Решение по делу № 2-643/2020 от 29.07.2020

2-643/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Карачаевск                 23 сентября 2020 РіРѕРґР°.

Карачаевский городской суд КЧР в составе председательствующего судьи Кубанова Э.А.,

с участием представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО26, представившего доверенность от (дата обезличена),

при секретаре ФИО27-Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 и ФИО21 к Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по КЧР о признании лишившимися жилого дома, признании права на получение государственного жилищного сертификата на строительство жилого помещения и взыскании социальной выплаты для приобретения жилого помещения,

                 УСТАНОВИЛ:

ФИО7 и ФИО21 обратились в суд с иском к Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о признании лишившимися жилого дома, признании права на получение государственного жилищного сертификата на строительство жилого помещения и взыскании социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В иске указали, что 17-(дата обезличена) на территории (адрес обезличен)-Черкесской Республики произошло стихийное бедствие в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра. В результате этого стихийного бедствия пришли в негодность для проживания жилые дома, расположенные на земельном участке по адресу: КЧР, (адрес обезличен). Жилой дом под литером «А» принадлежал ФИО2, которому был выдан государственный жилищный сертификат. Жилой дом под литером «Б» принадлежал – ФИО7, в котором она проживала с членами своей семьи: ФИО22, ФИО8, ФИО23, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО24 и ФИО15. Жилой дом под литером «В» принадлежал – ФИО21, в котором она проживала с членами своей семьи: ФИО3, ФИО4 – Османовичем, ФИО5, ФИО6 и ФИО20. В результате стихийного бедствия они и члены их семей лишились своих жилых домов. Соответственно они имеют право на получение жилищных сертификатов из расчёта по 18 кв.м. на каждого члена семьи. Их права на получение жилищных сертификатов в связи с разрушением жилых домов администрацией Карачаевского городского округа в нарушение статьи 18 Федерального закона от (дата обезличена) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не исполнены. По какой причине до настоящего времени не выдали жилищные сертификаты им не известно. На их многочисленные обращения в администрацию им сообщалось, что допущенная ошибка будет устранена и позже им будут выданы государственные жилищные сертификаты. В связи с изложенным они вынуждены обратиться в суд за восстановлением и защитой своих нарушенных прав.

Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в суд с письменными возражениями на исковое заявление о признании лишившимися жилого помещения и признании права на получение государственного жилищного сертификата на строительство (приобретение) жилого помещения, в которых ответчик указал, что в соответствии с Порядком (номер обезличен) Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло Постановление от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства КЧР». Вышеуказанный Порядок определяет механизм взаимодействия органов исполнительной власти КЧР и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случаях утраты жилых помещений гражданами в результате произошедших на территории КЧР чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Таким образом, для получения гражданином государственного жилищного сертификата, необходимо соблюсти определенную процедуру, предусмотренную вышеуказанными нормативно-правовыми актами. Кроме того, истцы не предоставили, доказательства недобросовестных действий со стороны государственных органов, в результате которых они не смогли реализовать свое право на получение жилищных сертификатов. Согласно пункта 14 Порядка (номер обезличен), владелец сертификата подает в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбранному месту жительства заявление о предоставлении ему жилого помещения, размер общей площади которого указан в сертификате. Уполномоченный орган в срок, не превышающий 1 месяца с даты получения заявления и сертификата, выделяет владельцу сертификата жилое помещение из имеющегося в его распоряжении жилищного фонда. Согласно п. 13 Порядка (номер обезличен) в случае наличия в жилищном фонде КЧР необходимого жилого помещения, гражданин, утративший жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, получивший государственный жилищный сертификат и выбравший КЧР постоянным местом жительства, обращается в Министерство имущественных и земельных отношений КЧР о предоставлении ему жилого помещения, размер общей площади которого указан в сертификате. Истцы не предоставили доказательств, своего обращения в уполномоченный орган о предоставлении им жилого помещения из жилищного фонда КЧР. В связи с чем ответчик Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по КЧР и просит отказать в удовлетворении иска ФИО7 и ФИО21.

