Дело № 2-252/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2021 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Турковой С.А.,
при секретаре Хасановой А.В.,
с участием истца Колесниковой Е.Н., ее представителя Фаткулиной Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Елены Николаевны к администрации г. Оренбурга о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
установил:
Колесникова Е.Н. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 10.08.1991 года № за ее умершим 23.12.2014 г. супругом ФИО2 зарегистрирован жилой дом литер №, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно справке ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от 13.10.2015 года к законному дому литер № возведены пристрои литр № смешанной конструкции (переоборудован из сеней в 1991 г.), общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой нет; литер № шлакоблочный, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой нет. Жилой дом литер № одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью <данные изъяты> вк.м, жилой <данные изъяты> кв.м. Наследниками первой очереди после смерти ФИО2 являются она, и их сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который умер 01.11.2015 года. брак между ней и ФИО2 зарегистрирован 23.12.1989 года. на момент смерти ФИО2, они проживали вместе в указанном жилом доме, там она осталась проживать и по настоящее время. Факт принятия наследства подтверждается решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 28.07.2015 года. Наследственные права на указанный дом она не оформила, в связи с тем, что дом имеет самовольные пристрои. По вопросу легализации жилого дома она обращалась в администрацию г. Оренбурга. Просит признать право собственности за Колесниковой Е.Н. на жилой дом литер № одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью <данные изъяты> вк.м, жилой <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, по праву наследования после смерти ФИО2.
Истец Колесникова Е.Н., ее представитель Фаткулина Ф.А. в судебном заседании требования иска поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска не возражал.
Изучив материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Из пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Судом установлено, что истец Колесникова Е.Н. с 23.12.1989 года состояла в зарегистрированном браке с ФИО2.
Согласно свидетельству о смерти II-РА № ФИО2 умер 23.12.2014 года.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 28.07.2015 год, вынесенного по заявлению Колесниковой Е.Н. установлен факт принадлежности ФИО2, умершему 23.12.2014 года свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом 4-ой Оренбургской государственной нотариальной конторы г. Оренбурга 10 августа 1991 года на имя ФИО3.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 10.08.1991 года № ФИО2 является собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, после смерти матери ФИО9.
Согласно материалам наследственного дела №, открытого к имуществу ФИО2, умершего 23.12.2014 года, наследниками после смерти ФИО2 являются жена Колесникова Е.Н., сын ФИО1, наследственное имущество состоит из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о смерти II-РА № сын ФИО2 - ФИО1 умер 01.11.2015 года.
Согласно справке ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от 13.10.2015 года жилой дом литер № зарегистрирован за ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 10.08.1991 года №. К законному дому литер № возведены пристрои: литер № смешанной конструкции (переоборудован из сеней в 1991 г.), общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой - нет; литер <данные изъяты> шлакоблочный, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой - нет. Жилой дом литер № одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью <данные изъяты> вк.м, жилой <данные изъяты> кв.м. Документы на строительство (переоборудование) и на ввод объекта в эксплуатацию не поступали. Справка дана по данным инвентаризации на 20.07.1996 года.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно положения ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 7 Закона РСФСР от 23.11.90 N 374-1 "О земельной реформе" предусматривалось, что до юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов, личного подсобного хозяйства сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками.
При этом законодатель не определил порядка прекращения прав на земельные участки в связи с невыполнением пользователями указанного требования.
Частью 1 ст. 37 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 было закреплено, что при переходе права собственности на строение, сооружение гражданам вместе с этим объектом переходит право пользования земельными участками.
Пунктом 4 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности, на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании ст.7 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» при переходе права собственности на недвижимость до введения в действие Земельного кодекса к новому собственнику переходит от прежнего землепользования право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка, на котором расположено соответствующее недвижимое имущество и которое необходимо для его дальнейшего использования.
В материалах инвентаризационного дела имеет выписка из решения Исполнительного комитета Оренбургского городского Совета народных депутатов от 08.01.1990 года № о рассмотрении заявлений граждан по вопросам, связанным с владением, пользованием, распоряжением индивидуальными домами и об отводе земельных участков под индивидуальное строительство, согласно которому исполком горсовета решил зарегистрировать с выдачей удостоверения на право владения домом № по <адрес>, литер №, рубленный, жилой площадью, <данные изъяты> кв.м, полезной площадью <данные изъяты> кв., с оформлением документов на ФИО9. Закрепить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 10.08.1991 года № ФИО2 является наследником по закону после смерти матери ФИО9, которая являлась собственником спорного жилого дома по договору от 17.06.1989 года.
Из генерального плана земельного участка по адресу: <адрес>, следует, что одноэтажный жилой дом литер №, находится в пределах границ земельного участка.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что земельный участок и расположенный на нем спорный жилой дом были сформированы и находились в пользовании ФИО9, а после ее смерти ФИО2 до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, суд приходит к выводу, что право Колесниковой Е.Н. на земельный участок под спорным жилым домом возникло на законных основаниях. Размещение жилого дома не противоречит разрешенному использованию земельного участка.
Истец предпринимал надлежащие меры к легализации самовольной постройки, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, однако администрацией г. Оренбурга отказано в выдаче такого разрешения и акта ввода объекта в эксплуатацию.
Учитывая, что проектная документация и разрешение на строительство отсутствуют, ввод строения в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством возможен только в судебном порядке.
Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы ООО «Центр медицины труда» от 29.12.2020 года одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения»; СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Согласно заключению эксперта ООО «Горстройпроект» № на основании результатов визуального обследования жилого дома по адресу: <адрес>, следует, что общее техническое состояние здания оценивается как «исправное». В соответствии с «СП 13-102-2003», данная категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. На основании результатов проведенного визуального обследования жилого дома по адресу: <адрес>, эксплуатационная надежность, пригодность строительных конструкций достаточна для условий нормальной эксплуатации, здание возведено без существенных нарушений строительных норм и правил, не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению ООО «Горстройпроект» № о соответствии требованиям пожарной безопасности жилого дома по адресу: <адрес>, указанный жилой дом соответствует пожарным нормам и правилам.
30.10.2011 года жилому дому по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый номер №, общая площадь дома согласно выписке из Единого государственного реестра составляет <данные изъяты> кв.м..
С учетом изложенного, поскольку истец Колесникова Е.Н. приняла наследство в установленном порядке, иных наследников, принявших наследство после смерти ФИО2, нет, при установленных судом обстоятельствах и наличии достаточных сведений, подтверждающих, что одноэтажный жилой дом литер №, расположенной по адресу: <адрес>, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований на основании положений, предусмотренных ст. 222 ГК РФ, и признает за истцом право собственности в порядке наследования на указанный дом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Колесниковой Елены Николаевны – удовлетворить.
Признать за Колесниковой Еленой Николаевной право собственности на жилой дом литер №, одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, по праву наследования после смерти ФИО4, умершего 23.12.2014 года.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение составлено 16 января 2021 года.