Решение по делу № 2-4155/2023 от 19.10.2023

Дело № 2-

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2023 года                  г. Омск

Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Товгина Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Максименко О.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шкрумяк Натальи Сергеевны к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Шкрумяк Н.С. обратилась в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указала, что с .... года она владеет земельным участком в садоводческом товариществе «<данные изъяты>», является членом СНТ «<данные изъяты> по адресу: адрес и за ней закреплен участок №, площадью кв.м., на аллее №

Участок расположен на территории, отведенной для садоводства Решением исполнительного комитета Советского районного совета народных депутатов №<данные изъяты> от года.

С <данные изъяты> года и по настоящее время истец постоянно пользуется указанным земельным участком по его назначению, содержит его в надлежащем состоянии, регулярно уплачивает членские взносы и иные платежи.

В <данные изъяты> году истцом был подготовлен межевой план, в котором определено местоположение участка, собраны все документы, необходимые для предоставления участка в собственность.

Письмом от .... года Исх-<данные изъяты> департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска возвратил Шкрумяк Н.С. заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, предназначенного для ведения садоводства на территории садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты> аллея №<данные изъяты>, участок №<данные изъяты> в Советском АО города Омска, согласно приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку в департаменте архитектуры отсутствует информация о границах СНТ «<данные изъяты>», в связи с чем подтвердить, что испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка, представленного СНТ «<данные изъяты> дня вступления в силу Закона №137-ФЗ, не представляется возможным, что соответствует условию, указанному в пункте 2.7. статьи 3 Закона 137-ФЗ. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения естественного ландшафта, а также в границах санитарно-защитной зоны северо-западного промышленного узла.

Из справки председателя СНТ «<данные изъяты>» следует, что Шкрумяк Н.С. является членом СНТ «<данные изъяты> на основании протокола от .... года и имеет в пользовании земельный участок №<данные изъяты> аллея №<данные изъяты>. До истца право пользования земельным участком принадлежало Герасименко Я.А., которая унаследовала право пользования участком умершей Большаковой А.И. Большакова А.И. согласно справки СНТ «<данные изъяты>» владела участком с 1984 года.

Считает, что у нее, как члена СНТ «<данные изъяты> возникло право пользования конкретным земельным участком №<данные изъяты> и право получения этого участка в собственность. Истец использует данный земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, несет бремя содержания земельного участка, задолженности по уплате членских взносов не имеет.

Спорный земельный участок входит в границы СНТ «<данные изъяты> не является изъятым из оборота, в отношении этого земельного участка не принято решение о резервировании для муниципальных и государственных нужд.

Просит признать за Шкрумяк Н.С. право собственности на земельный участок № <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>

Истец Шкрумяк Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, департамента имущественных отношений Администрации города Омска, представители третьих лиц СНТ <данные изъяты>», Управления Росреестра по Омской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска по доверенности Брагина Е.И. направила в материалы дела отзыв на исковое заявление в котором указала, что истцу было отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, поскольку истцом не предоставлены документы о предоставлении земельного участка, границах отвода территории, в границах которой расположен земельный участок <данные изъяты>. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не была предоставлена.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что им регулируются отношения, связанные с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории (ч.2).

Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч.3).

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

До 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд (ч.2.7).

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя (ч.2.8).

В силу статьи 39.2 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, граждане, вступающие в садоводческое товарищество, которому земля предоставлена в бессрочное пользование, после распределения земельных участков между его членами (в соответствии с установленным уставом кооператива порядком распределения) становятся владельцами соответствующих земельных участков на тех же условиях, что и товарищество.

Из копии членской книжки садовода, выданной .... года, следует, что Шкрумяк Н.С. садоводством занимается с года, квитанциями, а также справкой председателя СНТ «<данные изъяты> подтверждается внесение членских взносов.

Согласно выписке из протокола общего собрания СНТ «<данные изъяты>» от .... года, собрание постановило распределить и закрепить за Шкрумяк Н.С. земельный участок №<данные изъяты> в границе СНТ «<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> м.кв.

Таким образом, из материалов дела следует, что Шкрумяк Н.С. владеет и пользуется спорным земельным участком в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, несет бремя содержания земельного участка.

Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска .... было отказано истцу в утверждении схемы расположения и предоставлении в собственность бесплатно используемого земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения естественного ландшафта, а также в границах санитарно-защитной зоны северо-западного промышленного узла.

Истец, желая осуществить кадастровый учет своего земельного участка, обратился к кадастровому инженеру за выполнением кадастровых работ. На основании договора подготовлен межевой план земельного участка в связи с уточнением местоположения границ.

В результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером Масаловой М.Ф. было выявлено, что образуемый земельный участок с условным номером <данные изъяты>, расположен в территориальной зоне с реестровым номером: <данные изъяты> «Зона садоводства и огородничества» в видом разрешенного использования «Ведение садоводства», согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омск Омской области от 10.12.2008 года №201 утвержденным Решением Омского городского Совета.

Так как земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> адрес: адрес, СНТ <данные изъяты> аллея <данные изъяты>; адрессоответственно) поставлены на ГКУ с уточненными границами, имеют одинаковый адресный ориентир: адрес», расположены в одной территориальной зоне «Зона садоводства и огородничества», а также являются смежными земельными участками к вновь образованному земельному участку с условным номером <данные изъяты>, вновь образуемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в границах садоводства «СНТ «<данные изъяты>». На вновь образованном земельном участке с условным номером <данные изъяты> объектов капитального строительства не выявлено.

Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 (ред. от 15.07.2020, с изм. от 30.09.2020, от 16.06.2021) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в соответствии с которыми Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила) являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 (далее - Генеральный план) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - город Омск), создающим условия рационального использования территорий города Омска с целью формирования гармоничной среды жизнедеятельности, планировки, застройки и благоустройства территории города Омска, развития программы жилищного строительства, производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, бережного природопользования, сохранения историко-культурного наследия.

В соответствии со статьей 53 Правил, зона естественного ландшафта (Л) выделена для обеспечения правовых условий использования участков территории города Омска, свободных от застройки и предназначенных для сохранения озелененных пространств и восстановления нарушенного ландшафта.

Зона естественного ландшафта включает в себя участки территории города Омска, занятые защитными лесополосами и иными природными ландшафтами, выполняющими защитную, санитарно-гигиеническую функцию. Размещение объектов капитального строительства (за исключением антенно-мачтовых сооружений) в указанной зоне не допускается.

Настоящий спор возник в связи с тем, что спорный земельный участок, на который претендует истец, расположен в зоне размещения естественного ландшафта, а также в санитарно-защитной зоне северно-западного промышленного узла.

Исходя из разъяснений Президиума ВС РФ от 02.07.2014 г. содержащимися в «Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год» существенное правовое значение при рассмотрении споров о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до .... года; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

.... года решением Советского районного совета народных депутатов № 391 «Об отводе земельного участка огороды <данные изъяты> и заводу минеральных изделий отведен временно земельный участок площадью <данные изъяты>. на территории золоотвала № определив границы земельного участка рабочим и служащим <данные изъяты>, нарезав участки не более <данные изъяты> кв.м.

Постановлением главы администрации Советского района № <данные изъяты> от <данные изъяты> года, садоводческое товарищество «<данные изъяты>» зарегистрировано, выдано свидетельство <данные изъяты> серия <данные изъяты>.

Из свидетельства о государственной регистрации предприятия следует, что садоводческое товарищество «Энергетик» зарегистрировано на основании постановления Главы администрации Советского района г. Омска № <данные изъяты> от .... года.

В заключении кадастрового инженера указано, что в ходе проведения натурного обследования определены координаты характерных точек фактических границ земельного участка № <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м выявлено, что он расположен в границах садоводства СНТ «<данные изъяты>».

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента.

Таким образом, земельный участок № <данные изъяты>, аллея № <данные изъяты>, расположенный в Советском административном округе г. Омска СНТ <данные изъяты>» входит в границы территории земельного участка СНТ «Энергетик», в связи с чем, суд считает возможным признать за истцом право собственности на земельный участок № <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в поселке <данные изъяты>, СНТ <данные изъяты>» в Советском административном округе г. Омска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шкрумяк Натальи Сергеевны удовлетворить.

Признать за Шкрумяк Натальей Сергеевной право собственности на земельный участок № <данные изъяты> аллея № <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в поселке адрес» в Советском административном округе г. Омска, в границах (координатах) отраженных в межевом плане от .... года, подготовленного кадастровым инженером Масаловой М.Ф.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Судья                         Е.В. Товгин

Мотивированное решение составлено 23 ноября 2023 года.

2-4155/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Шкрумяк Наталья Сергеевна
Ответчики
Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
Другие
Управление Росреестра по Омской области
СНТ "Энергетик"
Суд
Советский районный суд г. Омск
Судья
Товгин Евгений Владимирович
Дело на сайте суда
sovetsky.oms.sudrf.ru
19.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2023Передача материалов судье
26.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2023Подготовка дела (собеседование)
08.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее