УИД11RS0012-01-2020-000334-93 Дело № 2-419/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
08 декабря 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Парфеновой М.С. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» о признании решения незаконным, обязании предоставить государственную услугу в виде признания семьи малоимущей
установил:
Парфенова М.С. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» о признании решения незаконным, обязании предоставить государственную услугу в виде признания семьи малоимущей. В обоснование иска указано, что 25.03.2020 обратилась за предоставлением государственной услуги как малоимущей семье, однако решением от 30.03.2020 в предоставление услуги отказано в связи с отсутствием дохода супруга. С решением ответчика не согласна, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском, которым просит признать уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по признанию семьи малоимущей, обязать предоставить вышеуказанную услугу.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечен Парфенов Б.В.
Истец Парфенова М.С. в суде не присутствует, согласно составленной судом телефонограммы извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» в суд не явился, о времени и дате судебного заседания извещены надлежаще. До начала судебного заседания предоставили в суд возражения, согласно которых с иском Парфеновой М.С. не согласны, также просили рассмотреть дело без участия представителя.
Третье лицо Парфенов Б.В. в суде не присутствует, согласно составленной судом телефонограммы извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон, третьего лица, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев личное дело Парфеновой М.С., суд приходит к следующему.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).
Отсюда, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), которая обеспечивается доступом к правосудию для разрешения любых споров, в том числе и социальных.
В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция Российской Федерации в соответствии с положениями ее статьи 39 (части 1 и 2), которой корреспондирует статья 40 (части 1 и 2) Конституции Республики Коми, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.
Конституция Республики Коми провозглашает, что социальная и экономическая политика в Республике Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 11), государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 17).
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Данное положение отражено и в ст. 64 ч. 1 п. «ж» Конституции Республики Коми.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки, законодатель вправе осуществлять выбор конкретных мер социальной защиты, порядка и условий их предоставления.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом определены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В силу ст. 3 вышеназванного Федерального закона государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ст. 7 Закона № 178-ФЗ).
Ст. 6 п. 1,2 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определяет, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи определен Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Во исполнение Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», согласно п. «ж» доходами при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина принимаются доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона № 178-ФЗ порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных бюджетных средств.
При системном анализе положений статей 3, 7, 8 Федерального закона № 178-ФЗ в их взаимосвязи с положениями статей 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих принципы бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, приходим к выводу, что Республика Коми вправе самостоятельно устанавливать виды, объем и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Согласно ч. 2 ст. 64 Конституции Республики Коми по предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование.
В силу приведенных выше конституционных положений в Российской Федерации установлена двухуровневая система нормативно-правового регулирования правоотношений по вопросам оказания мер социальной поддержки ветеранов: на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом вопросы предоставления мер социальной поддержки ветеранов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (определение форм и объемов предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда) отнесены федеральным законодателем к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В рамках полномочий субъекта Российской Федерации размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным статьей 12(1) Федерального закона «О государственной социальной помощи» в Республике Коми 12 ноября 2004 года принят Закон «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» № 56-РЗ.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона РК № 56-РЗ от 12.11.2004 государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущему одиноко проживающему гражданину или иным категориям граждан назначается решением государственного учреждения Республики Коми, определенного Правительством Республики Коми, по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина или иных категорий граждан. Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан. Независящей причиной, по которой трудоспособные граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, не может считаться для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью либо использующих в качестве единственного источника дохода личное подсобное хозяйство, наличие доходов ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения.
В целях реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» Правительством Республики Коми 31 декабря 2004 года утверждено Постановление № 281 с Порядком о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, предоставления им государственной социальной помощи в виде социального пособия и пособия на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста.
Согласно п. 2 вышеназванного Порядка для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - гражданин) либо лицо, являющееся представителем гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, (далее - заявители) представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания документы, в т.ч. заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими по форме, утвержденной приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми; документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними), документы, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя.
К документам, подтверждающим доходы индивидуального предпринимателя, относятся документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Постановлением Правительства РК от 23.04.2020 № 196 «Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми за I квартал 2020 года» установлено, что прожиточный минимум для трудоспособного населения в южной зоне составляет 14 449 рублей 00 копеек, для детей – 13 008 рублей.
Материалами дела установлено, что 25.03.2020 Парфенова М.С. обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» с заявлением о предоставлении государственной услуги «признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим, назначении и выплате им государственной социальной помощи в виде пособия семье, среднедушевой доход которой ниже гарантированного душевого денежного содержания», при этом представила сведения о составе семьи из 4-х человек (Парфенова М.С. - истец, ФИО1 – супруг, ФИО2, ФИО3 – несовершеннолетние дети), сведения о доходах трудоспособных членов семьи за три месяца, предшествующие обращению за МСП.
Из материалов дела усматривается, что Парфенова М.С. работает в МДОУ «Детский сад № общеобразовательного вида с. Объячево» и ее доход за период с декабря 2019 года по февраль 2020 года составил 83 097 рублей 26 копеек.
Как следует из ответа МИФНС № 1 по Республике Коми от 12.05.2020 № ИП ФИО1 является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенный системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В силу пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, по выбору налогоплательщика.
В случае если налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения, он уменьшает полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленный п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации перечень расходов при условии их соответствия критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок признания доходов и расходов установлен статьей 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Аналогичная позиция отражена и в письме Минфина России от 31.01.2013 N 03-11-10/1925, исходя из которого расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.
В ходе судебного заседания установлено, что при обращении за МСП Парфеновой М.С. ответчику была предоставлена налоговая декларация ИП ФИО1 за 2019 год и книга учета доходов и расходов за 2020 год.
По информации, предоставленной МИФНС № 1 по Республике Коми от 29.05.2020, последняя не располагает сведениями о доходах ИП ФИО1 за декабрь 2019 года и январь-февраль 2020 года.
Согласно книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2019 год следует, что чистая прибыль ФИО1 за декабрь 2019 года составила 81 рубль 13 копеек.
Согласно книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2020 год следует, что в январе 2020 года доход ИП ФИО1 составил 28 926,37 рублей, расход – 21 957 рублей, чистая прибыль составила 6969,37 рублей; в феврале 2020 года доход составил 22 500 рублей, расход – 21 957 рублей, чистая прибыль – 543 рубля.
В тоже время законодатель предполагает, что индивидуальный предприниматель не может получать доход ниже прожиточного минимума.
Как указывалось ранее, прожиточный минимум для трудоспособного населения в южной зоне в I квартале 2020 года составляет 14 449 рублей 00 копеек.
Следовательно, суд исходит из того, что ИП ФИО1 не должен иметь доход менее 14 449 рублей, который должен браться в расчет при определении права гражданина на получение от государства мер социальной поддержки.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512), при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся доходы от реализации транспортных и иных механических средств.
Из материалов дела следует, что 23.09.2019 между ФИО1 (продавец) и ФИО4 (покупатель) заключен договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, идентификационный номер №, г.р.з. №. Согласно п. 3.1 договора, стоимость транспортного средства составляет 350 000 рублей, которая уплачивается в следующем порядке: 200 000 рублей - в срок до 01.10.2019, остальные 150 000 - в срок 01.01.2020.
Согласно расписки, 24 декабря 2019 года ФИО1 получил от ФИО4 денежные средства от продажи транспортного средства в размере 150 000 рублей.
Таким образом, согласно расчета, предоставленного ответчиком, среднедушевой доход членов семьи Парфеновой М.С. в декабре 2019 - феврале 2020 года составил 20 055,99 рублей, при установленной величине прожиточного минимума 13 728,50 рублей.
На основании пп. 3 п. 13 вышеназванного Порядка, превышение в расчетном периоде среднедушевого дохода семьи над соответствующей величиной прожиточного минимума является основаниями для принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Парфеновой М.С. о признании решения ГБУ РК «ЦСЗН» от 30.03.2020 № 38 года незаконным, обязании предоставить государственную услугу в виде признания семьи малоимущей.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Парфеновой М.С. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» о признании решения незаконным, обязании предоставить государственную услугу в виде признания семьи малоимущей – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий