Решение по делу № 33-10671/2024 от 14.08.2024

Дело № 33-10671/2024 (2-776/2024);

УИД 59RS0025-01-2024-000486-43

Судья Щербакова А.В.

Мотивированное определение изготовлено 04 октября 2024г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 01.10.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Мухтаровой И.А.,

судей Крюгер М.В., Букатиной Ю.П.,

при ведении протокола секретарем Кузьминой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов службы в армии в стаж работы,

по апелляционной жалобе С. на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 05.06.2024.

Заслушав доклад судьи Букатиной Ю.П., пояснения истца С., его представителя Рябчевских В.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов службы в армии в стаж работы.

Требования мотивированы тем, что он 17.01.2024 обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах» № 400-ФЗ. Решением от 01.02.2024 № ** ему было отказано в назначении пенсии. Просит признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2024 № **, возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю зачесть в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды службы в армии Российской Федерации с 05.08.1980 по 25.10.1994 и с 19.10.1995 по 11.10.1997 (16 лет 2 мес. 14 дн.) и стаж за 2023 год 1 год на КБФ филиала АО «Гознак», назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 17.01.2024 (л.д. 61-62).

Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 05.06.2024 в удовлетворении исковых требований С. отказано (л.д.95-98).

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что в статье 73 Закона СССР от 12.10.1967 №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж. Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590. В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения служба в вооруженных силах засчитывалась в общий трудовой стаж работы. Согласно абзацу 14 пункта 109 Положения период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения такой службы подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы. Суд первой инстанции, приведенные выше нормативные положения не применил, в связи с чем просит решение суда отменить (л.д.112-113).

В настоящем судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнительно судебной коллегии пояснил, что указанный в исковом заявлении п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в качестве основания для назначения страховой пенсии является ошибкой. Полагает, что имеет право на назначение страховой пенсии по старости досрочно по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», как имеющий страховой стаж 42 года.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Фонда. В письменных возражениях представитель указал, что перечень периодов, включаемых в страховой стаж для лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Соответственно, к таким периодам относится период прохождения военный службы по призыву. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность учёта периода службы в армии при определении страхового стажа по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, а также не допускается применение ранее действовавших правил подсчета стажа. Период работы с 01.01.2023 по 31.12.2023 в КБФ - филиал ФГУП «Гознак» включен в страховой стаж по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца и его представителя, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

А также страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 2 и ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В силу ч. 1.2 ст. 8 указанного Федерального закона лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для назначения права на данную досрочную страховую пенсию, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на страховую пенсию по старости на общих основаниях.

Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 04.11.2022 № 419-ФЗ) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Таким образом, с 04.11.2022 период прохождения военной службы по призыву подлежит учету при назначении страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что С. 26.01.2024 обратился в Отделение Фонда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д.72 -73).

Решением Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от 01.02.2024 № ** истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с не достижением пенсионного возврата и несоблюдением срока обращения за предоставлением государственной услуги по установлению страховой пенсии по старости (л.д.75).

Оспариваемым решением страховой стаж С. на 31.12.2023 по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» составляет 24 года 11 месяцев 7 дней, при необходимых 42 годах.

В указанный страховой стаж С. не включены периоды: с 05.08.1980 по 25.10.1994 (14-02-21) период службы; с 19.10.1995 по 11.10.1997 (01-11-23) период службы.

Период работы с 01.01.2023 по 31.12.2023 в КБФ – филиал ФГУП «Гознак» включен в страховой стаж по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно военному билету истца, а также учетной карточке офицера запаса С. проходил военную службу с 05.08.1980 по 25.10.1994, с 12.10.1995 по 11.10.1997 в должности помощника военного комиссара Красновишерского района Пермской области (л.д.29-30, 31-32).

Согласно послужному списку с 05.08.1980 - 22.06.1985 С. являлся курсантом *** высшего военного инженерно-строительного училища. Окончил строительный факультет *** высшего военного инженерного строительного училища с дипломом по специальности строительство зданий и сооружений и зачислен в распоряжение начальника главного управления специального строительства Министерства обороны.