В ходе судебного разбирательства истцы через своего представителя ФИО28 обратились в суд с заявлением об увеличении исковых требований увеличили размер исковых требований требованиями о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО7 социальной выплаты для приобретения жилого помещения в размере 7 596 864 (семь миллионов пятьсот девяносто шесть тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рубля и о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО21 социальной выплаты для приобретения жилого помещения в размере 4 143 744 (четыре миллиона сто сорок три тысячи семьсот сорок четыре) рубля. В заявлении об увеличении исковых требований истцы также, указали, что, в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка. Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается. В связи с чем действующее законодательство не предусматривает возможности фактического получения истцами государственного жилищного сертификата на строительство (приобретение) жилого помещения. Однако указанное обстоятельство, а также факт того, что сводный список семей граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов уже сформирован и утверждён, равно как и то, что собственнику жилого дома под литером «А» ФИО2 был выдан государственный жилищный сертификат, не являются препятствиями для реализации гарантированного законом права истцов на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями». Так согласно пункту 16 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» в случае невозможности предоставления жилого помещения из указанного в пункте 15 настоящего Порядка жилищного фонда в выбранном владельцем сертификата месте жительства он имеет право приобрести по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц (одного или нескольких) жилые помещения, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям места жительства (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, общей площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации. Социальная выплата на приобретение жилого помещения осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, получающих компенсацию за счет ассигнований федерального бюджета (п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)). Погашение сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)). Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению (номер обезличен). Пунктом 24 указанного постановления также устанавливается обязанность Министерства финансов Российской Федерации своевременно перечислять межбюджетные трансферты на погашение сертификатов в бюджет субъекта Российской Федерации на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Размер компенсации бюджету субъекта Российской Федерации за предоставленное жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)) с учетом пункта 18 настоящего Порядка и средней стоимости 1 кв. метра общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, на дату подачи заявки. Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади в указанном регионе определяется на основе нормативных актов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.25 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)). Согласно Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен)/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2020 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Карачаево-Черкесской Республике на II квартал 2020 года составляет 38 368 рублей.

Истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, обратились к суду письменными заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третьи лица и представитель ответчика администрации Карачаевского городского округа, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в таковое не явились, суд о причинах неявки суд не уведомили.

С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истцов, третьих лиц и представителя ответчика администрации Карачаевского городского округа.

     Выслушав стороны, исследовав материалы дела, СЃСѓРґ находит исковые требования ФИО7 Рё ФИО21 подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданское законодательство основывается в числе прочего на неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в числе прочего: из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В силу пункта 1 статьи 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. В числе способов защиты гражданских прав статья 12 ГК РФ называет: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; прекращение или изменение правоотношения; иные способы, предусмотренные законом.

Как установлено в судебном заседании, 17 – (дата обезличена) на территории (адрес обезличен)-Черкесской Республики произошло стихийное бедствие в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра. В результате этого стихийного бедствия пришли в негодность для проживания жилые дома, расположенные на земельном участке по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен). Жилой дом под литером «А» принадлежал на праве собственности ФИО2, которому был выдан государственный жилищный сертификат. Жилой дом под литером «Б» принадлежал на праве собственности ФИО7, в котором она проживала с членами своей семьи: ФИО22, ФИО8, ФИО23, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО24 и ФИО15. Жилой дом под литером «В» принадлежал на праве собственности ФИО21, в котором она проживала с членами своей семьи: ФИО3, ФИО4 – Османовичем, ФИО5, ФИО6 и ФИО20.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен) (в приложении (номер обезличен)) был утверждён сводный реестр жилых домов, разрушенных на территории Карачаево-Черкесской Республики в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших с 17 по (дата обезличена), в котором под (номер обезличен) значится жилой дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен). Литер и площадь расположенного по этому адресу пострадавшего жилого дома в этом сводном реестре указаны не были. На основании этого постановления собственнику жилого дома под литером «А» ФИО2 был выдан государственный жилищный сертификат.

Однако истцам, являвшимся собственниками жилых домов под литером «Б» общей площадью 114.0 кв.м. и под литером «В» общей площадью 90.4 кв.м., и проживавшим с истцами членам их семей государственный жилищный сертификат по неустановленной причине не выдавался, что нарушило права как истцов, так и членов их семей, указанных в исковом заявлении в качестве третьих лиц. Нарушенные права подлежат судебной защите.

Согласно техническому паспорту от (дата обезличена), составленного Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по КЧР по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен), расположено три жилых дома: литер А площадью 49.9 кв.м., литер Б площадью 114.0 кв.м. и литер В площадью 90.4 кв.м., принадлежащие на праве собственности ФИО2 и истцам – ФИО7 и ФИО21.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2 Конституции РФ). ФИО1 – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции РФ). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40 Конституции РФ).

