Дело № 2а-118/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 ноября 2018 г. с. Тегульдет
Тегульдетский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Родикова А.А., при секретаре судебного заседания Малышевой А.С., с участием старшего помощника прокурора Тегульдетского района Томской области Назаренко Максима Владимировича, в отсутствие административного ответчика Аврамова Михаила Николаевича, представителя заинтересованного лица Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тегульдетская районная больница», рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Аврамову Михаилу Николаевичу об обязании пройти профилактический медицинский осмотр,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Тегульдетский районный суд Томской области с административным иском к Аврамову Михаилу Николаевичу об обязании пройти профилактический медицинский осмотр.
В обоснование заявленных требований прокурор Тегульдетского района Томской области ссылается на правовые нормы статьи 41 Конституции Российской Федерации, статей 7, 9, 10 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», статей 20, 27, 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 124-н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза», пункта 4.12 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 года № 60, раздела 3 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2017 № 1492, пункта 10 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 декабря 2012 года № 1011н «Об утверждении порядка профилактического медицинского осмотра». Как следует из административного искового заявления, административный ответчик отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении в период с 16 марта 2017 года по 04 апреля 2017 года, с момента освобождения из мест лишения свободы профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза не проходил, что создает угрозу жизни и здоровью других граждан.
Прокурор Тегульдетского района Томской области просит обязать Аврамова Михаила Николаевича, /...../, пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в дальнейшем данное обследование проходить в установленные законом сроки не менее двух раз в год до 04 апреля 2019 года.
В судебном заседании старшего помощника прокурора Тегульдетского района Томской области Назаренко М.В. поддержал административный иск в части возложения на административного ответчика обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Административное дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в отсутствие административного ответчика Аврамова М.Н., представителя заинтересованного лица Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тегульдетская районная больница».
Как следует из отзыва представителя заинтересованного лица Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тегульдетская районная больница» Главного врача Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тегульдетская районная больница» Чурикова В.В., с требованием прокурора об обязании административного ответчика пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза он согласен.
Изучив доказательства, исследовав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ) противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 указанного Федерального закона и другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 части 9 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Туберкулез включен в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 (пункт 13).
Как следует из части 1 статьи 27 указанного Федерального закона, граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
В соответствии с частью 2 статьи 27 указанного Федерального закона граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно части 1 статьи 46 указанного Федерального закона медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 46 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 286-ФЗ), профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов, является одним из видов медицинских осмотров.
В силу части 6 статьи 46 указанного Федерального закона в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
В соответствии с частью 7 статьи 46 указанного Федерального закона порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Так, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 124-н утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза.
В соответствии с пунктом 9 указанного документа сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к указанному документу.
В силу названного приложения лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, в течение первых 2 лет после освобождения подлежат профилактическому осмотру 2 раза в год.
В соответствии с пунктом 4.12 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 года № 60, лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения проходят профилактические медицинские осмотры 2 раза в год по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом).
Как установлено судом, Аврамов Михаил Николаевич, /...../, отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении в период времени с 16 марта 2017 года по 04 апреля 2017 года.
Указанное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается копией справки № 050175 ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области от 04 апреля 2017 года.
С учетом изложенного в соответствии с указанными правовыми нормами административный ответчик подлежит профилактическим медицинским осмотрам независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом 2 раза в год.
Поскольку с момента освобождения административного ответчика из мест лишения свободы истекло более шести месяцев, срок прохождения первого профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза наступил.
Уклонение административного ответчика от прохождения профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза подтверждается ответом Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тегульдетская районная больница».
Непрохождение административным ответчиком профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза создает угрозу распространения туберкулеза, угрозу заражения неопределенного круга лиц, угрозу их здоровью и жизни.
С учетом изложенного на административного ответчика подлежит возложению обязанность пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
Предлагаемый прокурором Тегульдетского района Томской области срок для исполнения возлагаемой обязанности, продолжительностью один месяц со дня вступления в законную силу решения суда, является достаточным для исполнения возлагаемой обязанности. Предоставление более длительного срока невозможно в виду наличия указанной опасности для неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного административный иск в части возложения на административного ответчика обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда подлежит удовлетворению.
В то же время основания для удовлетворения административного иска в остальной части не установлены.
Так, в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки требованиям указанной правовой нормы не доказано наличие у административного ответчика намерения уклоняться от прохождения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, сроки прохождения которых еще не наступили.
Кроме того, продолжительность периода времени с момента принятия судом настоящего решения до 04 апреля 2019 года составляет менее шести месяцев. Указанное обстоятельство исключает возможность истечения шестимесячного срока с момента прохождения во исполнение настоящего решения суда профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза до 04 апреля 2019 года.
Следовательно, до 04 апреля 2019 года у административного ответчика не может наступить срок прохождения следующего профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза, возникнуть обязанность по прохождению второго профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза.
При таких обстоятельствах нет оснований для выводов о намерении административного ответчика уклоняться от прохождения профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза после исполнения решения суда о прохождении первичного профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза и до 04 апреля 2019 года, о бездействии административного ответчика в указанной части, о нарушении таким бездействием административного ответчика прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Следовательно, в указанной части наличие подлежащих защите право и законных интересов не установлено, административный иск в указанной части не может быть удовлетворен.
Указанные выводы суда подтверждаются совокупностью указанных выше исследованных судом доказательств, которые суд, оценивая в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности и взаимосвязи – достаточными для разрешения дела по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, /...../, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░