С 14.11.1985 по 30.03.1989 назначен на должность начальника участка ВУС – **.

С 30.03.1989 по 07.06.1990 назначен на должность начальника участка ВУС – **.

С 1990 по 18.06.1991 назначен на должность старшего производителя работ ВУС - **.

С 18.06.1991 по 16.03.1992 назначен на должность производителя работ ВУС **.

С 16.03.1992 по 17.11.1992 назначен на должность старшего инженера производственно-диспетчерского отдела.

С 17.11.1992 по 08.02.1993 назначен на должность начальника участка ВУС № **.

С 08.02.1993 по 25.10.1994 назначен на должность главного инженера ВУС № ** (л.д. 35-40).

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», исходил из того, что Собянин И.В. проходил военную службу не по призыву, как того требует положения действующего законодательства, а также установив, что заявленный период работы с 01.01.2023 по 31.12.2023 в КБФ - филиала ФГУП «Гознак» включен в страховой стаж, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, однако, не может согласиться с выводом суда, что период с 05.08.1980 по 22.06.1985 не подлежит включению в страховой стаж истца, в связи со следующим.

Статьей 11 Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» (действовавшего до 01.03.1993) было предусмотрено, что граждане мужского пола, изъявившие желание учиться в военно-учебных заведениях, могут быть приняты в эти учебные заведения по достижении ими 17-летнего возраста или если им исполняется 17 лет в год поступления на учебу.

Граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. При этом на них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

Пунктом 3 статьи 31 Закона РФ № 4455-1 от 11.02.1993 «О воинской обязанности и военной службе» (действовавшего до вступления в силу Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») было предусмотрено, что до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы до достижения ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в указанные образовательные учреждения заключают новый контракт о прохождении военной службы, а граждане, прошедшую военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в эти учреждения заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения.

Таким образом, учеба курсантов в военных образовательных учреждениях считается военной службой по призыву до 01.03.1993 на весь период обучения, с 01.03.1993 на период до заключения контракта о прохождении военной службы.

Поскольку из норм законодательства, действующего в период обучения истца в Пушкинском высшем военном инженерно-строительном училище следует, что учеба курсантов в военно-учебных заведениях считается военной службой по призыву на весь период обучения приравнивается к срочной службе, то период обучения С. с 05.08.1980 по 22.06.1985 (04-10-18) подлежит включению в страховой стаж в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». С учетом включения данного периода в страховой стаж в порядке ч. 9 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» его продолжительность составит 29 лет 09 месяцев 25 дней.

Согласно статье 78 Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», действовавшего в спорный период времени, время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Из подпункта «к» пункта 190 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 также следует, что в общий стаж работы засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Таким образом, анализируя вышеизложенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что период прохождения истцом военной службы в рядах Вооруженных сил СССР может быть включен в страховой стаж при назначении страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку как правильно указал суд первой инстанции, перечень периодов, включаемых в страховой стаж для лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» является исчерпывающим.

При таких обстоятельствах оснований для включения в страховой стаж истца периодов с 23.06.1985 по 25.10.1994 и с 19.10.1995 по 11.10.1997 в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» не имеется.

При этом судебная коллегия обращает внимание, что включение периода обучения истца в Пушкинском высшем военном инженерно-строительном училище не приведет к возникновению права для назначения страховой пенсии досрочно в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку условие о наличии страхового стажа у истца в количестве 42 лет не выполняется.

Таким образом, доводы жалобы истца основаны на ошибочном применении норм материального права.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснокамского городского суда Пермского края от 05.06.2024 отменить в части отказа включения в страховой стаж С. по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода обучения в Пушкинском высшем военном инженерном строительном училище с 05.08.1980 по 22.06.1985. Принять в данной части новое решение.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в страховой стаж С. ** года рождения в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» период обучения в *** высшем военном инженерно строительном училище с 05.08.1980 по 22.06.1985.

В остальной части решение Краснокамского городского суда Пермского края от 05.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу С. – без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подпись

Дело № 33-10671/2024 (2-776/2024);

УИД 59RS0025-01-2024-000486-43

Судья Щербакова А.В.

