УИД 51RS0018-01-2021-000681-78
Дело № 2-290/2021
Изготовлено 13 сентября 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 06 сентября 2021 года
Ковдорский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Пак С.Б.,
при секретаре Ерохиной П.С.,
с участием истца Мальцевой С.Н., представителя ответчика Горлачева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой Светланы Николаевны к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный профильный центр Ковдорского района о признании незаконным и отмене приказа об изменении условий трудового договора в части изменения режима рабочего времени, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Мальцева С.Н. (истец) обратилась в суд с иском к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный профильный центр Ковдорского района (МАОУ ДО ДООПЦ, ответчик) о признании незаконным и отмене приказа об изменении условий трудового договора в части изменения режима рабочего времени, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что между нею и ответчиком заключен трудовой договор от <дд.мм.гг>, с указанного времени она приступила к выполнению работ в качестве дворника.
Трудовым договором ей установлена шестидневная рабочая неделя, режим рабочего времени был установлен: с понедельника по пятницу – с 07:30 ч. до 15:00 ч., обед с 11:00 ч. до 12:00 ч., суббота – с 09:00 ч. до 12:30 ч., предпраздничные дни – с 07:30 ч. до 14:00ч., обед с 11:00 ч. до 12:00 ч.
<дд.мм.гг> директор А. уведомила ее, что в связи с производственной необходимостью рабочий день будет изменен с <дд.мм.гг>, то есть будут изменены обязательные условия трудового договора, в связи с чем, ею были написаны возражения.
<дд.мм.гг> ее ознакомили с приказом <№> от <дд.мм.гг> об изменении режима рабочего времени, в котором она указала о своем несогласии.
Режим рабочего времени был изменен с <дд.мм.гг> год следующим образом: с понедельника по пятницу – с 08:00 ч. до 15:00 ч., обед с 11:00 ч. до 12:00 ч., суббота – с 09:00 ч. до 16:00 ч., обед с 12:00 до 13:00 ч., предпраздничные дни – с 08:00 ч. до 14:00 ч., обед с 11:00 ч. до 12:00 ч.
Таким образом, с <дд.мм.гг> по настоящее время продолжительность ее (истца) рабочего дня в субботу, то есть в день, предшествующий выходному дню, составляет 6 часов, что противоречит требованию части 3 статьи 95 Трудового кодекса Российской Федерации.
Считает, что приказом директора МАОУ ДО ДООПЦ А. <№> от <дд.мм.гг> «Об изменении режима рабочего времени» нарушаются требования по режиму труда, охране труда и отдыха.
От подписания дополнительного соглашения от <дд.мм.гг> об изменении режима рабочего времени с <дд.мм.гг> она отказалась.
Указывает, что с <дд.мм.гг> по настоящее время директором в отношении нее неоднократно нарушалось трудовое законодательство, нарушались ее права. Действиями директора МАОУ ДО ДООПЦ ей причинен моральный вред. Из-за многочисленных неправомерных действий в МАОУ ДО ДООПЦ Ковдорского района в отношении нее и постоянного психологического давления, она постоянно находится в стрессовой ситуации. Переживает, постоянно нервничает, плохо спит.
По указанным основаниям просит признать незаконным и отменить приказ <№> от <дд.мм.гг> об изменении трудового договора Мальцевой С.Н. в части изменения режима рабочего времени, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей, вынести в адрес Государственной инспекции труда Мурманской области частное определение, поставив вопрос о привлечении ответчика к установленной законом ответственности за нарушение трудового законодательства.
В судебном заседании истец Мальцева С.Н. настаивала на удовлетворении исковых требований по тем же основаниям. Дополнительно сообщила, что в результате установления нового режима рабочего времени, у нее имелись переработки, которые работодателем были оплачены. Ранее в судебном порядке ею оспаривался приказ <№> от <дд.мм.гг>, однако, по другим основаниям.
Представитель ответчика МАОУ ДО ДООПЦ Горлачев Д.А. возражал против удовлетворения иска, указывая на то, что ранее приказ МОУ ДО ДООПЦ <№> от <дд.мм.гг> Мальцевой С.Н. уже оспаривался в суде, решением Ковдорского районного суда от <дд.мм.гг> в удовлетворении исковых требований о признании его незаконным было отказано. Изменение прежних условий трудового договора явилось следствием изменения организационных условий труда, в связи с необходимостью организовать режим работы отдельных категорий сотрудников в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и соблюдения безопасности работников и обучающихся в МАОУ ДО ДООПЦ. Изменения трудового договора не ухудшили положение работника по сравнению с ранее определенными условиями труда. Процедура изменений режима рабочего времени и условий трудового договора осуществлялась работодателем в соответствии с положениями ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации.
Заслушав истца Мальцеву С.Н., представителя ответчика МАОУ ДО ДООПЦ Горлачева Д.А., исследовав материалы гражданского дела <№>, материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, числосмен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором (часть 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 111 Трудового кодекса Российской Федерации всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка МАОУ ДО ДООПЦ Ковдорского района, утвержденного приказом <№> от <дд.мм.гг>, в Центре устанавливается шестидневная рабочая неделя (п. 5.1). В соответствии со статьей 320 Трудового кодекса Российской Федерации для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовя рабочая неделя (п. 5.2).
Продолжительность рабочего дня, режим рабочего времени и выходные дни для обслуживающего персонала и рабочих определяются графиком сменности, составляемым с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени за неделю и утверждаются директором Центра по согласованию с представителем. Графики сменности доводятся до сведения указанных работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (п. 5.3).
Режим работы работников Центра устанавливается приказом директора на каждый учебный год (п. 5.4).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мальцева С.Н. на основании трудового договора от <дд.мм.гг> и приказа <№> от <дд.мм.гг> работает в МАОУ ДО ДООПЦ на должности дворника (л.д. 45-46, 53).
По условиям трудового договора Мальцевой С.Н. установлена 36-часовая рабочая неделя, нормированный рабочий день. Время начала, окончания работы, перерывов в работе определяется Правилами внутреннего трудового распорядка работодателя. Работнику предоставляется выходной день: воскресенье. Установлен следующий режим рабочего времени: с понедельника по пятницу – с 07:30 ч. до 15:00 ч., перерыв с 11:00 ч. до 12:00 ч., суббота – с 09:00 ч. до 12:30 ч., праздничные дни – с 07:30 до 14:00 ч., перерыв с 11:00 ч. до 12:00 ч.
Приказом директора МАОУ ДО ДООПЦ Ковдорского района <№> от <дд.мм.гг> «Об изменении режима рабочего времени», в связи с производственной необходимостью, в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации, Мальцевой С.Н., дворнику МАОУ ДО ДООПЦ, с <дд.мм.гг> установлен следующий режим рабочего времени: с 08:00 ч. до 15:00 ч., обед с 11:00 ч. до 12:00 ч., суббота – с 09:00 ч. до 16:00 ч., обед с 12:00 до 13:00 ч., предпраздничные дни – с 08:00 ч. до 14:00 ч., обед с 11:00 ч. до 12:00 ч. (л.д. 54).
На основании указанного приказа <дд.мм.гг> было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору, от подписания которого Мальцева С.Н. отказалась, о чем были составлены соответствующие акты (л.д. 47, 48-50).
Указанный приказ директора МАОУ ДО ДООПЦ <№> от <дд.мм.гг> был оспорен Мальцевой С.Н. в суде, в связи с отсутствием, по мнению истца, производственной необходимости для изменения режима ее рабочего времени, отсутствием указания причин, вызвавших необходимость изменений условий трудового договора.
Решением Ковдорского районного суда от <дд.мм.гг> в удовлетворении искового заявления Мальцевой С.Н. о признании незаконным изменения режима рабочего времени отказано (л.д. 74-82 гражданского дела <№>).
Судом было установлено, что работодателем был соблюден установленный статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации порядок изменения обязательного условия трудового договора о режиме работы истца.
Вместе с тем, часть 3 статьи 95 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает общее правило, согласно которому накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов, распространяется на всех работников и является обязательным для всех работодателей.
В судебном заседании установлено, что продолжительность работы Мальцевой С.Н. по субботам с 09:00 ч. до 16:00 ч., обед с 12:00 до 13:00 ч. составляет 6 часов, что противоречит положениям части 3 статьи 95 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, требования Мальцевой С.Н. о признании незаконным и отмене приказа директора ГАОУ ДО ДООПЦ Ковдорского района <№> от <дд.мм.гг> «Об изменении режима рабочего времени» в части установления истцу продолжительности работы накануне выходных дней свыше пяти часов подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В этой связи, требования истца о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению, и с учетом требований справедливости и разумности суд полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Во взыскании компенсации морального вреда в сумме 295 000 рублей надлежит отказать.
В соответствии с частью первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика МАОУ ДО ДООПЦ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей, исчисленной исходя из требований неимущественного характера.
Законных оснований для удовлетворения требования истца о вынесении в адрес Государственной инспекции труда Мурманской области частного определения о привлечении ответчика к установленной законом ответственности за нарушение трудового законодательства не имеется.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Мальцевой Светланы Николаевны к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный профильный центр Ковдорского района о признании незаконным и отмене приказа об изменении условий трудового договора в части изменения режима рабочего времени, взыскании компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ директора МАОУ ДО ДООПЦ Ковдорского района <№> от <дд.мм.гг> «Об изменении режима рабочего времени» в части установления Мальцевой Светлане Николаевне продолжительности работы накануне выходных дней свыше пяти часов.
Взыскать с Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный профильный центр Ковдорского района в пользу Мальцевой Светланы Николаевны компенсацию морального вреда в сумме 5000 (пять тысяч) рублей.
Во взыскании с Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный профильный центр Ковдорского района в пользу Мальцевой Светланы Николаевны компенсации морального вреда в сумме 295000 (двести девяносто пять тысяч) рублей – отказать.
Взыскать с Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный профильный центр Ковдорского района государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.
В удовлетворении требования о вынесении в адрес Государственной инспекции труда Мурманской области частного определения и привлечении Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный профильный центр Ковдорского района к ответственности за нарушение трудового законодательства – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.Б. Пак