Дело № 2-360/2023 (2-3031/2022) КОПИЯ
УИД 42RS0002-01-2022-004299-13
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Шпирнова А.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО3,
представителей ответчика ФИО4, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово, Кемеровской области 1 февраля 2023 года
дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования «Беловский городской округ «<адрес>» к Администрации Беловского городского округа о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в защиту интересов муниципального образования «Беловский городской округ «<адрес>» обратился в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о понуждении к совершению действий.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при распоряжении и использовании земельных участков и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства в сфере использования и распоряжения муниципальным имуществом. В том числе было установлено, что органом местного самоуправления допускается незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по регистрации права муниципальной собственности на ряд объектов недвижимого имущества, соответственно допускаются нарушения требований гражданского законодательства.
Так установлено, что, в нарушение требований ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ, ч.ч.1, 6, 7 ст.1, ст.ст.8, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на территории Беловского городского округа имеются бесхозяйные объекты, объекты муниципальной собственности, находящиеся в фактическом пользовании муниципального образования, в отношении которых не проведены кадастровые работы, соответственно, не произведено оформление права собственности.
В ходе проведения проверки установлено, что ряд нежилых помещений в нежилом здании по адресу: <адрес>, являющегося муниципальной собственностью, до настоящего времени не поставлены на кадастровый учет, в отношении данных нежилых помещений право муниципальной собственности органом местного самоуправления не зарегистрировано. Такие нежилые помещения используются фактически муниципальными и государственными учреждениями.
Так, территориальное управление <адрес> на основании <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче и порядке использования закрепленного за территориальным управлением <адрес> на праве оперативного управления, заключенного с муниципальным образованием «Беловский городской округ», <адрес> на праве оперативного управления использует для осуществления своей деятельности нежилое помещение площадью 397,2 кв.м. балансовой стоимостью 2330920,52 руб., в здании по адресу: <адрес>.
В соответствии с <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче и порядке использования закрепленного за муниципальным бюджетным учреждением «Центр социального обслуживания» муниципального имущества на праве оперативного управления, заключенного с муниципальным образованием «Беловский городской округ», учреждение на праве оперативного управления использует для осуществления деятельности помещение общей площадью 25,1 кв.м., балансовой стоимостью 231404,43 руб., в здании по адресу: <адрес>, <адрес> а также помещение общей площадью 18,8 кв.м., балансовой стоимостью 173322,84 руб., расположенное в здании по адресу: <адрес>.
Кроме того, нежилоепомещение общей площадью 63,6 кв.м., расположенное в здании по адресу: <адрес>, являющееся муниципальной собственностью, передано по договору безвозмездного пользования объекта муниципального нежилого фонда № от ДД.ММ.ГГГГ департаменту лесного комплекса <адрес>.
Из ответа Управления по земельным ресурсам и муниципальному имуществу администрации Беловского городского округа в прокуратуру города от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях регистрации права муниципальной собственности необходимо проведение кадастровых работ, однако необходимое финансирование отсутствует.
Таким образом, установлен факт длительного бездействия ответчика по исполнению обязанности по постановке объектов недвижимости на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.
Статья 215 ГК РФ регламентирует положения о праве муниципальной собственности. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч.6 ст.131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Положениями ч.ч.3, 4, 5, 6 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные трава на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ дается понятие государственного кадастрового учета: государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Статья 7 Закона № 218-ФЗ определяет состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости. Ч.2 ст.7 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, и т.д.; реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями п.1 ч.1 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Статьей 14 Закона № 218-ФЗ регламентированы основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав: государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1 ст.14 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с п.п.1, 2 ч.2 ст.14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 132-0 и N 154-0 и др.).
Непринятие мер по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, фактически находящегося в муниципальной собственности, влечет нарушение законодательства о государственной регистрации недвижимости, не обеспечивает полноту и достоверность сведений единого государственного реестра недвижимости, влечет возможность незаконного использования и распоряжения этим имуществом.
В результате того, что не зарегистрировано право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества: нежилое помещение площадью 397,2 кв.м. балансовой стоимостью 2330920,52 руб., в здании по адресу: <адрес>, переданного на праве оперативного управления Территориальному управлению <адрес> на помещение общей площадью 25,1 кв.м., балансовой стоимостью 231404,43 руб., в здании по адресу: <адрес>, а также помещение общей площадью 18,8 кв.м., балансовой стоимостью 173322,84 руб., расположенное в здании по адpecy: <адрес>, которые переданы на праве оперативного травления МБУ «Центр социального обслуживания», учреждения владеют на праве оперативного управления данными объектами недвижимости лишь формально, не имея возможности осуществить регистрацию права оперативного правления, что также является нарушением гражданского законодательства.
