Решение по делу № 2-135/2013 (2-2593/2012;) от 16.10.2012

Дело № 2-135/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ступино Московской области                                         14 января 2013 года

Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В. при секретаре Фоминой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой ФИО6 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, администрации Ступинского муниципального района Московской области и администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,

У С Т А Н О В И Л:

Петрова М.М. обратилась в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ (л. д. <данные изъяты>) к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, администрации Ступинского муниципального района Московской области и администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области, в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в перепланированном состоянии.

Обосновывая свои требования, истица Петрова М.М. указывает, что по месту работы её мужа Петрова М.И. решением жилищной комиссии в/ч 03770 Министерства обороны РФ им в 1972 году была предоставлена трёхкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>. В указанную квартиру они вселились на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Петров М.И. умер. Спорная квартира находится в военном городке Мещерино-1, который на основании распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р с утверждёнными изменениями от 11.10.2011 года № 1779-р был исключен из перечня жилищного фонда закрытых военных городков. Таким образом, занимаемое ею жилое помещение фактически утратило статус служебного и не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. В силу действующего законодательства она имеет право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке бесплатной приватизации. Ранее право на приватизацию жилых помещений она не использовала.

Истица Петрова М.М. в судебном заседании подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанный ответчик был извещён надлежащим образом, своих возражений по заявленным исковым требованиям в суд не представил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Представитель ответчика - администрации Ступинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанный ответчик был извещён надлежащим образом, своих возражений по заявленным исковым требованиям в суд не представил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанный ответчик был извещён надлежащим образом; представил в суд письменное ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Суд, выслушав объяснения и доводы истицы, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненным, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Исходя из положений ст. 8 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» им были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции РФ во взаимосвязи с её статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 года № 316-О разъясняется, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06.022007 года № 6 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам» указано: «согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.071991 года с последующими изменениями и дополнениями «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года с последующими изменениями и дополнениями «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Частью 1 ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведённые при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, предоставлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несёт предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создаёт угрозу их жизни или здоровью.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Петрова М.М. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ и копией лицевого счёта от ДД.ММ.ГГГГ на указанное жилое помещение (л. д. <данные изъяты>).

Иные лица в этой квартире не зарегистрированы.

Указанное жилое помещение было предоставлено супругу истицы Петровой М.М. - Петрову М.И. на семью на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ Подольского района Министерства обороны РФ (л. д. <данные изъяты>).

Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 года № 1779-р жилищный фонд, расположенный в <адрес>, исключен из перечня жилищного фонда закрытых военных городков Вооружённых Сил РФ.

В соответствии с техническим паспортом жилого помещения (квартиры), составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Ступинским филиалом ГУП Московской области «МОБТИ», и кадастровым паспортом помещения от ДД.ММ.ГГГГ квартира № общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м. находится на 4 этаже жилого дома № в военном городке <адрес>. Согласование на перепланировку помещения № с органами местного самоуправления отсутствует (л. д. <данные изъяты>).

Определением Ступинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу по ходатайству истицы была назначена строительно-техническая судебная экспертиза (л. д. <данные изъяты>).

Согласно заключению строительно-технической судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, произведённой экспертом ФИО4, в жилом помещении по адресу: <адрес>, произведена перепланировка. Произведённая перепланировка жилого помещения выполнена с соблюдением строительных, градостроительных, санитарных, противопожарных норм и требований СНиП, не затрагивает несущих конструкций жилого помещения и дома в целом, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создаёт угрозу жизни или здоровью граждан, в связи с чем возможно сохранение жилого помещения в перепланированном состоянии(л. д. <данные изъяты>).

Ранее право на бесплатную приватизацию жилых помещений истица Петрова М.М. не использовала (л. д. <данные изъяты>).

Истица обращалась в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ с письменным заявлением о передаче ей в собственность занимаемого жилого помещения в порядке бесплатной приватизации, однако ответа на своё обращение не получила (л. д. <данные изъяты>).

Истица не может реализовать своё право на получение в собственность жилого помещения в порядке приватизации, и никаких законных оснований для отказа ей в этом не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Петровой ФИО7 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, администрации Ступинского муниципального района Московской области и администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области удовлетворить.

Сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в перепланированном состоянии.

Признать за Петровой ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м., расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья                                                                               Е.В. Есин

2-135/2013 (2-2593/2012;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петрова М.М.
Ответчики
Департамент имущественных отношений Министерства обороны
Администрация Ступинского муниципального района Московской области
Администрация муниципального образования "Сельское поселение Аксиньинское" Ступинского муниципального района Московской
Суд
Ступинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
stupino.mo.sudrf.ru
16.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2012Передача материалов судье
18.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявлении, жалобы) к рассмотрению
18.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2012Судебное заседание
06.12.2012Производство по делу возобновлено
13.12.2012Судебное заседание
14.01.2013Судебное заседание
24.01.2013Дело сдано в канцелярию
14.02.2013Дело оформлено
14.02.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее