Дело № 2-376/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2018 года пгт.Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
с участием пом.прокурора Козульского района Красноярского края Закревской Е.И.,
при секретаре Слугиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Карповой О.В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Козульская средняя общеобразовательная школа №1» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района обратился с исковыми требованиями в интересах Карповой О.В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Козульская средняя общеобразовательная школа №1» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, требования мотивируя тем, что по заявлению Карповой О.В. прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Козульская средняя общеобразовательная школа №1» за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года. В ходе проверки установлено, что Карпова О.В. работает в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Козульская средняя общеобразовательная школа №1» в должности <...> с ДД.ММ.ГГГГ За 4 квартал 2017 года при выполнении нормы труда заработная плата работника составила в октябре 2017 года – 7222 руб. 00 коп., в ноябре 2017 года – 10592 руб. 00 коп., в декабре 2017 года – 10592 руб. 00 коп. Полагает, что заработная плата истцу начислялась с нарушением норм действующего законодательства, поскольку районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях включались работодателем в величину МРОТ, установленного Региональным соглашением от 23.12.2016г. В силу действующего законодательства минимальный размер оплаты работника, выполнившего нормы труда в Козульском районе Красноярского края, с 01 июля 2017 года не может быть ниже 12480 руб. 00 коп., а с января 2018 года не может быть ниже 15182 руб. 40 коп. В ходе проверки установлено, что с октября по декабрь 2017 года Карповой О.В. выполнена норма труда. В октябре 2017 года истцу подлежало начислению 8509 руб. 00 коп, фактически начислено 7222 руб. 00 коп., недоначислено 1287 руб. 00 коп. В ноябре 2017 года истцу подлежало начислению 12480 руб. 00 коп, фактически начислено 10592 руб. 00 коп., недоначислено 1888 руб. 00 коп. В декабре 2017 года истцу подлежало начислению 12480 руб. 00 коп, фактически начислено 10592 руб. 00 коп., недоначислено 1888 руб. 00 коп. Размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы с октября по декабрь 2017 года составил 4675 руб. 00 коп. Просит суд взыскать в пользу истца с ответчика недоначисленную заработную плату исходя из представленного расчета за период с октября по декабрь 2017 года в размере 5063 руб. 00 коп.
Помощник прокурора Закревская Е.И. в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.
Истец Карпова О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще и своевременно, представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объёме.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козульская средняя общеобразовательная школа №1» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления образования, опеки и попечительства администрации Козульского района, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил возражения, согласно которых из определения Конституционного Суда РФ от 27.02.2018г. №252-О-Р «По ходатайству Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017г. №38-П» следует, что Постановление №38-П действует с момента его провозглашения (то есть с 07.12.2017г.) и распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты. Полагает, что правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании невыплаченной и недоначисленной заработной платы за период до ноября 2017 года нет, в части требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за октябрь 2017 года просил отказать.
Представитель третьего лица администрации Козульского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав пом.прокурора Закревскую Е.И., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000г. 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции ФЗ от 19.12.2016г.) минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017г. установлен в сумме 7800 рублей в месяц.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст.148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010г. №162-О-О и от 25 февраля 2013г. №327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
В соответствии со ст.316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года №160-г (с последующими изменениями) с 01 апреля 1992 года установлен районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций. Постановлением Администрации Красноярского края от 13 ноября 1992 года № 393-п с 01 ноября 1992 года районный коэффициент к заработной плате 1,30 введен на территории Козульского района.
Кроме того, в силу ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 года №49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районов Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст.316, 317 ТК РФ осуществляется с районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Поэтому заработная плата в Козульском районе Красноярского края должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка к заработной плате в сумме 60 % (30% (районный коэффициент) + 30%(надбавка)).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Карпова О.В.. с ДД.ММ.ГГГГ. состоит с ответчиком в трудовых отношениях, занимая должность <...>, что подтверждается приказом о приеме работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ., трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ., дополнительными соглашениями к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. должностной оклад установлен в размере 2552 рубля в месяц.
Из справки, выданной Управлением образования, опеки и попечительства администрации Козульского района следует, что Карпова О.В. в октябре-декабре 2017г. норма рабочего времени в должности <...> выполнена, фактически начислялось в октябре 2017г. 7222 руб. 00 коп., в ноябре 2017г. 10592 руб. 00 коп., в декабре 2017г. 10592 руб. 00 коп., то есть в размере МРОТ установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016г., что также подтверждается выписками из лицевого счета за октябрь-декабрь 2017г., расчетными листками.
При таких обстоятельствах, суд, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, исходя из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть, определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного федеральным законодательством МРОТ.
Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017г. установлен МРОТ в сумме 7800 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %, с 01.01.2018г. установлен МРОТ 9489 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %, суд приходит к выводу, что с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.07.2017г. истец должен был получать размер заработной платы в месяц не менее 12480 руб.
Согласно расчёту иска, заработная плата Карповой О.В. при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении нормы труда должна составлять с 01.07.2017г. не менее 12480 рублей (7800 х 1,3 х 1,3).
В октябре 2017 года истцу подлежало начислению 8509 руб. 00 коп, фактически начислено 7222 руб. 00 коп., недоначислено 1287 руб. 00 коп. В ноябре 2017 года истцу подлежало начислению 12480 руб. 00 коп, фактически начислено 10592 руб. 00 коп., недоначислено 1888 руб. 00 коп. В декабре 2017 года истцу подлежало начислению 12480 руб. 00 коп, фактически начислено 10592 руб. 00 коп., недоначислено 1888 руб. 00 коп.
Размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы составляет 5063 руб.
При проверке представленного прокурором расчёта взыскиваемой недоначисленой заработной платы судом установлено, что расчёт иска произведён с учётом действующего законодательства, согласуется с иными доказательствами о не доначислении заработной платы и подлежит применению за основу при разрешении данного иска.
При указанных обстоятельствах, требования иска обоснованы, законны и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Доводы представителя третьего лица об отсутствии правовых оснований для взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за октябрь 2017 года основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи, с чем признаются несостоятельными.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Козульского района Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в соответствии с абзацем п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по предъявленному требованию составляет 5063,00 рублей, исходя из расчёта: до 20000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Карповой О.В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Козульская средняя общеобразовательная школа №1» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козульская средняя общеобразовательная школа №1» в пользу Карповой О.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с октября 2017г. по декабрь 2017г. в размере 5063 (пять тысяч шестьдесят три) рубля.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козульская средняя общеобразовательная школа №1» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2018г.