В соответствии с положениями ч.1 ст.123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Согласно ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст.299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу абзаца пятого пункта 1 ст.216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи, Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своих Постановлениях N 10 и N 22 ют ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что право оперативного управления на недвижимое имущество у учреждения возникает с момента его государственной регистрации.
В соответствии с ч.2 ст.125 ГК РФ, регламентирующей порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч.5 ст.15 Закона № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В соответствии с п.3 ч.1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования Беловского городского округа "<адрес>", утвержденного Постановлением Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 33/88, к вопросам местного значения Беловского городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности <адрес>. В соответствии со статьей 48 Устава муниципального образования Беловского городского округа «<адрес>», определяющей компетенцию администрации Беловского городского округа в области экономики, финансов и управления муниципальным имуществом, к компетенции администрации Беловского городского округа относится, в том числе ведение реестра муниципального имущества; формирование муниципальной собственности путем строительства, приобретения объектов собственности за счет средств бюджета <адрес>, а также безвозмездного приема из других форм собственности.
Согласно п.3 ч.1 статьи 9 Устава Беловского городского округа в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Непосредственно реализация полномочий по решению вопросов местного значения в сфере управления муниципальным имуществом, в соответствии с Уставом учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется муниципальным учреждением «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>», в связи с чем МУ КЗРМИ привлекается к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Осуществление любой деятельности, не соответствующей требованиям закона, нарушает принцип законности, гарантированный государством, чем нарушаются государственные интересы.
Настоящий иск предъявлен прокурором в интересах муниципального образования «Беловский городской округ «<адрес>» с целью обеспечения реализации принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, стабильности гражданского оборота в целом, недопустимости неправомерного использования и распоряжения объектом недвижимости, а также восстановления законности.
Данное заявление подано прокурором в соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах муниципального образования Беловский городской округ «<адрес>», поскольку бездействием органа местного самоуправления нарушаются интересы муниципального образования и государства, которое гарантирует соблюдение принципа законности, установленного ч.ч.1, 2 ст.15 Конституции Российской Федерации.
Просит в соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию Беловского городского округа совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет следующих объектов недвижимости: нежилое помещение площадью 397,2 кв.м. балансовой стоимостью 2330920,52 руб., в здании по адресу: <адрес>, нежилое помещение общей площадью 25,1 кв.м., балансовой стоимостью 231404,43 руб., в здании по адресу: <адрес> <адрес>, нежилое помещение общей площадью 18,8 кв.м., балансовой стоимостью 173322,84 руб., расположенное в здании по адресу: <адрес>, нежилое помещение общей площадью 63,6 кв.м., расположенное в здании по адресу: <адрес>, <адрес>. По истечении года с момента постановки на кадастровый учет объектов недвижимости: нежилое помещение площадью 397,2 кв.м. балансовой стоимостью 1330920,52 руб., в здании по адресу: <адрес>, нежилое помещение общей площадью 25,1 кв.м., балансовой стоимостью 131404,43 руб., в здании по адресу: <адрес>, нежилое помещение общей площадью 18,8 кв.м., балансовой стоимостью 173322,84 руб., расположенное в здании по адресу: <адрес>, нежилое помещение общей площадью 63,6 кв.м., расположенное в здании по адресу: <адрес> Обязать администрацию Беловского городского округа совершить действия по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости: нежилое помещение площадью 397,2 кв.м. балансовой стоимостью 2330920,52 руб., в здании по адресу: <адрес>, нежилое помещение общей площадью 25,1 кв.м., балансовой стоимостью 231404,43 руб. в здании по адресу: <адрес>, нежилое помещение общей площадью 18,8 кв.м., балансовой стоимостью 173322,84 руб., расположенное в здании по адресу: <адрес>, нежилое помещение общей площадью 63,6 кв.м., расположенное в здании по адресу: <адрес>.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала и подтвердила обстоятельства, на которых они основаны, дала показания, аналогичные изложенному в исковом заявлении.
В судебном заседании представители ответчика ФИО4 пояснил, что с исковыми требованиями не согласен. Представил возражение, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Третьи лица - МУ «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>», Территориальное управление пгт.Инской администрации Беловского городского округа, МБУ «Центр социального обслуживания», Департамент лесного комплекса <адрес> своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Возражение по делу не представили.
Заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.
Статья 215 Гражданского кодекса РФ регламентирует положения о праве муниципальной собственности. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч.6 ст.131 Гражданского кодекса РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Положениями ч.ч.3, 4, 5, 6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии состатьями 130,131,132,133.1и164Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ дается понятие государственного кадастрового учета: государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Статья 7 Закона № 218-ФЗ определяет состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости. Ч.2 ст.7 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов; перечней координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.
В соответствии с ч. ч.1 и 2 статьи 8 Закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных впунктах 7,7.2-7.4 части 2 статьи 14настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями п.1 ч.1 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных впункте 4 части 5 статьи 8настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Статьей 14 Закона №218-ФЗ регламентированы основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав: государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1 ст.14 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с п.п.1, 2 ч.2 ст.14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом (определения от ДД.ММ.ГГГГN132-0 иN154-0 и др.).
Непринятие мер по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, фактически находящегося в муниципальной собственности и используемого в деятельности муниципального учреждения, влечет нарушение законодательства о государственной регистрации недвижимости, не обеспечивает полноту и достоверность сведений единого государственного реестра недвижимости, влечет возможность незаконного использования и распоряжения этим имуществом.
Согласно ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст.299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу абзаца пятого пункта 1 ст.216 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи, Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своих ПостановленияхN10 иN22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что право оперативного управления на недвижимое имущество у учреждения возникает с момента его государственной регистрации.
В соответствии с положениями ч.1 ст.123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.2 ст.125 Гражданского кодекса РФ, регламентирующей порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч.5 ст.15 Закона № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В соответствии с п.3 ч.1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования Беловского городского округа "<адрес>", утвержденного Постановлением Совета народных депутатов <адрес> отДД.ММ.ГГГГ № к вопросам местного значения Беловского городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности <адрес>.
В соответствии со статьей 48 Устава муниципального образования Беловского городского округа «<адрес>», определяющей компетенцию администрации Беловского городского округа в области экономики, финансов и управления муниципальным имуществом, к компетенции администрации Беловского городского округа относится, в том числе, ведение реестра муниципального имущества; формирование муниципальной собственности путем строительства, приобретения объектов собственности за счет средств бюджета <адрес>, а также безвозмездного приема из других форм собственности.
Согласно п.3 ч.1 ст.9 Устава Беловского городского округа в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Беловского городского округа в лице руководителя Муниципального учреждения «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>» (Управомоченный орган) и департаментом лесного комплекса <адрес> в лице начальника департамента лесного комплекса <адрес> (Пользователь) заключили <данные изъяты> № безвозмездного пользования объекта муниципального нежилого фонда, согласно условиям которого Управомоченный орган предоставляет, а Пользователь принимает в пользование Объект муниципального нежилого фонда (встроено нежилое помещение), именуемый далее - Объект, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 63,6 кв.м, для проведения государственной политики в сфере лесных отношений (п.1.1. договора).
Согласно п.1.2 договора, срок действия договора устанавливается с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ. Объект передается по акту передачи, который является неотъемлемой частью договора не позднее 10 дней с момента заключения договора. Договор считается заключенным, если объект принят по акту приема-передачи Пользователем.
По акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ Департамент лесного комплекса <адрес> принял объект нежилого фонда по адресу: <адрес>, общей площадью 63,6 кв.м., во временное пользование для проведения государственной политики в сфере лесных отношений.
Согласно данным технического паспорта, составленного Филиалом № БТИ <адрес> предприятие <адрес> "Центр технической инвентаризации <адрес>" на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанное здание имеет год постройки 1965, общая площадь составляет 249,6 кв.м., процент износа 31% (л.д.32-39).
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием «Беловский городской округ», именуемое в дальнейшем «Собственник», в лице руководителя муниципального учреждения «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>» и территориальным управлением <адрес> именуемое в дальнейшем «Учреждение», заключен <данные изъяты> № о передаче и порядке использования закрепленного за территориальным управлением пгт<адрес> на праве оперативного управления, предметом которого является закрепление и определение порядка использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (п.1.1 договора).
Согласно п.1.2 договора, действие настоящего договора распространяется также на плоды, продукцию и доходы и на все имущество, созданное и приобретенное (полученное) Учреждением в результате использования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, а также на имущество, приобретенное Учреждением по договорам или иным основаниям и учитываемое на балансе.
Согласно п.1.3 договора Имущество Учреждения, указанное в п.п.1.1, закрепляется за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью.
По акту приема передачи муниципального имущества в оперативное управление Территориальному управлению поселка городского типа <адрес> городского округа (Приложение к <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ) передано нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.20-23).
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № правообладателем на праве собственности нежилого помещения с №, площадью 249,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является Беловский городской округ (л.д.14-16).
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием «Беловский городской округ <адрес>-Кузбасса», именуемое в дальнейшем «Собственник», в лице и.о. начальника Управления по земельным ресурсам и муниципальному имуществу Администрации Беловского городского округа и МБУ «Центр социального обслуживания», именуемое в дальнейшем «Учреждение», заключен <данные изъяты> № о передаче и порядке использования закрепленного за Муниципальным бюджетным учреждением «Центр социального обслуживания» муниципального имущества на праве оперативного управления, предметом которого является закрепление и определение порядка использования недвижимого муниципального имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (п.1.1 договора).
Согласно п.1.2 договора, Имущество Учреждения, указанное в п.п.1.1 закрепляется за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью.
Согласно п.1.3 договора, Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение к договору оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ) муниципального имущества в оперативное управление Муниципальному бюджетному учреждению «Центр социального обслуживания» переданы: помещение, год постройки ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 25,1 кв.м., балансовой стоимостью 231404 рубля 43 коп., расположенное по адресу: <адрес>; помещение, год постройки ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 18,8 кв.м., балансовой стоимостью 173322 рубля 84 коп., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.27).
Из информации Управления по земельным ресурсам и муниципальному имуществу Администрации Беловского городского округа следует, что в фактическом пользовании без оформления прав на такие объекты находятся 2 объекта недвижимости, а именно: 1. Нежилое трехэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес> Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На указанные объекты недвижимости зарегистрировано право собственности на всю площадь здания, в том время как отдельные помещения этих зданий находятся в хозяйственном ведении либо оперативном управлении третьих лиц без оформления прав. После выдела отдельных помещений из общей площади зданий УЗРМИ АБГО будут приняты меры по их постановке на кадастровый учет.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии у Администрации Беловского городского округа в силу закона обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет и регистрацию права собственности на объекты недвижимости: нежилое помещение площадью 397,2 кв.м. балансовой стоимостью 2330920,52 руб., в здании по адресу: <адрес>, нежилое помещение общей площадью 25,1 кв.м., балансовой стоимостью 231404,43 руб., в здании по адресу: <адрес>, нежилое помещение общей площадью 18,8 кв.м., балансовой стоимостью 173322,84 руб., расположенное в здании по адресу: <адрес>, нежилое помещение общей площадью 63,6 кв.м., расположенное в здании по адресу: <адрес>.
Таким образом, бездействие администрации Беловского городского округа, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и в непринятии мер по формированию права собственности на указанные объекты недвижимости, влечет нарушение требований действующего законодательства.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования на соответствующие цели не являются основанием для отказа в иске.
Вместе с тем, учитывая особенности финансирования необходимых мероприятий, их объем и количество подлежащих документированию и постановке на учет объектов, суд считает возможным установить в соответствии с требованиями ч.2 ст.206 ГПК РФ срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Беловского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по постановке на кадастровый учет объекты недвижимости:
- нежилое помещение площадью 397,2 кв.м. балансовой стоимостью 2330920,52 руб., в здании по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение общей площадью 25,1 кв.м., балансовой стоимостью 231404,43 руб., в здании по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение общей площадью 18,8 кв.м., балансовой стоимостью 173322,84 руб., расположенное в здании по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение общей площадью 63,6 кв.м., расположенное в здании по адресу: <адрес>.
По истечении года, с момента постановки на кадастровый учет, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости:
- нежилое помещение площадью 397,2 кв.м. балансовой стоимостью 2330920,52 руб., в здании по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение общей площадью 25,1 кв.м., балансовой стоимостью 231404,43 руб., в здании по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение общей площадью 18,8 кв.м., балансовой стоимостью 173322,84 руб., расположенное в здании по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение общей площадью 63,6 кв.м., расположенное в здании по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 6 февраля 2023 года.
Судья Беловского городского суда (подпись) А.В. Шпирнов