Судья Фоменко С.В. Дело № 2а-2275/2021 |
Дело № 33а-1146/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего |
Чаднова О.В., |
судей |
Венина А.Н. и Никоновой Ж.Ю., |
при секретаре |
Пушкарь О.И., |
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 23 июня 2022 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца Лукьянчука И.Б. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 марта 2021 года, которым постановлено:
«отказать в удовлетворении административного иска Лукьянчука Игоря Борисовича о признании незаконным постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа № от 04 декабря 2020года об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Лукьянчука И.Б. от17августа 2020 года о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства индивидуального жилого дома по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
Заслушав доклад судьи Венина А.Н., объяснения административного истца Лукьянчука И.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административных ответчиков администрации ПКГО ГудымС.С. и Главы администрации ПКГО Брызгина К.В. – Яковенко Д.О., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лукьянчук И.Б. обратился в суд с административным иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – администрация ПКГО) о признании незаконным постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 4 декабря 2020 года № об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства и возложении на администрацию ПКГО обязанности повторно рассмотреть заявление от 17августа 2020 года.
В обоснование требований истец указал, что является собственником земельного участка, в отношении которого 7 октября 2019 года Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации ПКГО утвержден градостроительный план, предусматривающий предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства. 17 августа 2020года он обратился в адрес административного ответчика с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на указанном земельном участке, ссылаясь на неблагоприятные характеристики земельного участка для застройки. Постановлением главы ПКГО от 4 декабря 2020 года № в удовлетворении заявления Лукьянчуку И.Б. отказано, что, по мнению административного истца, является незаконным, нарушает его права и законные интересы.
Административный истец Лукьянчук И.Б. и его представитель ЛукьянчукА.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административных ответчиков администрации ПКГО, главы Петропавловск-Камчатского городского округа Брызгина К.В. и заинтересованного лица Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации ПКГО (далее также – Управление) Гизатуллин Р.Н. возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Административный ответчик глава Петропавловск-Камчатского городского округа Брызгин К.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал.
Рассмотрев дело, суд вынес указанное решение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 17 июня 2021 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 марта 2021 года отменено, принято новое решение, которым требования ЛукьянчукаИ.Б. удовлетворены частично. Признаны незаконными пункты 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 4 декабря 2020 года № В остальной части в удовлетворении требований Лукьянчука И.Б. отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 17 июня 2021 года отменено, принято решение о направлении дела на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Камчатского краевого суда в ином составе.
В апелляционной жалобе Лукьянчук И.Б. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Судом при рассмотрении дела неправильно распределено бремя доказывания между сторонами, обжалуемое решение является немотивированным, не содержит ссылки на доказательства, которыми бы подтверждалась законность принятого ответчиком постановления. Полагает, что материалы дела содержат достаточно доказательств, свидетельствующих о неблагоприятных характеристиках спорного земельного участка для застройки. Так, судом первой инстанции не дана оценка техническому заключению ООО«Камстрой-экспертиза», представленному истцом в обоснование заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На истца возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдение срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается (часть 2).
Согласно части 3 названной статьи заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 40 ГрКРФ).
Частью 5 статьи 40 ГрК РФ предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 статьи 40 ГрК РФ рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 ГрК РФ).
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 1 октября 2010 года № 294-нд утверждены Правила землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Правила землепользования и застройки).
Положениями статьи 13 Правил землепользования и застройки для данной зоны установлены минимальные отступы от границ земельного участка до зданий и составляют 5 метров. Превышение установленных градостроительным регламентом предельных размеров земельных участков допускается в случаях, установленных законодательством.
Как следует из материалов дела, Лукьянчук И.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. <адрес>
Приказом Управления от 7 октября 2019 года № утвержден градостроительный план № названного земельного участка, предусматривающий предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства, согласно которому пятно возможной застройки стеснено отступами от границ земельного участка в размере 5 м с западной стороны и по 3 м с остальных сторон с общей площадью места допустимого строительства 473,8 кв. м.