В соответствии с Федеральным законом (дата обезличена) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый в условиях чрезвычайных ситуаций (п.1 ст.18 Федерального закона). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 Федерального закона). При этом названный федеральный закон уполномочил Правительство Российской Федерации на издание постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязал обеспечить создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определить порядок использования указанных резервов.

В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами ФИО1 Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от (дата обезличена) (номер обезличен) «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Согласно пункта 2 этого постановления государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м для одиноких граждан, 42 кв.м на семью из двух человек и по 18 кв.м на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек. Как указано в абзаце 2 пункта 2 названного постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» Правительство Карачаево-Черкесской Республики Постановлением от (дата обезличена) (номер обезличен) утвердило Порядок погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику.

В соответствии с пунктом 12.1 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен) основанием для выдачи сертификата является сводный список, утвержденный постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Таким образом, в соответствии с указанными правовыми нормами для приобретения гражданами, пострадавшими от стихийного бедствия и утратившим жильё, права на получение государственных жилищных сертификатов необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: гражданин должен постоянно проживать в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия; гражданин должен быть зарегистрирован в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. Никаких иных, дополнительных условий для признания за гражданами права на получение государственных жилищных сертификатов нормативно-правовые акты не предусматривают.

В данном случае истцы и члены их семей имели и имеют право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку на момент стихийного бедствия, произошедшего 17 – (дата обезличена), они постоянно проживали и были зарегистрированы в утраченных жилых домах под литерами «Б» и «В» по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен), что подтверждается справками Главы администрации поселка Мара-Аягъы (номер обезличен) и (номер обезличен) от (дата обезличена). Адрес, по которому были расположены жилые дома истцов, был указан в Сводном реестр жилых домов граждан, пострадавших в результате сильных дождей, подтоплений и селевых потоков, прошедших (дата обезличена) на территории Карачаево-Черкесской Республики, на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденный постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен) (под пунктом 26).

То обстоятельство, что сводный список семей граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов уже сформирован и утверждён, равно как и то обстоятельство, что собственнику жилого дома под литером «А» ФИО2 был выдан государственный жилищный сертификат, не являются препятствием для реализации гарантированного законом права истцов и членов их семей на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».

Доводы представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о том, что истцы не предоставили доказательства недобросовестных действий со стороны государственных органов, в результате которых они не смогли реализовать свое право на получение жилищных сертификатов суд находит несостоятельными ввиду того, что Администрация Карачаевского городского округа признала факт наличия технической ошибки, в результате которой жилые дома истцов не попали в Сводный реестр жилых домов граждан, пострадавших в результате сильных дождей, подтоплений и селевых потоков, прошедших (дата обезличена) на территории Карачаево-Черкесской Республики, на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденный постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен).

Также суд полагает несостоятельными доводы представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике со ссылкой на п. 13 Порядка (номер обезличен) о том, что истцы не предоставили доказательств своего обращения в уполномоченный орган о предоставлении им жилого помещения из жилищного фонда Карачаево- Черкесской Республики. Так в пункте 13 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен) речь идет о гражданине утратившем жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия и получившем государственный жилищный сертификат.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка. Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.

В связи с чем действующее законодательство не предусматривает возможности фактического получения истцами государственного жилищного сертификата на строительство (приобретение) жилого помещения. Однако указанное обстоятельство, а также факт того, что сводный список семей граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов уже сформирован и утверждён, равно как и то, что собственнику жилого дома под литером «А» ФИО2 был выдан государственный жилищный сертификат, не являются препятствиями для реализации гарантированного законом права истцов на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».

Так согласно пункту 16 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» в случае невозможности предоставления жилого помещения из указанного в пункте 15 настоящего Порядка жилищного фонда в выбранном владельцем сертификата месте жительства он имеет право приобрести по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц (одного или нескольких) жилые помещения, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям места жительства (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, общей площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Социальная выплата на приобретение жилого помещения осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, получающих компенсацию за счет ассигнований федерального бюджета (п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен), бюджетные ассигнования резервного фонда в 2020 году используются в том числе на погашение государственных жилищных сертификатов, выданных субъектами Российской Федерации гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и не погашенных за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, путем погашения их за счет бюджетных ассигнований резервного фонда в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».

Погашение сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)).

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению (номер обезличен).

Пунктом 24 указанного постановления также устанавливается обязанность Министерства финансов Российской Федерации своевременно перечислять межбюджетные трансферты на погашение сертификатов в бюджет субъекта Российской Федерации на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.

