Дело № 2-2683/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ступино Московской области 11 декабря 2017 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Середенко С.И.., при секретаре Сорокиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костылевой Елены Александровны к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области, утверждённого протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, об обязании Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области включить в её специальный трудовой стаж периоды работы и назначить ей досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Костылева Е.А. обратилась в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области, в котором просит признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области, утвержденное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области включить в её специальный стаж в календарном исчислении периоды работы в должности фельдшера-лаборанта в клинической лаборатории СТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности фельдшера-лаборанта в клинической лаборатории СТМО (курсы повышения квалификации): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности фельдшера лаборанта в клинической лаборатории СЦРКБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области назначить ей досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования истица обосновывает тем, что 24.07.2017 года она обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии п. 1 пп. 20 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность в течение 30 лет. На момент обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ её специальный стаж составил более 30лет, что давало ей право для назначения пенсии. Однако ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии на том основании, что она не выработала необходимый специальный стаж. С решением ответчика она не согласна.
Представитель истицы Коняшин М.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержал исковые требования и просил их удовлетворить. Пояснил, что при исчислении стажа выяснилось, что с момента обращения не хватило несколько месяцев, поскольку периоды работы в ответчиком в настоящий момент не оспариваются и включены в стаж работы, просит включить в стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области – Блохина О.В.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в удовлетворении иска.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области, утверждённого протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной пенсии на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, однако ей было отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа (л. д. <данные изъяты>).
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту на условиях, установленных государством.
Статьёй 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 названного Федерального закона пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Исходя из положений пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года установлено: «В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций)». Данное постановление не ограничивает включение в стаж по выслуге лет периоды работы в должностях медицинского персонала в территориально-медицинских объединениях.
Пунктом 6 «Правил исчисления периодов...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 установлено, что: «В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке…в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений…»
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №38 от 14 мая 2001 года «О порядке включения в выслугу, дающую права на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», периодов работы в территориальных медицинских объединениях» установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 ст. 27 и подпункты 7-13 пункта 1 ст.28 названного Закона) периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам ( должностям, профессиям),которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании ( характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с Положением о территориальном медицинском объединении, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения от 23.11.1993 г. № 273 раздел 1 п.п. 1.1. Территориальное медицинское объединение (далее - ТМО) - комплекс лечебно - профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах.
К Постановлению Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. применялась номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства Здравоохранения № 395 от 03.11.1999 г., согласно которой в разделе 1 «Лечебно-профилактические учреждения» п.п.1.2.3. указано-территориальное медицинское объединение.
В приложении к Номенклатуре в п. 8 указано, что Территориальным медицинским объединением (ТМО) является комплекс лечебно - профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу. Головной организацией ТМО является поликлиника или больница.
Вышеуказанный п.п.1.2.3. был исключен только Приказом Минздрава РФ от 28.02.2000 № 73 «О внесении изменений и дополнений в номенклатуру учреждений здравоохранения». Однако в этом приказе указано, что лечебно - профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО) (п.8). Данная Номенклатура действовала до издания Приказа Минздрава РФ от 03.06.2003 г. № 229 «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».
Пунктом 6 «Правил исчисления периодов...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 установлено, что:
« В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке…в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений…»
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №38 от 14 мая 2001 года «О порядке включения в выслугу, дающую права на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», периодов работы в территориальных медицинских объединениях» установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.
ТМО – комплекс лечебно-профилактических и других учреждений, функционально и организованно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально-отраслевому принципу в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах. Головной организацией ТМО является поликлиника или больница.
Таким образом, отказ ответчика включить период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта в ТМО не основано на законе, данный период подлежит зачету в специальный стаж в календарном исчислении.
Также подлежат включению в стаж истца периоды работы ф должности фельдшера-лаборанта в клинической лаборатории СТМО (курсы повышения квалификации) не принятые ответчиком к зачету.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы.
Прохождение истицей соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью её трудовой деятельности. За время нахождения истицы на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Деятельность, связанная с риском для здоровья людей, требующая постоянного совершенствования профессиональных навыков (в частности медицинская деятельность), обязывает работодателя проводить постоянное повышение профессионального уровня персонала. Каких-либо ограничений в части включения указанных периодов в специальный стаж законодательством не предусмотрено.
Отказ ответчика включить в специальный стаж истицы спорные периоды её трудовой деятельности необоснован и нарушает ряд положений Конституции РФ, а именно ст.ст. 8, 19, 35, 39, 55, устанавливающих равенство всех граждан при предоставлении гарантий на социальное обеспечение.
На момент обращения истицы в Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии, её специальный стаж, с учётом периодов трудовой деятельности, подлежащих включению в специальный стаж, составил 29 лет 10 месяцев 12 дней, что менее требуемых 30 лет, истец просит включить в стаж работы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. после ДД.ММ.ГГГГ продолжает работать в должности фельдшера-лаборанта в клинической лаборатории СЦРКБ.
Суд считает данное требование подлежащим удовлетворению.
Истец после ДД.ММ.ГГГГ продолжает работать в должности фельдшера-лаборанта в клинической лаборатории СЦРКБ, что подтверждается представленной справкой и трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ комиссией принят к зачету в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г., истец продолжает работать после ДД.ММ.ГГГГ в данном учреждении и в данной должности, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г. не может быть не включен в подсчет специального стажа. С включением данного периода в стаж, специальный стаж истца составит более 30 лет, и суд считает возможным обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Костылевой Елены Александровны к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области, утверждённого протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, об обязании Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области включить в её специальный трудовой стаж периоды работы и назначить ей досрочную пенсию удовлетворить.
Признать незаконным Решение Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области, утвержденное Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Костылевой Елены Александровны периоды работы в календарном исчислении :
в должности фельдшера-лаборанта в клинической лаборатории СТМО:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
в должности фельдшера-лаборанта в клинической лаборатории СТМО (курсы повышения квалификации):
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
в должности фельдшера-лаборанта в клинической лаборатории СЦРКБ :
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда №25 назначить Костылевой Елене Александровне досрочную пенсию с 03.09.2017г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
судья: Середенко С.И.
В мотивированном виде решение суда изготовлено 15 декабря 2017 года
Судья: Середенко С.И.