17 августа 2020 года Лукьянчук И.Б. обратился в Управление с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «Индивидуальный жилой дом по <адрес>» в части уменьшения отступа от западной границы земельного участка с 5 м до 3 м ввиду того обстоятельства, что характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки. К заявлению истцом приложено техническое заключение ООО «Арх-студия Питер», изготовленное в апреле 2020 года, схема планировочной организации земельного участка с учетом уменьшения отступов от границ участка.
Постановлением главы администрации ПКГО от 15 октября 2020 года № назначены публичные слушания на 20 октября 2020года, по результатам которых Комиссией по землепользованию и застройке администрации ПКГО предложено рекомендовать принять решение об отказе Лукьянчуку И.Б. в предоставлении испрашиваемого разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
С учетом рекомендаций Комиссии постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 4 декабря 2020 года № заявителю отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по следующим основаниям:
1.1) предусмотренные частью 1 статьи 40 ГрК РФ основания предоставления испрашиваемых отклонений от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «Индивидуальный жилой дом по <адрес>», выразившиеся в наличии неблагоприятных для застройки характеристиках земельного участка, не нашли подтверждения;
1.2) инженерно-геологические характеристики земельного участка ограниченно благоприятны для строительства согласно схеме комплексной оценки территории генерального плана, поскольку уклон поверхности практически на половине западной части земельного участка составляет 22,5%, следовательно, рельеф местности предназначен для застройки малоэтажными жилыми домами по индивидуальным архитектурным и проектным решениям, с использованием рельефа местности и выполнением мероприятий по инженерной подготовке территорий в части вертикальной планировки;
1.3) по условиям ограничений использования части земельного участка шириной 8,50 метров вдоль западной границы участка (вдоль проезжей части <адрес>), расположенной в границах охранной зоны планируемой теплотрассы в соответствии с утвержденной постановлением администрации ПКГО от 18 октября 2018 года № 2101 документацией по планировке территории подготовленной для целей размещения линейного объекта «Закольцовка тепловых сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Участок от УТ-22 до УТ-1 в Центральном городском планировочном районе Петропавловск-Камчатского городского округа», поскольку в границах охранных зон сетей инженерного обеспечения строительство каких-либо объектов запрещено;
1.4) предоставление разрешения на испрашиваемые отклонения приведет к нарушению требований пункта 11.11 свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (далее - СП 42.13330.2016), согласно которому расстояние от линии застройки до края основной проезжей части улицы, проезда должно составлять не менее 5 метров, поскольку в случае предоставления такого разрешения расстояние от края основной проезжей части улицы до линии регулирования застройки составит 3 метра;
1.5) предоставление испрашиваемых отклонений противоречит требованиям Федерального закона от 22 июня 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 7.1 свода правил СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» в части соблюдения требований пожарной безопасности, пункта 11.11 свода правил СП 42.13330.2016 в части нормативных требований к минимальной ширине проезжей части улицы пригодной для проезда пожарных машин, которая должна составлять 6 метров, в то время как в условиях сложившейся застройки на рассматриваемой территории ширина проезжей части <адрес> составляет 3,90 метра;
1.6) технические регламенты (СП 14.13330.2011, СП 42.13330.2011, СНиП 2.07.01-89* пункт 2* приложения 1*), приведенные в обосновании, не актуальны, поскольку основаны на документах, признанных утратившими силу;
1.7) по результатам обследования территории установлено, что за пределами земельного участка самовольно на территории общего пользования (проезжей части улицы) построены бетонные ограждающие конструкции ориентировочной высотой около 2 метров, над ограждающей конструкцией выполнена вертикальная планировка рельефа с обустройством насыпи для подъезда к строящемуся объекту.
Оценив изложенные обстоятельства с учетом вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Лукьянчука И.Б. связи с тем, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями, с соблюдением процедуры принятия решения, основано на рекомендациях комиссии по землепользованию и застройке Петропавловск-Камчатского городского округа, изложенные в постановлении обстоятельства являются законными основаниями для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных Лукьянчуком И.Б. требований.
Оснований не согласиться с решением Петропавловск-Камчатского городского суда у судебной коллегии не имеется.
Как следует из материалов дела, заявление Лукьянчука И.Б. о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства основано на выводах эксперта ООО «Арх-студия Питер» о неблагоприятных инженерно-геологических характеристиках для застройки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
В подтверждение своего требования административным истцом было представлено техническое заключение ООО «Арх-студия Питер», изготовленное в апреле 2020 года, в котором указано об уклоне рельефа в границах земельного участка, превышающем допустимые пределы, и о возможности отклонения от градостроительной линии места допустимого размещения здания в соответствии с требованиями технических регламентов СП 14.13330.2011, СП 42.13330.2011, приложения 1* СНиП 2.07.01-89*.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 1 февраля 2019 года № 175 утвержден Административный регламент предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства» на территории Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Административный регламент).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, способы и порядок их представления, указаны в разделе 2.6 Административного регламента, согласно которому для получения муниципальной услуги заявителями (представителями заявителя) подается заявление и самостоятельно в обязательном порядке предоставляются перечисленные документы, в том числе - материалы, подтверждающие наличие оснований для обращения в соответствии с частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ (размер земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки), выполненные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, являющимися членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий или архитектурно-строительного проектирования, с привлечением специалиста по организации инженерных изысканий или специалиста по организации инженерно-строительного проектирования, состоящих в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (пункт 2.6.5).
В связи с чем отрицательная оценка, данная Комиссией по землепользованию и застройке Петропавловск-Камчатского городского округа техническому заключению ООО «Арх-студия Питер» по мотивам необоснованных ссылок специалиста Общества на утратившие силу технические регламенты, по мнению судебной коллегии, отвечает требованиям Административного регламента.
Поскольку представленное административным истцом техническое заключение ООО«Камстрой-экспертиза» от 28 января 2021 года № предметом исследования Комиссии не являлось, то ссылка административного истца на его выводы в подтверждение своего требования о признании незаконным постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от4декабря 2020 года № не отвечает положениям части 11 статьи 226 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, фактически спор между сторонами сводится к наличию на дату начала строительства Лукьянчуком И.Б. жилого дома на спорном земельном участке уклона, превышающего допустимые пределы. В связи с чем заключению ООО«Камстрой-экспертиза», содержащему исследование земельного участка, на котором уже находится объект незавершенного строительства, должна быть дана оценка специалистами Комиссии по землепользованию и застройке Петропавловск-Камчатского городского округа в порядке статьи 40 ГрК РФ.
Протокол заседания Комиссии от 10 ноября 2020 года не содержит сведений о предоставлении Лукьянчуком И.Б. дополнительных доказательств в подтверждение своего обращения. В связи с чем подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о достаточности доказательств по делу, свидетельствующих о неблагоприятных характеристиках спорного земельного участка для застройки.
При этом протокол заседания Комиссии по землепользованию и застройке Петропавловск-Камчатского городского округа от 10 ноября 2020 года опровергает и довод апелляционной жалобы о немотивированности отказа Лукьянчуку И.Б. в согласовании предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. Напротив, рекомендация Комиссии об отказе в предоставлении испрашиваемого разрешения содержит ссылки на нормы технических регламентов и аргументацию по каждому вопросу.
Рассматривая техническое заключение от 21 октября 2020 года, подготовленное ООО «Арх-студия Питер», наряду с результатами обследования спорного земельного участка, Комиссия по землепользованию и застройке Петропавловск-Камчатского городского округа пришла к обоснованному выводу о невозможности согласования предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства индивидуального жилого дома по указанному в иске адресу.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление от 4 декабря 2020 года № принято органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными ему полномочиями, нарушения сроков и процедуры принятия постановления не установлено, отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства мотивирован, основан на рекомендациях Комиссии по землепользованию и застройке Петропавловск-Камчатского городского округа, отвечает требованиям нормативных правовых актов.
Иные доводы апелляционной жалобы административного истца Лукьянчука И.Б. не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных городским судом.
Выводы суда первой инстанции в состоявшемся решении соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона, основаны на исследованных доказательствах, полно изложенных в мотивировочной части решения и правильно оцененных в их совокупности по правилам статей 14, 84КАСРФ. Оснований для иной оценки доказательств у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия, исследовав представленные материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенных норм права, не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░