Мотивированное определение изготовлено 04 октября 2024г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 01.10.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Мухтаровой И.А.,

судей Крюгер М.В., Букатиной Ю.П.,

при ведении протокола секретарем Кузьминой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов службы в армии в стаж работы,

по апелляционной жалобе С. на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 05.06.2024.

Заслушав доклад судьи Букатиной Ю.П., пояснения истца С., его представителя Рябчевских В.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов службы в армии в стаж работы.

Требования мотивированы тем, что он 17.01.2024 обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах» № 400-ФЗ. Решением от 01.02.2024 № ** ему было отказано в назначении пенсии. Просит признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2024 № **, возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю зачесть в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды службы в армии Российской Федерации с 05.08.1980 по 25.10.1994 и с 19.10.1995 по 11.10.1997 (16 лет 2 мес. 14 дн.) и стаж за 2023 год 1 год на КБФ филиала АО «Гознак», назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 17.01.2024 (л.д. 61-62).

Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 05.06.2024 в удовлетворении исковых требований С. отказано (л.д.95-98).

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что в статье 73 Закона СССР от 12.10.1967 №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж. Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590. В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения служба в вооруженных силах засчитывалась в общий трудовой стаж работы. Согласно абзацу 14 пункта 109 Положения период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения такой службы подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы. Суд первой инстанции, приведенные выше нормативные положения не применил, в связи с чем просит решение суда отменить (л.д.112-113).

В настоящем судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнительно судебной коллегии пояснил, что указанный в исковом заявлении п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в качестве основания для назначения страховой пенсии является ошибкой. Полагает, что имеет право на назначение страховой пенсии по старости досрочно по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», как имеющий страховой стаж 42 года.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Фонда. В письменных возражениях представитель указал, что перечень периодов, включаемых в страховой стаж для лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Соответственно, к таким периодам относится период прохождения военный службы по призыву. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность учёта периода службы в армии при определении страхового стажа по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, а также не допускается применение ранее действовавших правил подсчета стажа. Период работы с 01.01.2023 по 31.12.2023 в КБФ - филиал ФГУП «Гознак» включен в страховой стаж по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца и его представителя, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

А также страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 2 и ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В силу ч. 1.2 ст. 8 указанного Федерального закона лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для назначения права на данную досрочную страховую пенсию, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на страховую пенсию по старости на общих основаниях.

Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 04.11.2022 № 419-ФЗ) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Таким образом, с 04.11.2022 период прохождения военной службы по призыву подлежит учету при назначении страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что С. 26.01.2024 обратился в Отделение Фонда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д.72 -73).

Решением Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от 01.02.2024 № ** истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с не достижением пенсионного возврата и несоблюдением срока обращения за предоставлением государственной услуги по установлению страховой пенсии по старости (л.д.75).

Оспариваемым решением страховой стаж С. на 31.12.2023 по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» составляет 24 года 11 месяцев 7 дней, при необходимых 42 годах.

В указанный страховой стаж С. не включены периоды: с 05.08.1980 по 25.10.1994 (14-02-21) период службы; с 19.10.1995 по 11.10.1997 (01-11-23) период службы.

Период работы с 01.01.2023 по 31.12.2023 в КБФ – филиал ФГУП «Гознак» включен в страховой стаж по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно военному билету истца, а также учетной карточке офицера запаса С. проходил военную службу с 05.08.1980 по 25.10.1994, с 12.10.1995 по 11.10.1997 в должности помощника военного комиссара Красновишерского района Пермской области (л.д.29-30, 31-32).

Согласно послужному списку с 05.08.1980 - 22.06.1985 С. являлся курсантом *** высшего военного инженерно-строительного училища. Окончил строительный факультет *** высшего военного инженерного строительного училища с дипломом по специальности строительство зданий и сооружений и зачислен в распоряжение начальника главного управления специального строительства Министерства обороны.

С 14.11.1985 по 30.03.1989 назначен на должность начальника участка ВУС – **.

