Дело №2-759/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«21» августа 2018 года город Ярцево Смоленской области
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе: председательствующего - судьи Коржаковой О.И., при секретаре Аксёновой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Телковой Светланы Евгеньевны к Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Телкова С.Е. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что она является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать – ФИО4 умерла <дата> года, отец – ФИО5 умер <дата>. На основании постановления Главы Администрации МО «<адрес>» Смоленской области от <дата> №002 она была передана под опеку своей тете – ФИО7 и совместно проживали по адресу: Смоленская область, <адрес>, д.Извеково. Одновременно за ней было закреплено право на пользование жилым домом по адресу: Смоленская область, <адрес>. Сведений о наличии у нее в собственности жилья не имеется, право бесплатной приватизации жилого помещения она не использовала. При обращении в Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, ей было отказано в связи с достижением возраста 23 лет. В настоящее время она постоянно зарегистрирована в жилом доме, принадлежащем на праве собственности свекрови – ФИО10, расположенном по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, <адрес>. О необходимости обращения к ответчику в предусмотренные законом сроки она не знала, так как в период нахождения ее под опекой ей об этом никто не говорил.
Просит суд обязать Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области включить Телкову С.Е. в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и направить Департаменту Смоленской области по образованию и науке заявку на финансирование осуществления государственных полномочий по обеспечению Телковой С.Е. благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда в г.Ярцево Смоленской области, общей площадью не менее установленной нормы предоставления; обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией МО Ярцевский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Телковой С.Е., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области в течение трех месяцев с даты перечисления денежных средств, приобрести благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его Телковой С.Е. по договору найма специализированных жилых помещений.
Определением Ярцевского городского суда Смоленской области от 29 июня 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по образованию и молодежной политике Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области.
Истец Телкова С.Е. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, просил рассмотреть дело в отсутствие, в письменных пояснениях указав, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, так как за ФИО8 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Смоленская область, <адрес>. Постановление, которым за ней было закреплено данное постановление не отменено, указанное жилое помещение не было признано непригодным для проживания. Дополнительные гарантии распространяются на детей – сирот до достижения ими 23 лет. Не представлено документов, подтверждающих нереализованное право Телковой (Арсюковой) С.Е. на обеспечение жилым помещением, а также факты обращения в органы местного самоуправления по вопросу предоставления жилья до 30 лет.
Представитель ответчика Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении заявленных требований истца сославшись на то, что Телкова С.Е. до достижения возраста 23 лет не встала на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Кроме этого, она не обращалась в Администрацию района с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении. Соответствующего решения не имеется.
Представитель третьего лица Комитета по образованию и молодежной политике Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области Гриневич О.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие, не возражала против удовлетворения заявленных требований истца.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца Телковой С.Е. – Кафаров Э.В.о. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40 Конституции РФ).
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Во исполнение указанных государственных обязанностей в соответствии с п. 1 - 4 ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 1 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацем 4 статьи 1 и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По смыслу приведенных выше положений, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений либо должны быть поставлены на такой учет.
Юридически значимым при разрешении спора о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа является выяснение обстоятельств о том, относится ли заявитель к названной категории лиц, заявил ли он (заявлено ли в его интересах) о предоставлении жилья на льготных основаниях до достижения 23 летнего возраста, закреплялось ли за ним жилое помещение и является ли он нуждающимся в получении специализированного жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом ВС РФ от 20 ноября 2013 года).
В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Введенный Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ).
Судом установлено, что Телкова (Арсюкова) Светлана Евгеньевна, <дата> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – ФИО4 умерла <дата>, отец – ФИО5 умер <дата> (л.д. 8, 10, 11).
Постановлением Главы МО «<адрес>» Смоленской области от <дата> №002 над несовершеннолетней ФИО8 попечителем назначена ФИО7 Кроме того, за ней было закреплено право на жилое помещение по адресу: д.<адрес> в доме, принадлежащем МУП «ЖСК» (л.д. 32).
Как следует из материалов дела, ФИО8 в 2005 году окончила МБОУ Новодугинскую среднюю общеобразовательную школу, после чего в 2007 году окончила Смоленский кооперативный технику (л.д. 15, 16, 17).
08 ноября 2008 года между ФИО8 и ФИО9 был заключен брак, в связи с чем последним присвоены фамилии: мужу – Телков, жене – Телкова (л.д. 9).
Таким образом, Телкова (Арсюкова) С.Е. с 2004 года, будучи в возрасте 16 лет, стала относиться к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Из акта обследования помещения от 02 августа 2018 года и фотографий следует, что жилое помещение, закрепленное за Телковой (Арсюковой) С.Е. не соответствует техническим правилам и нормам, непригодно для проживания (л.д. 109, 120-125).
Согласно сведениям, представленным ОВМ МО МВД России «Ярцевский» Телкова (Арсюкова) С.Е. с 09 сентября 2007 года по настоящее время зарегистрирована по адресу: Смоленская область, Ярцевский район, <адрес>, собственником которого является ФИО10 (л.д. 14, 64).
При этом, с 2005 года по <дата> Телкова (Арсюкова) С.Е. проживала у попечителя ФИО7, являющейся нанимателем жилого помещения, по адресу: Смоленская область, <адрес>.
Вместе с тем, договора найма указанных жилых помещений с истцом не заключались, нанимателем или членом семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственником жилого помещения истец также не является.
Таким образом, судом установлено, что Телкова (Арсюкова) С.Е. является нуждающейся в получении жилья.
В соответствии со статьей 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
В силу ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения родителей родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства.
Согласно ст. 23 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса). До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
На основании ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (часть 1).
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (часть 2).
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права (часть 3).
При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (часть 7).
Надзор за деятельностью опекунов или попечителей несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (ч.8 ст.148.1 СК РФ).
Согласно ст.25 Федерального закона от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства, как надзирающий орган, обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Из системного толкования вышеизложенных норм права следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, а также опекуны и попечители не вправе действовать во вред законным интересам данной социально незащищенной категории детей, лишая их тех прав, которыми они обладали в силу закона.
Вместе с тем, в нарушение приведенных выше положений, ни органы опеки и попечительства, ни орган местного самоуправления, ни попечители не обеспечили защиту прав и законных интересов истца, не разрешили вопрос о включении его в список нуждающихся в получении жилых помещений. Бездействие указанных органов и лиц привело к нарушению прав истца, имевшего законное основание на получение жилого помещения для постоянного проживания в порядке ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ.
Как пояснил представитель истца, о правах на получение жилья и порядок действий с целью обеспечения жильем, истцу никто не разъяснял, поэтому истец лишь 22 мая 2018 года обратился в Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и о предоставлении истцу жилого помещения вне очереди, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, после того, как ему стало известно о своих правах (л.д. 18).
Доказательств того, что истец не обратился до достижения 23-летнего возраста за получением жилья по неуважительной причине, не представлено.
Письмом Главы МО «Ярцевский район» Смоленской области от 08 июня 2018 года истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что она достигла 23-летнего возраста.
Таким образом, истцом до достижения 23-летнего возраста по вине уполномоченных на то органов и попечителей, а также попечителя не принимались меры для принятия ее на учет на получение жилья как лица, оставшегося без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что истец относится к лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в предоставлении жилого помещения (поскольку не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, ни собственником жилого помещения, а закрепленное за ней жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии), однако по независящим от нее причинам не была своевременно включена в соответствующий Список, то суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в соответствии с положениями ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ. При этом суд учитывает положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, согласно которому право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными названной нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет - до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.1 Областного закона Смоленской области от 29.11.2007 № 114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (в ред. закона Смоленской области от 01.02.2013 №13-з), органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст.3 Областного закона от 29.11.2007 №114-з уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленный областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
В соответствии с п.3.26 и п.3.27 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 № 820, Департамент Смоленской области по образованию и науке проводит работу по вопросам обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведения ремонта жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Координирует деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и осуществляет контроль за органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в части переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а также государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта одного из жилых помещений, нуждающихся в ремонте и принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, когда данные жилые помещения находятся в собственности двух или более лиц (кроме лиц указанных категорий).
Таким образом, в силу вышеуказанных положений обязанность по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, направлению заявок на получение средств субвенции для исполнения полномочий по обеспечению указанных лиц благоустроенными жилыми помещениями, а также по предоставлению жилого помещения должна возлагаться на администрацию МО «Ярцевский район», а обязанность профинансировать выполнение администрацией МО «Ярцевский район» указанных функций за счет средств областного бюджета – на Департамент Смоленской области по образованию и науке.
Согласно Постановлению Главы муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области от 26.05.2016 года №0730 норма предоставления площади жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения составляет 15,0 кв.м. общей площади на одного человека.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Телковой Светланы Евгеньевны удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области включить Телкову Светлану Евгеньевну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и направить в Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи заявку на финансирование осуществления государственных полномочий по обеспечению Телковой Светланы Евгеньевны благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в <адрес> Смоленской области, общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке профинансировать за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Телковой Светланы Евгеньевны, <дата> года рождения, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Обязать Администрацию муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области в течение трех месяцев с даты перечисления денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его Телковой Светлане Евгеньевне, <дата> года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Смоленский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья О.И.Коржакова
Решение суда в окончательной форме принято 27 августа 2018 года