Размер компенсации бюджету субъекта Российской Федерации за предоставленное жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)) с учетом пункта 18 настоящего Порядка и средней стоимости 1 кв. метра общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, на дату подачи заявки. Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади в указанном регионе определяется на основе нормативных актов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.25 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)).

Согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Карачаево-Черкесской Республике на III квартал 2020 года составляет 38 368 рублей.

Согласно пункту 2 Постановления от (дата обезличена) (номер обезличен) «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

Соответственно с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО7 социальной выплаты для приобретения жилого помещения в размере 7 596 864 (семь миллионов пятьсот девяносто шесть тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рубля исходя из следующего расчета.

Семья ФИО7 состоит из семи человек.

11 чел. х 18 кв.м. = 198 кв.м.

198 РєРІ.Рј. С… 38 368 СЂСѓР±. = 7 596 864 СЂСѓР±.

С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО21 социальной выплаты для приобретения жилого помещения в размере 4 143 744 (четыре миллиона сто сорок три тысячи семьсот сорок четыре) рубля исходя из следующего расчета.

Семья ФИО21 состоит из шести человек.

6 чел. х 18 кв.м. = 108 кв.м.

108 РєРІ.Рј. С… 38 368 СЂСѓР±. = 4 143 744 СЂСѓР±.

В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности.

Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) принцип состязательности сторон является одним из основных принципов осуществления правосудия по гражданским делам.

В силу части 1 статьи 56 и части 1 статьи 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и возражений.

В данном случае истцы правомерность и обоснованность своих требований обосновали и доказали, предоставив соответствующие документы, тогда как ответчики доводы истцов не опровергли, доказательств необоснованности заявленного иска не предоставили.

Руководствуясь Конституцией РФ, Федеральным законом (дата обезличена) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».

    РќР° основании изложенного Рё руководствуясь СЃС‚. СЃС‚. 194 – 199 ГПК Р Р¤, СЃСѓРґ

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО7 и ФИО21 к Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по КЧР о признании лишившимися жилого дома, признании права на получение государственного жилищного сертификата на строительство жилого помещения и взыскании социальной выплаты для приобретения жилого помещения удовлетворить.

Признать ФИО7, ФИО22, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО24 и ФИО15, лишившимися жилого помещения – жилого дома под литером «Б» общей площадью 114 кв.м., располагавшегося по адресу: КЧР, (адрес обезличен), в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших с 17 по (дата обезличена) на территории Карачаево – Черкесской Республики.

Признать за ФИО7, ФИО22, ФИО8, ФИО23, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО24 и ФИО15 право на получение государственного жилищного сертификата на строительство (приобретение) жилого помещения площадью 198 кв.м. взамен утраченного в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших с 17 по (дата обезличена) на территории Карачаево – Черкесской Республики.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО7 социальную выплату для приобретения жилого помещения в размере 7 596 864 (семь миллионов пятьсот девяносто шесть тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рубля.

Признать ФИО16, ФИО17, ФИО25 – Османовича, ФИО18, ФИО19 и ФИО20 лишившимися жилого помещения – жилого дома под литером «Б» общей площадью 90,4 кв.м., располагавшегося по адресу: КЧР, (адрес обезличен), в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших с 17 по (дата обезличена) на территории Карачаево – Черкесской Республики.

Признать за ФИО21, ФИО3, ФИО4 – Османовичем, ФИО5, ФИО6 и ФИО20 право на получение государственного жилищного сертификата на строительство (приобретение) жилого помещения площадью 108 кв.м. взамен утраченного в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших с 17 по (дата обезличена) на территории Карачаево – Черкесской Республики.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО21 социальную выплату для приобретения жилого помещения в размере 4 143 744 (четыре миллиона сто сорок три тысячи семьсот сорок четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР через Карачаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое принято (дата обезличена).

    

РЎСѓРґСЊСЏ                             Р­.Рђ. Кубанов.

2-643/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Карачаевск                 23 сентября 2020 РіРѕРґР°.

Карачаевский городской суд КЧР в составе председательствующего судьи Кубанова Э.А.,

с участием представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО26, представившего доверенность от (дата обезличена),

при секретаре ФИО27-Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 и ФИО21 к Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по КЧР о признании лишившимися жилого дома, признании права на получение государственного жилищного сертификата на строительство жилого помещения и взыскании социальной выплаты для приобретения жилого помещения,

                 УСТАНОВИЛ:

ФИО7 и ФИО21 обратились в суд с иском к Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о признании лишившимися жилого дома, признании права на получение государственного жилищного сертификата на строительство жилого помещения и взыскании социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В иске указали, что 17-(дата обезличена) на территории (адрес обезличен)-Черкесской Республики произошло стихийное бедствие в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра. В результате этого стихийного бедствия пришли в негодность для проживания жилые дома, расположенные на земельном участке по адресу: КЧР, (адрес обезличен). Жилой дом под литером «А» принадлежал ФИО2, которому был выдан государственный жилищный сертификат. Жилой дом под литером «Б» принадлежал – ФИО7, в котором она проживала с членами своей семьи: ФИО22, ФИО8, ФИО23, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО24 и ФИО15. Жилой дом под литером «В» принадлежал – ФИО21, в котором она проживала с членами своей семьи: ФИО3, ФИО4 – Османовичем, ФИО5, ФИО6 и ФИО20. В результате стихийного бедствия они и члены их семей лишились своих жилых домов. Соответственно они имеют право на получение жилищных сертификатов из расчёта по 18 кв.м. на каждого члена семьи. Их права на получение жилищных сертификатов в связи с разрушением жилых домов администрацией Карачаевского городского округа в нарушение статьи 18 Федерального закона от (дата обезличена) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не исполнены. По какой причине до настоящего времени не выдали жилищные сертификаты им не известно. На их многочисленные обращения в администрацию им сообщалось, что допущенная ошибка будет устранена и позже им будут выданы государственные жилищные сертификаты. В связи с изложенным они вынуждены обратиться в суд за восстановлением и защитой своих нарушенных прав.

Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в суд с письменными возражениями на исковое заявление о признании лишившимися жилого помещения и признании права на получение государственного жилищного сертификата на строительство (приобретение) жилого помещения, в которых ответчик указал, что в соответствии с Порядком (номер обезличен) Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло Постановление от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства КЧР». Вышеуказанный Порядок определяет механизм взаимодействия органов исполнительной власти КЧР и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случаях утраты жилых помещений гражданами в результате произошедших на территории КЧР чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Таким образом, для получения гражданином государственного жилищного сертификата, необходимо соблюсти определенную процедуру, предусмотренную вышеуказанными нормативно-правовыми актами. Кроме того, истцы не предоставили, доказательства недобросовестных действий со стороны государственных органов, в результате которых они не смогли реализовать свое право на получение жилищных сертификатов. Согласно пункта 14 Порядка (номер обезличен), владелец сертификата подает в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбранному месту жительства заявление о предоставлении ему жилого помещения, размер общей площади которого указан в сертификате. Уполномоченный орган в срок, не превышающий 1 месяца с даты получения заявления и сертификата, выделяет владельцу сертификата жилое помещение из имеющегося в его распоряжении жилищного фонда. Согласно п. 13 Порядка (номер обезличен) в случае наличия в жилищном фонде КЧР необходимого жилого помещения, гражданин, утративший жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, получивший государственный жилищный сертификат и выбравший КЧР постоянным местом жительства, обращается в Министерство имущественных и земельных отношений КЧР о предоставлении ему жилого помещения, размер общей площади которого указан в сертификате. Истцы не предоставили доказательств, своего обращения в уполномоченный орган о предоставлении им жилого помещения из жилищного фонда КЧР. В связи с чем ответчик Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по КЧР и просит отказать в удовлетворении иска ФИО7 и ФИО21.

В ходе судебного разбирательства истцы через своего представителя ФИО28 обратились в суд с заявлением об увеличении исковых требований увеличили размер исковых требований требованиями о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО7 социальной выплаты для приобретения жилого помещения в размере 7 596 864 (семь миллионов пятьсот девяносто шесть тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рубля и о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО21 социальной выплаты для приобретения жилого помещения в размере 4 143 744 (четыре миллиона сто сорок три тысячи семьсот сорок четыре) рубля. В заявлении об увеличении исковых требований истцы также, указали, что, в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка. Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается. В связи с чем действующее законодательство не предусматривает возможности фактического получения истцами государственного жилищного сертификата на строительство (приобретение) жилого помещения. Однако указанное обстоятельство, а также факт того, что сводный список семей граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов уже сформирован и утверждён, равно как и то, что собственнику жилого дома под литером «А» ФИО2 был выдан государственный жилищный сертификат, не являются препятствиями для реализации гарантированного законом права истцов на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями». Так согласно пункту 16 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» в случае невозможности предоставления жилого помещения из указанного в пункте 15 настоящего Порядка жилищного фонда в выбранном владельцем сертификата месте жительства он имеет право приобрести по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц (одного или нескольких) жилые помещения, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям места жительства (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, общей площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации. Социальная выплата на приобретение жилого помещения осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, получающих компенсацию за счет ассигнований федерального бюджета (п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)). Погашение сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)). Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению (номер обезличен). Пунктом 24 указанного постановления также устанавливается обязанность Министерства финансов Российской Федерации своевременно перечислять межбюджетные трансферты на погашение сертификатов в бюджет субъекта Российской Федерации на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Размер компенсации бюджету субъекта Российской Федерации за предоставленное жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)) с учетом пункта 18 настоящего Порядка и средней стоимости 1 кв. метра общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, на дату подачи заявки. Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади в указанном регионе определяется на основе нормативных актов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.25 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)). Согласно Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен)/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2020 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Карачаево-Черкесской Республике на II квартал 2020 года составляет 38 368 рублей.

Истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, обратились к суду письменными заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третьи лица и представитель ответчика администрации Карачаевского городского округа, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в таковое не явились, суд о причинах неявки суд не уведомили.

С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истцов, третьих лиц и представителя ответчика администрации Карачаевского городского округа.

     Выслушав стороны, исследовав материалы дела, СЃСѓРґ находит исковые требования ФИО7 Рё ФИО21 подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданское законодательство основывается в числе прочего на неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в числе прочего: из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В силу пункта 1 статьи 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. В числе способов защиты гражданских прав статья 12 ГК РФ называет: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; прекращение или изменение правоотношения; иные способы, предусмотренные законом.

Как установлено в судебном заседании, 17 – (дата обезличена) на территории (адрес обезличен)-Черкесской Республики произошло стихийное бедствие в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра. В результате этого стихийного бедствия пришли в негодность для проживания жилые дома, расположенные на земельном участке по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен). Жилой дом под литером «А» принадлежал на праве собственности ФИО2, которому был выдан государственный жилищный сертификат. Жилой дом под литером «Б» принадлежал на праве собственности ФИО7, в котором она проживала с членами своей семьи: ФИО22, ФИО8, ФИО23, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО24 и ФИО15. Жилой дом под литером «В» принадлежал на праве собственности ФИО21, в котором она проживала с членами своей семьи: ФИО3, ФИО4 – Османовичем, ФИО5, ФИО6 и ФИО20.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен) (в приложении (номер обезличен)) был утверждён сводный реестр жилых домов, разрушенных на территории Карачаево-Черкесской Республики в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших с 17 по (дата обезличена), в котором под (номер обезличен) значится жилой дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен). Литер и площадь расположенного по этому адресу пострадавшего жилого дома в этом сводном реестре указаны не были. На основании этого постановления собственнику жилого дома под литером «А» ФИО2 был выдан государственный жилищный сертификат.

Однако истцам, являвшимся собственниками жилых домов под литером «Б» общей площадью 114.0 кв.м. и под литером «В» общей площадью 90.4 кв.м., и проживавшим с истцами членам их семей государственный жилищный сертификат по неустановленной причине не выдавался, что нарушило права как истцов, так и членов их семей, указанных в исковом заявлении в качестве третьих лиц. Нарушенные права подлежат судебной защите.

Согласно техническому паспорту от (дата обезличена), составленного Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по КЧР по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен), расположено три жилых дома: литер А площадью 49.9 кв.м., литер Б площадью 114.0 кв.м. и литер В площадью 90.4 кв.м., принадлежащие на праве собственности ФИО2 и истцам – ФИО7 и ФИО21.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2 Конституции РФ). ФИО1 – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции РФ). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40 Конституции РФ).

В соответствии с Федеральным законом (дата обезличена) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый в условиях чрезвычайных ситуаций (п.1 ст.18 Федерального закона). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 Федерального закона). При этом названный федеральный закон уполномочил Правительство Российской Федерации на издание постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязал обеспечить создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определить порядок использования указанных резервов.

В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами ФИО1 Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от (дата обезличена) (номер обезличен) «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Согласно пункта 2 этого постановления государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м для одиноких граждан, 42 кв.м на семью из двух человек и по 18 кв.м на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек. Как указано в абзаце 2 пункта 2 названного постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» Правительство Карачаево-Черкесской Республики Постановлением от (дата обезличена) (номер обезличен) утвердило Порядок погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику.

В соответствии с пунктом 12.1 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен) основанием для выдачи сертификата является сводный список, утвержденный постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Таким образом, в соответствии с указанными правовыми нормами для приобретения гражданами, пострадавшими от стихийного бедствия и утратившим жильё, права на получение государственных жилищных сертификатов необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: гражданин должен постоянно проживать в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия; гражданин должен быть зарегистрирован в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. Никаких иных, дополнительных условий для признания за гражданами права на получение государственных жилищных сертификатов нормативно-правовые акты не предусматривают.

В данном случае истцы и члены их семей имели и имеют право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку на момент стихийного бедствия, произошедшего 17 – (дата обезличена), они постоянно проживали и были зарегистрированы в утраченных жилых домах под литерами «Б» и «В» по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен), что подтверждается справками Главы администрации поселка Мара-Аягъы (номер обезличен) и (номер обезличен) от (дата обезличена). Адрес, по которому были расположены жилые дома истцов, был указан в Сводном реестр жилых домов граждан, пострадавших в результате сильных дождей, подтоплений и селевых потоков, прошедших (дата обезличена) на территории Карачаево-Черкесской Республики, на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденный постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен) (под пунктом 26).

То обстоятельство, что сводный список семей граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов уже сформирован и утверждён, равно как и то обстоятельство, что собственнику жилого дома под литером «А» ФИО2 был выдан государственный жилищный сертификат, не являются препятствием для реализации гарантированного законом права истцов и членов их семей на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».

Доводы представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о том, что истцы не предоставили доказательства недобросовестных действий со стороны государственных органов, в результате которых они не смогли реализовать свое право на получение жилищных сертификатов суд находит несостоятельными ввиду того, что Администрация Карачаевского городского округа признала факт наличия технической ошибки, в результате которой жилые дома истцов не попали в Сводный реестр жилых домов граждан, пострадавших в результате сильных дождей, подтоплений и селевых потоков, прошедших (дата обезличена) на территории Карачаево-Черкесской Республики, на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденный постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен).

Также суд полагает несостоятельными доводы представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике со ссылкой на п. 13 Порядка (номер обезличен) о том, что истцы не предоставили доказательств своего обращения в уполномоченный орган о предоставлении им жилого помещения из жилищного фонда Карачаево- Черкесской Республики. Так в пункте 13 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена) (номер обезличен) речь идет о гражданине утратившем жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия и получившем государственный жилищный сертификат.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка. Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.

В связи с чем действующее законодательство не предусматривает возможности фактического получения истцами государственного жилищного сертификата на строительство (приобретение) жилого помещения. Однако указанное обстоятельство, а также факт того, что сводный список семей граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов уже сформирован и утверждён, равно как и то, что собственнику жилого дома под литером «А» ФИО2 был выдан государственный жилищный сертификат, не являются препятствиями для реализации гарантированного законом права истцов на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».

Так согласно пункту 16 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» в случае невозможности предоставления жилого помещения из указанного в пункте 15 настоящего Порядка жилищного фонда в выбранном владельцем сертификата месте жительства он имеет право приобрести по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц (одного или нескольких) жилые помещения, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям места жительства (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, общей площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Социальная выплата на приобретение жилого помещения осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, получающих компенсацию за счет ассигнований федерального бюджета (п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен), бюджетные ассигнования резервного фонда в 2020 году используются в том числе на погашение государственных жилищных сертификатов, выданных субъектами Российской Федерации гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и не погашенных за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, путем погашения их за счет бюджетных ассигнований резервного фонда в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».

Погашение сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)).

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению (номер обезличен).

Пунктом 24 указанного постановления также устанавливается обязанность Министерства финансов Российской Федерации своевременно перечислять межбюджетные трансферты на погашение сертификатов в бюджет субъекта Российской Федерации на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.

Размер компенсации бюджету субъекта Российской Федерации за предоставленное жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)) с учетом пункта 18 настоящего Порядка и средней стоимости 1 кв. метра общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, на дату подачи заявки. Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади в указанном регионе определяется на основе нормативных актов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.25 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)).

Согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Карачаево-Черкесской Республике на III квартал 2020 года составляет 38 368 рублей.

