения санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве объектов бытовой недвижимости, жилые дома возведены до установления приаэродромной территории, следовательно, у них отсутствуют признаки самовольной постройки. Заявленные в обоснование поданных первоначально исков доводы не поддерживает.
Заинтересованное лицо Иванов А.С. в судебном заседании требования Администрации МО «Северо-Байкальский район» считал обоснованными.
Заинтересованное лицо Грачев А.Л., в судебном заседании требования Администрации МО «Северо-Байкальский район» считал обоснованными.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Из материалов дела, пояснений участников процесса установлено, что на земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты>, (собственник Иванов А.С.), и с кадастровым номером <данные изъяты> (собственник Грачева В.В.), расположенных по <адрес> находятся объекты капитального строительства: жилой дом по адресу <адрес>, площадью 81.7 кв.м. завершенный строительством в 2017 году, право собственности на который зарегистрировано за Ивановым А.С. ДД.ММ.ГГГГ и жилой дом по адресу <адрес>, площадью 76,4 кв.м., завершенный строительством в 2016 году, право собственности на который зарегистрировано за Грачевой В.В. ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для постройки указанных жилых домов являлись разрешения на строительство Администрации МО «Северо-Байкальский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Грачевой В.В. и № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Иванову А.С.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ на Иванова А.С. и Грачеву В.В. была возложена обязанность согласовать с собственником Аэродрома <адрес> строительство и размещение объектов индивидуального жилищного строительство, расположенных на земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты>, и с кадастровым номером <данные изъяты>.
При обращении в 2017 году Грачевой В.В. и Иванова А.С. для согласования строительства объектов ВС МТУ Росавиации было отказано в согласовании.
Решение об установление приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск принято Приказом ВС МТУ Росавиации № от ДД.ММ.ГГГГ границы подзон внесены в единый государственный реестр недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятия» в адрес МТУ Ространснадзора по ДФО были направлены заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в которых указывалось о том, что земельные участки с кадастровым номером 03:17:080124:28, и с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащие Иванову А.С. и Грачевой В.В. расположены в границах подзон приаэродромной территории Нижнеангарск, в связи с чем, объекты капитального строительства, расположенные на указанных земельных участках имеют признаки незаконной постройки.
ДД.ММ.ГГГГ МТУ Ространснадзора по ДФО в адрес Администрации МО «Северо-Байкальский район» были выданы предписания № кс указанием о том, что объекты капитального строительства расположенные на земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты>, и с кадастровым номером <данные изъяты>, имеют признаки незаконной постройки, нарушены требования ч. 7 ст. 47 Воздушного кодекса РФ, ч.3 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 01.07.2017 г.
Администрации предписано принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, влияющих на безопасность полетов и приведение в соответствии с требованиями Воздушного законодательства РФ согласно ч. 7 ст. 47 Федерального закона 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», в том числе по сносу незаконно построенных зданий.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления с первой по шестую подзон приаэродромной территории в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
Согласно ч. 7 ст. 47 Воздушного Кодекса РФ, в случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО ГП «п. Нижнеангарск» и Администрацией МО «Северо-Байкальский район» было заключено соглашение, согласно которому Администрации МО «Северо-Байкальский район» были переданы полномочия по решению вопросов местного значения в области градостроительства, в частности: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Указанное соглашение действует по настоящее время.
Таким образом, направление уполномоченным органом предписаний об устранении нарушений на земельных участках, расположенных на территории МО ГП «п. Нижнеангарск» для исполнения в адрес Администрации МО «Северо-Байкальский район» является правомерным, действия административного ответчика соответствуют положениям ч. 7 ст. 47 Воздушного кодекса РФ.
Вместе с тем, суд считает, что указанные в предписаниях требования о необходимости принятия Администрацией мер по сносу незаконно построенных строений не соответствуют требованиям закона.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В силу пункта 3.1 настоящей статьи решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
Согласно ч. 4 ст. 222 ГК РФ ( в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ) органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
В соответствии с положениями статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 2).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 названной статьи.
Согласно положениям действующего законодательства разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию являются документами, подтверждающими безопасность для жизни и здоровья людей при эксплуатации здания, выдаваемыми соответствующими уполномоченными на то органами местного самоуправления.
Поскольку права собственности Иванова А.С. и Грачевой В.В. на жилые дома, расположенные на земельных участках, находящихся в границах приаэродромной территории зарегистрированы в ЕГРН, в соответствии с установленным абз. 6 ч. 4 ст. 222 ГК РФ запретом Администрация МО «Северо-Байкальский район» не вправе самостоятельно принять решение о сносе возведенных строений.
Действительно, наличие регистрации права собственности на строение не исключает возможности предъявления требования о его сносе (пункт 23 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Однако решение о сносе в этом случае может быть принято только в судебном порядке - по результатам рассмотрения такого требования в порядке искового производства, так как принятие решения о сносе объекта недвижимого имущества приводит к прекращению ранее признанного (т.е. подтвержденного государственной регистрацией) права.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемые предписания в части возложения на Администрацию МО «Северо-Байкальский район» принятия мер по сносу зданий являются незаконными и указаны преждевременно.
При этом доводы административного истца о необоснованном указании в предписаниях уполномоченным органом о наличии признаков самовольной постройки жилых домов, суд считает не обоснованными.
Учитывая, что Администрация МО «Северо-Байкальский район» в соответствии с заключенным ДД.ММ.ГГГГ соглашением наделена полномочиями по решению вопросов местного значения на территории МО ГП «п. Нижнеангарск» в области градостроительства, суд приходит к вводу, что в остальной части оспариваемые предписания являются соответствующими закону, так администрация в пределах предоставленных ей полномочий на основании выданных предписаний обязана проверить изложенные в предписании обстоятельства наличия либо отсутствия признаков самовольной постройки, возможности приведения построек в соответствие с установленными требованиями, а также в порядке муниципального контроля разрешить вопрос о законности выданных Грачевой В.В. и Иванову А.С. разрешений на строительство.
Таким образом, в остальной части выданные Администрации предписания соответствуют закону, оснований для признания предписаний незаконными в полном объеме, отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации МО «Северо-Байкальский район» удовлетворить частично.
Признать незаконными предписания Хабаровского территориального отдела государственного авиационного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзоре в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на Администрацию МО «Северо-Байкальский район» принятии мер по сносу незаконно построенных зданий, а именно индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, (собственник Иванов А.С.), индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (собственник Грачева В.В.).
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в мотивированной форме 07 сентября 2021 года.
Судья В.В.Атрашкевич