Дело №12-104/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
16 марта 2020 года город Новочеркасск
Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области Политко Ф.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Елизарова Сергея Ивановича на постановление № начальника МИФНС № 13 по Ростовской области Нечаева В.Г от <дата> о признании виновным Елизарова Сергея Ивановича в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника МИФНС № 13 по Ростовской области Нечаева В.Г от <дата> Елизаров Сергей Иванович признан виновным в совершении административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Елизаров С.И подал жалобу, в которой указал, что <дата> в ходе проверки соблюдения валютного законодательства РФ установлены факты нарушения валютного законодательства, в части выплаты заработной платы иностранному гражданину ФИО3 наличными денежными средствами.
По каждой выплате заработной платы составлен отдельный протокол и постановление об административном правонарушении. Привлекая к административной ответственности за совершения указанных правонарушений, налоговым органом работодатель привлечет к административной ответственности за каждое правонарушения. По своей сути допущенные правонарушения представляют собой длительное непрекращающееся невыполнение требований валютного законодательства, то есть данный вид правонарушения является длящимся, поскольку выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе. Применение норм части 1 ст. 4.4. КоАП в данном случае незаконно.
Работник гражданин <данные изъяты>, ФИО3 принят на работу с <дата> по первичным документа, а именно разрешение на временное проживание, с которым заключен трудовой договора и внесена запись в трудовую книжку работника.
По мнению налогового органа, организация должна была расплатиться с нерезидентом только в безналичной форме с использованием банковского счета в уполномоченном банке. Осуществление ООО "Альтера" валютной операции с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении им незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения по части статьи 15.25 КоАП РФ.
Считает, что валютное законодательство не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме.
Просит суд отменить постановление начальника МИФНС № 13 по Ростовской области Нечаева В.Г № от <дата> о признании директора ООО «Альтера» Елизарова Сергея Ивановича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Елизарова С.И – Салтурина О.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы жалобы, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель МИФНС № 13 по РО Балан А.В., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении жалобы, постановление оставить без изменения., представ письменные возражения, согласно которым считают, что правонарушения не является длящимся, считается совершенным в момент выдачи заработной платы в наличной форме. Работодатель обязан выплачивать заработную плату в безналичной форме.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных целью производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, резиденты: физические лица, являющиеся гражданами РФ; постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях"; нерезиденты: физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. "а" и "б" п. 6 настоящей части.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств. В указанной норме отсутствует указания на определенный Законном конкретный срок.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Частью 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ не предусмотрен конкретный срок выполнения.
Как усматривается из материалов дела в период времени с <дата> -<дата> в ходе проверки соблюдения валютного законодательства РФ ООО «Альтера» было установлен факт нарушения валютного законодательства, в части длительного непрекращающейся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, а именно выплаты заработной платы иностранному гражданину ФИО3 наличными денежными средствами: <дата>-6900 руб.; <дата>-5000 руб.; <дата>-3400 руб.; <дата>-5000 руб.; <дата>-3400 руб.; <дата>-5000 руб.; <дата>-3400 руб.; <дата>-5000 руб.; <дата>-3400 руб.; <дата>-5000 руб.; <дата>-4100 руб.; <дата>-8000 руб.; <дата>-6000 руб.; <дата>-15750 руб.; <дата>-2707,64 руб.
Постановлением начальника МИФНС № 13 по Ростовской области Нечаева В.Г от <дата> № Елизаров Сергей Иванович признан виновным в совершении административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей., а именно за выплату <дата> заработной платы нерезиденту ФИО6 на общую сумму 5000 рублей из кассы предприятия в нарушении ч.2 ст.14 ФЗ № 173-ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле».
Как установлено в судебном заседании по каждому факту выплаты заработной платы иностранному гражданину ФИО3 наличными денежными средствами в отношении Елизарова Сергея Ивановича вынесено 15 постановлений о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа, с которыми не согласен заявитель, считая, что по своей сути допущенные правонарушения представляют собой длительное непрекращающееся невыполнение требований валютного законодательства, то есть данный вид правонарушения является длящимся, поскольку выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе.
В данной части указанный довод заслуживает внимания, поскольку в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, в рамках которой составлен один акт от <дата>, правонарушения являются однородными т.е допущенные правонарушения представляют собой длительное непрекращающееся невыполнение требований валютного законодательства, следовательно данный вид правонарушения является длящимся, поскольку выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе.
При вынесении постановления должностным лицом указанные положения учтены не были.
Поскольку факт вынесения в отношении одного должностного лица нескольких не вступивших в силу постановлений по делам об административных правонарушениях за совершение продолжаемого административного правонарушения установлен судьей при рассмотрении жалобы на постановления, следовательно, постановление подлежит отмене и в случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к административной ответственности, возвращению дела об административных правонарушениях органу или должностному лицу для решения вопроса об объединении материалов для рассмотрения их в одном производстве.
Раздельное рассмотрение таких дел с вынесение постановлений по каждому факту выплаты заработной платы, свидетельствует о создание искусственной множественности, что является недопустимым.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом допущенное нарушение является существенным и не позволившим всесторонне полно и объективно рассмотреть долю.
Данное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и влечет отмену вынесенного по настоящему делу постановления должностного лица.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, постановление подлежит отмене, а настоящее дело направлению на новое рассмотрение МИФНС России № 13 по РО.
При новом рассмотрении необходимо учесть изложенное и вынести постановление в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника МИФНС № 13 по Ростовской области Нечаева В.Г № от <дата> о признании Елизарова Сергея Ивановича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и назначении наказания отменить.
Вернуть данное дело на новое рассмотрение начальника МИФНС № 13 по Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней с момента вручения (получения).
Судья: