РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело № 2а-/25202021
УИД № 50RS0044-01-2021-004001-17
20 сентября 2021 года
город Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
при секретаре судебного заседания Барановой Е.В.,
с участием:
административного истца Грошкова А.П.,
представителя административного ответчика прокуратуры г. Москвы – заместителя межрайонного прокурора Тимашкова В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грошкова Александра Петровича об оспаривании бездействия Хамовнического межрайонного прокурора г. Москвы, об обязании рассмотреть заявление,
установил:
Административный истец Грошков А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным бездействие Хамовнического межрайонного прокурора г. Москвы по нерассмотрению обращения от 19.04.2021, просит обязать рассмотреть заявление от 19.04.2021, поступившее в прокуратуру 23.04.2021. Судом в соответствии с положениями ч.2 ст.221 КАС РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура г.Москвы.
Свои требования Грошков А.П. мотивирует тем, что он 19.04.2021 направил обращение Хамовническому межрайонному прокурору г. Москвы, которое было получено им по почте 23.04.2021, однако до настоящего времени ответа не получено.
Административный истец Грошков А.П. в судебном заседании настаивал на исковых требованиях.
Представитель административного ответчика прокуратуры г.Москвы - заместитель межрайонного прокурора Тимашков В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указал, что обращение Грошкова А.П. было рассмотрено, на него был изготовлен ответ, однако он в канцелярии был утрачен. Копия ответа была направлена Грошкову А.П. по почте 18.09.2021, а также дополнительно вручена в настоящем судебном заседании.
Выслушав объяснения административного истца Грошкова А.П., объяснения представителя административного ответчика прокуратуры г.Москвы, оценив представленные доказательств в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации названного конституционного права, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», закрепляющим право граждан обращаться лично в государственные органы, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (статья 1, часть 1 статьи 2 Закона № 59-ФЗ).
Пунктами 3 и 4 статьи 5 поименованного закона определено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 названной статьи, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, а также обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Часть 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 этой статьи.
Из материалов дела усматривается, что 23.04.2021 по почте в Хамовническую городскую прокуратуру г. Москвы от Грошкова и группы других заявителей поступило письменное обращение о совершении правонарушения.
Из материалов дела видно, что указанное обращение Хамовнической прокуратурой было рассмотрено, подготовлен ответ от 05.05.2021 за подписью заместителя межрайонного прокурора Тимашкова В.А., и как установлено судом, этот ответ в канцелярии Хамовнической прокуратуре был утрачен. По этой причине в прокуратуре проведено оперативное совещание, где сотрудникам канцелярии строго указано на недопустимость подобных случаев, а также разъяснены последствия в виде привлечения к дисциплинарной ответственности.
В материалы административного дела административным ответчиком представлены доказательства того, что копия ответа направлена 18.09.2021 в адрес заявителя Грошкова А.П., дополнительная копия ответа вручена ему в настоящем судебном заседании.
В силу норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9). Указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. При этом, по общему правилу, (ч. 1 ст. 12 Федерального закона) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно п. 3.1. Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 62 постановления Пленума от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Суд не вправе оценивать целесообразность оспариваемого решения по существу его содержания, а также не вправе выходить за пределы рассмотренных требований, предрешая существо решения, которое должно было быть принято.
При таком правовом регулировании, проанализировав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что требования Грошкова А.П. о признании незаконным бездействия Хамовнического межрайонного прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку обращение Грошкова А.П. рассмотрено, ответ заявителю направлен.
Руководствуясь статьями 175 -180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Грошкова Александра Петровича к Прокуратуре г. Москвы, Хамовническому межрайонному прокурору г. Москвы об оспаривании бездействия Хамовнического межрайонного прокурора г. Москвы по нерассмотрению обращения от 19.04.2021, об обязании рассмотреть заявление от 19.04.2021, поступившее в прокуратуру 23.04.2021 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья В.А. Коляда
Мотивированное решение суда изготовлено 13 октября 2021 года
Председательствующий судья В.А. Коляда