С 30.03.1989 по 07.06.1990 назначен на должность начальника участка ВУС – **.

С 1990 по 18.06.1991 назначен на должность старшего производителя работ ВУС - **.

С 18.06.1991 по 16.03.1992 назначен на должность производителя работ ВУС **.

С 16.03.1992 по 17.11.1992 назначен на должность старшего инженера производственно-диспетчерского отдела.

С 17.11.1992 по 08.02.1993 назначен на должность начальника участка ВУС № **.

С 08.02.1993 по 25.10.1994 назначен на должность главного инженера ВУС № ** (л.д. 35-40).

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», исходил из того, что Собянин И.В. проходил военную службу не по призыву, как того требует положения действующего законодательства, а также установив, что заявленный период работы с 01.01.2023 по 31.12.2023 в КБФ - филиала ФГУП «Гознак» включен в страховой стаж, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, однако, не может согласиться с выводом суда, что период с 05.08.1980 по 22.06.1985 не подлежит включению в страховой стаж истца, в связи со следующим.

Статьей 11 Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» (действовавшего до 01.03.1993) было предусмотрено, что граждане мужского пола, изъявившие желание учиться в военно-учебных заведениях, могут быть приняты в эти учебные заведения по достижении ими 17-летнего возраста или если им исполняется 17 лет в год поступления на учебу.

Граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. При этом на них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

Пунктом 3 статьи 31 Закона РФ № 4455-1 от 11.02.1993 «О воинской обязанности и военной службе» (действовавшего до вступления в силу Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») было предусмотрено, что до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы до достижения ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в указанные образовательные учреждения заключают новый контракт о прохождении военной службы, а граждане, прошедшую военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в эти учреждения заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения.

Таким образом, учеба курсантов в военных образовательных учреждениях считается военной службой по призыву до 01.03.1993 на весь период обучения, с 01.03.1993 на период до заключения контракта о прохождении военной службы.

Поскольку из норм законодательства, действующего в период обучения истца в Пушкинском высшем военном инженерно-строительном училище следует, что учеба курсантов в военно-учебных заведениях считается военной службой по призыву на весь период обучения приравнивается к срочной службе, то период обучения С. с 05.08.1980 по 22.06.1985 (04-10-18) подлежит включению в страховой стаж в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». С учетом включения данного периода в страховой стаж в порядке ч. 9 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» его продолжительность составит 29 лет 09 месяцев 25 дней.

Согласно статье 78 Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», действовавшего в спорный период времени, время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Из подпункта «к» пункта 190 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 также следует, что в общий стаж работы засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Таким образом, анализируя вышеизложенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что период прохождения истцом военной службы в рядах Вооруженных сил СССР может быть включен в страховой стаж при назначении страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку как правильно указал суд первой инстанции, перечень периодов, включаемых в страховой стаж для лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» является исчерпывающим.

При таких обстоятельствах оснований для включения в страховой стаж истца периодов с 23.06.1985 по 25.10.1994 и с 19.10.1995 по 11.10.1997 в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» не имеется.

При этом судебная коллегия обращает внимание, что включение периода обучения истца в Пушкинском высшем военном инженерно-строительном училище не приведет к возникновению права для назначения страховой пенсии досрочно в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку условие о наличии страхового стажа у истца в количестве 42 лет не выполняется.

Таким образом, доводы жалобы истца основаны на ошибочном применении норм материального права.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснокамского городского суда Пермского края от 05.06.2024 отменить в части отказа включения в страховой стаж С. по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода обучения в Пушкинском высшем военном инженерном строительном училище с 05.08.1980 по 22.06.1985. Принять в данной части новое решение.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в страховой стаж С. ** года рождения в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» период обучения в *** высшем военном инженерно строительном училище с 05.08.1980 по 22.06.1985.

В остальной части решение Краснокамского городского суда Пермского края от 05.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу С. – без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подпись

33-10671/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Собянин Игорь Вениаминович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
14.08.2024Передача дела судье
01.10.2024Судебное заседание
04.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2024Передано в экспедицию
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее