Дело № 2-135/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ступино Московской области 14 января 2013 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В. при секретаре Фоминой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой ФИО6 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, администрации Ступинского муниципального района Московской области и администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,
У С Т А Н О В И Л:
Петрова М.М. обратилась в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ (л. д. <данные изъяты>) к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, администрации Ступинского муниципального района Московской области и администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области, в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в перепланированном состоянии.
Обосновывая свои требования, истица Петрова М.М. указывает, что по месту работы её мужа Петрова М.И. решением жилищной комиссии в/ч 03770 Министерства обороны РФ им в 1972 году была предоставлена трёхкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>. В указанную квартиру они вселились на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Петров М.И. умер. Спорная квартира находится в военном городке Мещерино-1, который на основании распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р с утверждёнными изменениями от 11.10.2011 года № 1779-р был исключен из перечня жилищного фонда закрытых военных городков. Таким образом, занимаемое ею жилое помещение фактически утратило статус служебного и не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. В силу действующего законодательства она имеет право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке бесплатной приватизации. Ранее право на приватизацию жилых помещений она не использовала.
Истица Петрова М.М. в судебном заседании подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанный ответчик был извещён надлежащим образом, своих возражений по заявленным исковым требованиям в суд не представил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика - администрации Ступинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанный ответчик был извещён надлежащим образом, своих возражений по заявленным исковым требованиям в суд не представил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанный ответчик был извещён надлежащим образом; представил в суд письменное ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Суд, выслушав объяснения и доводы истицы, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненным, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из положений ст. 8 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» им были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции РФ во взаимосвязи с её статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.
Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 года № 316-О разъясняется, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06.022007 года № 6 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам» указано: «согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.071991 года с последующими изменениями и дополнениями «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года с последующими изменениями и дополнениями «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частью 1 ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведённые при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, предоставлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несёт предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создаёт угрозу их жизни или здоровью.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Петрова М.М. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ и копией лицевого счёта от ДД.ММ.ГГГГ на указанное жилое помещение (л. д. <данные изъяты>).
Иные лица в этой квартире не зарегистрированы.
Указанное жилое помещение было предоставлено супругу истицы Петровой М.М. - Петрову М.И. на семью на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ Подольского района Министерства обороны РФ (л. д. <данные изъяты>).
Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 года № 1779-р жилищный фонд, расположенный в <адрес>, исключен из перечня жилищного фонда закрытых военных городков Вооружённых Сил РФ.
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения (квартиры), составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Ступинским филиалом ГУП Московской области «МОБТИ», и кадастровым паспортом помещения от ДД.ММ.ГГГГ квартира № общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м. находится на 4 этаже жилого дома № в военном городке <адрес>. Согласование на перепланировку помещения № с органами местного самоуправления отсутствует (л. д. <данные изъяты>).
Определением Ступинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу по ходатайству истицы была назначена строительно-техническая судебная экспертиза (л. д. <данные изъяты>).
Согласно заключению строительно-технической судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, произведённой экспертом ФИО4, в жилом помещении по адресу: <адрес>, произведена перепланировка. Произведённая перепланировка жилого помещения выполнена с соблюдением строительных, градостроительных, санитарных, противопожарных норм и требований СНиП, не затрагивает несущих конструкций жилого помещения и дома в целом, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создаёт угрозу жизни или здоровью граждан, в связи с чем возможно сохранение жилого помещения в перепланированном состоянии(л. д. <данные изъяты>).
Ранее право на бесплатную приватизацию жилых помещений истица Петрова М.М. не использовала (л. д. <данные изъяты>).
Истица обращалась в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ с письменным заявлением о передаче ей в собственность занимаемого жилого помещения в порядке бесплатной приватизации, однако ответа на своё обращение не получила (л. д. <данные изъяты>).
Истица не может реализовать своё право на получение в собственность жилого помещения в порядке приватизации, и никаких законных оснований для отказа ей в этом не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Петровой ФИО7 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, администрации Ступинского муниципального района Московской области и администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области удовлетворить.
Сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в перепланированном состоянии.
Признать за Петровой ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Есин