Согласно пункту 2 Постановления от (дата обезличена) (номер обезличен) «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

Соответственно с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО7 социальной выплаты для приобретения жилого помещения в размере 7 596 864 (семь миллионов пятьсот девяносто шесть тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рубля исходя из следующего расчета.

Семья ФИО7 состоит из семи человек.

11 чел. х 18 кв.м. = 198 кв.м.

198 РєРІ.Рј. С… 38 368 СЂСѓР±. = 7 596 864 СЂСѓР±.

С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО21 социальной выплаты для приобретения жилого помещения в размере 4 143 744 (четыре миллиона сто сорок три тысячи семьсот сорок четыре) рубля исходя из следующего расчета.

Семья ФИО21 состоит из шести человек.

6 чел. х 18 кв.м. = 108 кв.м.

108 РєРІ.Рј. С… 38 368 СЂСѓР±. = 4 143 744 СЂСѓР±.

В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности.

Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) принцип состязательности сторон является одним из основных принципов осуществления правосудия по гражданским делам.

В силу части 1 статьи 56 и части 1 статьи 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и возражений.

В данном случае истцы правомерность и обоснованность своих требований обосновали и доказали, предоставив соответствующие документы, тогда как ответчики доводы истцов не опровергли, доказательств необоснованности заявленного иска не предоставили.

Руководствуясь Конституцией РФ, Федеральным законом (дата обезличена) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».

    РќР° основании изложенного Рё руководствуясь СЃС‚. СЃС‚. 194 – 199 ГПК Р Р¤, СЃСѓРґ

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО7 и ФИО21 к Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по КЧР о признании лишившимися жилого дома, признании права на получение государственного жилищного сертификата на строительство жилого помещения и взыскании социальной выплаты для приобретения жилого помещения удовлетворить.

Признать ФИО7, ФИО22, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО24 и ФИО15, лишившимися жилого помещения – жилого дома под литером «Б» общей площадью 114 кв.м., располагавшегося по адресу: КЧР, (адрес обезличен), в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших с 17 по (дата обезличена) на территории Карачаево – Черкесской Республики.

Признать за ФИО7, ФИО22, ФИО8, ФИО23, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО24 и ФИО15 право на получение государственного жилищного сертификата на строительство (приобретение) жилого помещения площадью 198 кв.м. взамен утраченного в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших с 17 по (дата обезличена) на территории Карачаево – Черкесской Республики.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО7 социальную выплату для приобретения жилого помещения в размере 7 596 864 (семь миллионов пятьсот девяносто шесть тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рубля.

Признать ФИО16, ФИО17, ФИО25 – Османовича, ФИО18, ФИО19 и ФИО20 лишившимися жилого помещения – жилого дома под литером «Б» общей площадью 90,4 кв.м., располагавшегося по адресу: КЧР, (адрес обезличен), в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших с 17 по (дата обезличена) на территории Карачаево – Черкесской Республики.

Признать за ФИО21, ФИО3, ФИО4 – Османовичем, ФИО5, ФИО6 и ФИО20 право на получение государственного жилищного сертификата на строительство (приобретение) жилого помещения площадью 108 кв.м. взамен утраченного в результате сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших с 17 по (дата обезличена) на территории Карачаево – Черкесской Республики.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО21 социальную выплату для приобретения жилого помещения в размере 4 143 744 (четыре миллиона сто сорок три тысячи семьсот сорок четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР через Карачаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое принято (дата обезличена).

    

РЎСѓРґСЊСЏ                             Р­.Рђ. Кубанов.

1версия для печати

2-643/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Хасанова Рузана Джашаровна
Алботова Фатима Кичибатыровна
Ответчики
Администрация Карачаевского городского округа
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по КЧР
Другие
Темирезова Эльджан Тугановна
Темирезова Марина Джашболаевна
Темирезов Алибек Муртазинович
Темирезов Муртазин Шагабанович
Хатуев Алибек Коляевич
Темирезова Гульнара Муртазиновна
Хатуева Мариям Бинагировна
Шаманов Халит Анзорович
Джаубаева Марьям Камаловна
Хатуев Казбек Коляевич
Хатуев Коля Хаджи-Османович
Мырзаева Эльвира Азретовна
Темрезова Венера Ахматовна
Мырзаева Апалистан Саракушевна
Суд
Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесская Республика
Дело на странице суда
karachaevskygor.kchr.sudrf.ru
29.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2020Подготовка дела (собеседование)
14.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2020Судебное заседание
17.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Судебное заседание
23.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее