26RS0028-01-2019-001374-18
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г.Светлоград 23 июля 2020 года
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Черноволенко С.И.,
при секретаре - Авдеевой С.В.,
с участием
административного истца-помощника прокурора Петровского района Ставропольского края Катасоновой Е.Н.,
представителя административного ответчика – Управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края Сыроватко О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-648/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Петровского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к управлению муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края выразившееся в непринятии мер по приведению пешеходного тротуара в соответствии с требованиями закона, и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурор Петровского района Ставропольского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к управлению муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края, в котором просит суд признать незаконным бездействие управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по приведению пешеходного тротуара на участке улицы 9 января с № 1 до № 39 г. Светлограда, Петровского городского округа Ставропольского края в соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и п. 5.1.3 ГОСТа Р – 50597-2017. Обязать управление муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края в течении 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно привести пешеходный тротуар на участке улицы 9 января с № 1 до № 39 г. Светлограда, Петровского городского округа Ставропольского края в соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и п. 5.1.3 ГОСТа Р – 50597-2017.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района с привлечением специалиста – государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Петровскому городскому округу на основании поступившего в прокуратуру района обращения ФИО1, проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участке улицы 9 января с № 1 до № 39, г. Светлограда.
Так, согласно акта от *** о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленного сотрудником ГИДН ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу, на участке улицы 9 января с № 1 до № 39, г. Светлограда, пешеходный тротуар и обочины находятся в неудовлетворительном состоянии, отсутствует подход к пешеходному переходу, а также имеются массивные препятствия (деревья) находящиеся ближе 4 метров от кромки проезжей части, в нарушении п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и п.п. 5.1.3, 5.3.1 ГОСТа Р – 50597-2017, п. 4.5.1.1. ГОСТа Р 52766-2007.
*** в управление муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В ответе от *** --- исполняющий обязанности начальника управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа указал, что обустройство тротуара к пешеходному переходу по ул. 9 января № 1 до № 39, подсыпка обочин запланировано на 3 квартал 2020 года.
Однако, вопрос ремонта тротуара на участке улицы 9 января с № 1 до № 39 будет рассмотрен в 2021 году.
Мер по устранению выявленных нарушений перечисленного выше законодательства, в части приведения пешеходного тротуара по улице по ул. 9 января № 1 до № 39 г. Светлограда в соответствии с требованиями п. 5
ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и п. 5.1.3 ГОСТа Р – 50597-2017 управлением муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа не принято.
Представитель административного истца помощник прокурора Петровского района Катасонова Е.Н. в судебном заседании поддержала доводы административного искового заявления, просила удовлетворить заявленные прокурором требования.
Представитель административного ответчика управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Сыроватко О.В. в судебном заседании в полном объеме признала требования, изложенные в административном исковом заявлении, просила для устранения допущенных нарушений предоставить срок 8 месяцев после вступления решения в законную силу.
Представитель третьего лица – Отдела МВД России по Петровскому городскому округу ФИО2 в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без участия их представителя.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ, в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу статьи 226 КАС РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 13 и 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, подлежащим разрешению органами местного самоуправления данного муниципального образования, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
На основании ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района с привлечением специалиста – государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Петровскому городскому округу на основании поступившего в прокуратуру района обращения ФИО1, проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участке улицы 9 января с № 1 до № 39, г. Светлограда.
Согласно акта от *** о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленного сотрудником ГИДН ОГИБДД ОМВД России по Петровскому городскому округу, на участке улицы 9 января с № 1 до № 39, г. Светлограда, пешеходный тротуар и обочины находятся в неудовлетворительном состоянии, отсутствует подход к пешеходному переходу, а также имеются массивные препятствия (деревья) находящиеся ближе 4 метров от кромки проезжей части.
В суде установлено, что согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090
«О Правилах дорожного движения» «вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее - Основные положения) тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Таким правовым актом является «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее по тексту - ГОСТ Р – 50597-2017), «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее по тексту – ГОСТ Р – 52766-2007), «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее по тексту - ГОСТ Р 52289-2004).
В соответствии с п.п. 5.1.3, 5.3.1 ГОСТа Р – 50597-2017 покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м2, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 м2. 5.3.1 Обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения.
Согласно п. 4.5.1.1. ГОСТа Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Из материалов дела следует, что в нарушении п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и п.п. 5.1.3, 5.3.1 ГОСТа Р – 50597-2017, п. 4.5.1.1. ГОСТа Р 52766-2007, на участке улицы 9 января с № 1 до № 39, г. Светлограда, пешеходный тротуар и обочины находятся в неудовлетворительном состоянии, отсутствует подход к пешеходному переходу, а также имеются массивные препятствия (деревья) находящиеся ближе 4 метров от кромки проезжей части.
*** в управление муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В ответе от *** --- исполняющий обязанности начальника управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа указал, что обустройство тротуара к пешеходному переходу по ул. 9 января № 1 до № 39, подсыпка обочин запланировано на 3 квартал 2020 года. Однако, вопрос ремонта тротуара на участке улицы 9 января с № 1 до № 39 будет рассмотрен в 2021 году.
Таким образом, мер по устранению выявленных нарушений перечисленного выше законодательства, в части приведения пешеходного тротуара по улице по ул. 9 января --- до --- ... в соответствии с требованиями п. 5
ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и п. 5.1.3 ГОСТа Р – 50597-2017 управлением муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа не принято.
Выявленные нарушения недопустимы, поскольку являются предпосылками для совершения участниками дорожного движения дорожно-транспортных происшествий и ставят под угрозу безопасность граждан, и свидетельствуют о том, что должностными лицами управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа не обеспечивается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Закона № 196-ФЗ - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Представленные суду материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения требований административного иска в указанный срок. При этом ответчик не лишен возможности поставить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии к тому правовых оснований, который подлежит разрешению в порядке статей 203 и 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из представленных доказательств установлено неисполнение на момент вынесения решения суда управлением муниципального хозяйства Петровского городского округа Ставропольского края возложенных на него федеральным законодательством полномочий по содержанию и обустройству автомобильных дорог местного значения, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения по данному участку дороги.
Требование административного истца об установлении срока для исполнения решения суда, а именно о возложении на Управление муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа обязанности в течение 5 месяцев после вступления решения суда по данному административному делу в законную силу устранить имеющиеся недостатки, а именно привести пешеходный тротуар на участке улицы 9 января с № 1 до № 39 г. Светлограда, Петровского городского округа Ставропольского края в соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и п. 5.1.3 ГОСТа Р – 50597-2017 суд считает необходимым увеличить до 12 месяцев, поскольку определение более длительного срока будет способствовать устранению допущенных нарушений.
При таких обстоятельствах, суд считает требования заместителя прокурора Петровского района Ставропольского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Петровского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к управлению муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края выразившееся в непринятии мер по приведению пешеходного тротуара в соответствии с требованиями закона, и обязании устранить допущенные нарушения– удовлетворить.
Признать незаконным бездействие управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по приведению пешеходного тротуара на участке улицы 9 января с № 1 до № 39 г. Светлограда, Петровского городского округа Ставропольского края в соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и п. 5.1.3 ГОСТа Р – 50597-2017.
Обязать управление муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа Ставропольского края в течении 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно привести пешеходный тротуар на участке улицы 9 января с № 1 до № 39 г. Светлограда, Петровского городского округа Ставропольского края в соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и п. 5.1.3 ГОСТа Р – 50597-2017.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Петровский районный суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья