Дело N 2-883/2018
РЕШЕНРР• (Р—РђРћР§РќРћР•)
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Тверь 12 июля 2018 года
Пролетарский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Баранова В.В.,
СЃ участием представителя истца Глущеня Р®.Р., РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РЎСѓРІРѕСЂРѕРІРѕР№ Р•.РЎ.,
при секретаре Акимовой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Управления Россельхознадзора по Тверской области, Осташковского межрайонного природоохранного прокурора к Свинцову Василию Георгиевичу, Лебедеву Максиму Владимировичу о возмещении вреда, причинённого почвам земель сельскохозяйственного назначения, ликвидации свалки твёрдых коммунальных отходов,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Управление Россельхознадзора по Тверской области обратилось в суд с исковым заявлением к Свинцову В.Г., Лебедеву М.В. о возложении на ответчиков обязанности разработать в аккредитованной организации проект восстановления (рекультивации) нарушенных земель земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, общей площадью 12 066 кв.м., расположенного вблизи <адрес> Осташковского района Тверской области, на основании которого произвести комплекс работ по восстановлению нарушенного состояния земельного участка, приведя качество почв земельного участка до ранее достигнутого уровня плодородия соответствующего разрешенному использованию – для сельскохозяйственного производства (вид сельскохозяйственных угодий – пашня).
В обоснование заявленных требований указано, что в Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям (далее Управление) из Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры (исх. № 56ж-2016 от 29.07.2016), Управления Росприроднадзора по Тверской области (исх. № 02-22/2514 от 25.07.2016) и Администрации муниципального образования «Осташковский район» (исх. № 16121 от 27.07.2016) поступила информация о размещении несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения в районе <адрес> Осташковского района Тверской области. В соответствии с Приказом Управления от 29.07.2016 № 1658-ЗН в целях проверки изложенных в обращениях фактов должностным лицом Управления проведены мероприятия по государственному земельному надзору. Актом Управления от 04.08.2016 № 06-20/71(01) установлено: на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1,2066 га, расположенном вблизи <адрес> Осташковского района Тверской области, вид использования – для сельскохозяйственного производства, размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов 4 класса (пакеты с пищевым мусором, пластиковые бутылки, упаковки от продуктов питания). Размеры свалки установлены визуально приблизительно 15м в длину и 10м в ширину. В состав земельного участка с кадастровым номером № входит вид сельскохозяйственных угодий – пашня. Определением от 16.08.2016 по факту загрязнения земельного участка возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования. В рамках административного расследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве общей долевой собственности Свинцову В.Г. (доля в праве 4/5) и Лебедеву М.В. (доля в праве 1/5). В отношении Свинцова В.Г. и Лебедева М.В. составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 29.06.2017 Свинцов В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Штраф не оплачен. Постановлением Управления от 27.12.2016 Лебедев М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Штраф не оплачен. В соответствии с приказами Управления от 25.05.2017 № 1173-ФЛ и от 25.05.2017 № 1174 должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении Свинцова В.Г. и Лебедева М.В. Актом проверки от 06.06.2017 № 06-20/114(01) и Актом проверки от 06.06.2017 № 06-20/115(01) установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № размещена несанкционированная свалка в 200м от оз. Селигер (координаты <данные изъяты> Свалка состоит из твердых бытовых отходов 4 класса (пластиковые бутылки, упаковка, мешки с мусором и т.п.). Размеры свалки составляют 15м в длину и 10м в ширину. Высота не более 50см в высоту. Плотность свободная. На участке местами произрастают сосны, сорная растительность. По результатам проверки Свинцову В.Г. и Лебедеву М.В. выданы предписания устранить нарушения в срок до 25.09.2017. Собственниками земельного участка с кадастровым номером № Свинцовым В.Г. и Лебедевым М.В. плодородному слою земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, причинен вред, выразившийся в невыполнении мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления на общую сумму 60 000 руб.
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Свинцову В.Г., Лебедеву М.В. о возложении на ответчиков обязанности в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов (пакеты с пищевым мусором, пластиковые бутылки, упаковки от продуктов питания) размером 50 м. х 20 м., расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Тверская область, Осташковский район, <адрес>, площадью 12 066 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для строительства объектов сельскохозяйственного назначения способом не наносящим ущерб окружающей среде.
Р’ обоснование заявленных требований указано, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка РїРѕ обращению председателя РњРћРћ В«Ркологическая безопасность» РїРѕ факту размещения несанкционированной свалки РІ районе <адрес> Тверской области. Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что вопреки требованиям федерального законодательства РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, расположенном РїРѕ адресу: Тверская область, Осташковский район, <адрес>, площадью 12 066 РєРІ.Рј., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, РІРёРґ разрешенного использования: для строительства объектов сельскохозяйственного назначения имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (пакеты СЃ пищевым РјСѓСЃРѕСЂРѕРј, пластиковые бутылки, упаковки РѕС‚ продуктов питания) размером 50 Рј. С… 20 Рј. Данный земельный участок принадлежит РЅР° праве долевой собственности Лебедеву Рњ.Р’. (1/5 доля РІ праве) РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи доли РІ праве РЅР° земельный участок РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё Свинцову Р’.Р“. (4/5 доли РІ праве) РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи доли РІ праве РЅР° земельный участок РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. Лебедев Рњ.Р’. Рё Свинцов Р’.Р“. РЅРµ осуществляли надлежащий производственный контроль РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, что привело Рє образованию РЅР° территории данного участка несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов СЃ 2016 РіРѕРґР°. Материалы проверки были направлены РІ Управление Россельхознадзора РїРѕ Тверской Рё РџСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ областям. Принятие РІ отношении Свинцова Р’.Р“., Лебедева Рњ.Р’. мер административного характера РЅРµ повлекло ликвидацию несанкционированной свалки. Р’ 2017 – истекшем периоде 2018 данная свалка также имелась. Выявленная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов РЅРµ соответствует требованиям федерального законодательства Рѕ местах размещения отходов, санитарным правилам Рё иным нормативным правовым актам Р Р¤. До настоящего времени собственниками земельного участка Свинцовым Р’.Р“. Рё Лебедевым Рњ.Р’. работы РїРѕ ликвидации несанкционированной свалки РЅРµ проведены.
Определением суда от 12.07.2018 гражданское дело № 2-883/2018 по иску Управления Россельхознадзора по Тверской области к Свинцову В.Г., Лебедеву М.В. о возмещении вреда, причиненного почвам земель сельскохозяйственного назначения, и гражданское дело № 2-955/2018 по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора с Свинцову В.Г., Лебедеву М.В. об обязании ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов, объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Р’ судебном заседании помощник Осташковского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РЎСѓРІРѕСЂРѕРІР° Р•.РЎ., заместитель начальника отдела правовой работы Рё кадров Управления Россельхознадзора Глущеня Р®.Р., исковые требования поддержали РІ полном объеме РїРѕ приведенным основаниям, РЅРµ возражали Рѕ рассмотрении дела РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ заочного судопроизводства.
Ответчики Свинцов В.Г., Лебедев М.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки.
На основании ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Заслушав представителей истцов, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
Конституцией Российской Федерации установлено, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).
В силу ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как следует РёР· материалов дела, Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка РїРѕ обращению РіСЂ. Р¤РРћ11 РїРѕ факту нарушения законодательства РѕР± отходах производства Рё потребления РІ береговой полосе РѕР·. Селигер.
В ходе выездной проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Тверская область, Осташковский район, <адрес> имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, размещенная непосредственно на почве (надзорное производство 56Ж-2016).
Материалы проверки были направлены в Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям (исх. от 29.07.2016 № 56ж-2016) (далее Управление).
В целях проверки изложенных в обращениях фактов на основании Приказа от 29.07.2016 № 1658-ЗН Управлением Россельхознадзора проведены мероприятия по государственному земельному надзору.
Актом Управления от 04.08.2016 № 06-20/71 (01) установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1,2066 га, расположенном вблизи <адрес> Осташковского района Тверской области, вид использования – для сельскохозяйственного производства, размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов 4 класса (пакеты с мусором, пластиковые бутылки, упаковки от продуктов питания). Размеры свалки установлены визуально приблизительно 15м в длину и 10м в ширину.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Аналогичные требования содержатся в положении ст. 42 ЗК РФ, из которой следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы коммунальные относятся к 4 классу опасности.
Согласно ГОСТ 30772-2001 механическое загрязнение – это засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий (мусор).
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (ст. 78 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для размещения отходов Земельным кодексом не предусмотрено.
Земельный участок СЃ кадастровым номером в„–, расположенный РІ <адрес> Осташковского района Тверской области РЅР° праве общей долевой собственности принадлежит Свинцову Р’.Р“. (доля РІ праве 4/5) Рё Лебедеву Рњ.Р’. (доля РІ праве 1/5), что подтверждается договорами купли-продажи доли РІ праве РЅР° земельный участок РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Выпиской РёР· ЕГРН РѕС‚ 24.05.2018 в„– РљРЈР’Р-001/2018-2791035.
Согласно информации межмуниципального отдела по Осташковскому, Селижаровскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Тверской области (исх. № 13/13-50/41969-16 от 11.08.2016) в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес> Осташковского района Тверской области входит вид сельскохозяйственных угодий – пашня.
В отношении собственников земельного участка с кадастровым номером № Свинцова В.Г. и Лебедева М.В. составлены протоколы об административном правонарушении от 29.09.2016 № 06-20/515(01) и от 29.09.2016 № 06-20/516(01) по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ – невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Постановлением Управления от 29.06.2017 № ПСТ-06-20/1139 Свинцов В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Штраф не оплачен.
Постановлением Управления от 27.12.2016 № ПСТ-06-20/2643 Лебедев М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Штраф не оплачен.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
РР· С‡. 1, 2 СЃС‚. 51 ФЗ в„– 7-ФЗ РІРёРґРЅРѕ, что отходы производства Рё потребления, радиоактивные отходы подлежат СЃР±РѕСЂСѓ, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению Рё захоронению, условия Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ которых должны быть безопасными для окружающей среды Рё регулироваться законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Запрещаются СЃР±СЂРѕСЃ отходов производства Рё потребления, РІ том числе радиоактивных отходов, РІ поверхностные Рё подземные водные объекты, РЅР° водосборные площади, РІ недра Рё РЅР° почву.
Требования к размещению отходов регламентированы СанПин 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выявленная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов не соответствует требованиям федерального законодательства о местах размещения отходов, санитарным правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Принятие мер административного характера не повлекло ликвидацию свалки. В результате проведенных проверок в 2017 – истекшем периоде 2018 г.г. установлено, что данная несанкционированная свалка также имеется (Акты проверки от 06.06.2017 № 06-20/114(01) и № 06-20/115(01), Акт проверки от 22.05.2018).
Управлением Россельхознадзора Свинцову В.Г. и Лебедеву М.В. выдавались предписания от 06.06.2017 № 06-20/121(01) и № 06-20/122(01), в соответствии с которыми необходимо было устранить нарушения в срок до 25.09.2017.
Доводы истца также подтверждаются представленными в суд фотографиями несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
Свинцов В.Г. и Лебедев М.В. не осуществляли надлежащий производственный контроль на земельном участке с кадастровым номером №, что привело к образованию на территории данного земельного участка несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
Несанкционированное размещение отходов создает угрозу повреждения плодородного слоя почвы, дальнейшее нахождение отходов создает реальную угрозу деградации земель сельскохозяйственного назначения. Помимо угрозы причинения вреда (ущерба) окружающей среде от несанкционированно размещенных отходов, способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Ргнорирование ответчиками требований земельного законодательства, РѕР± охране окружающей среды, законодательства РѕР± отходах производства Рё потребления, законодательства Рѕ санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает гарантированные СЃС‚. 42 Конституции Р Р¤, СЃС‚. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц РЅР° благоприятную окружающую среду.
Таким образом, исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора к Свинцову В.Г., Лебедеву М.В. о возложении на ответчиков обязанности в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов (пакеты с пищевым мусором, пластиковые бутылки, упаковки от продуктов питания и т.д.), расположенную на земельном участке площадью 12 066 кв.м. с кадастровым номером № расположенном вблизи <адрес> Осташковского района Тверской области, подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 77 ФЗ № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Размер причиненного вреда почвам, как объекту окружающей среды, рассчитывается по Методике исчисления размера вреда причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238.
Согласно расчету ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» от 08.12.2016 № 01-2294, собственниками земельного участка с кадастровым номером № Свинцовым В.Г. и Лебедевым М.В. плодородному слою земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес> Осташковского района Тверской области причине вред, выразившийся в невыполнении мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления на общую сумму 60 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 78 ФЗ № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из п. 3, 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании природного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ № 525 от 22.12.1995, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» устанавливается, рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
РР· разъяснений данных РІ Рї. 11 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 30.12.2017 в„– 49 «О некоторых вопросах применения законодательства Рѕ возмещении вреда, причиненного окружающей среде» Рё РїРѕ смыслу СЃС‚. 1064 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, если несколько лиц действовали независимо РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° Рё действия каждого РёР· РЅРёС… привели Рє причинению вреда окружающей среде, РїРѕ общему правилу такие лица несут долевую ответственность. РљРѕРіРґР° долю РІ причинении вреда каждого РёР· названных лиц установить невозможно, РѕРЅРё отвечают РІ равных долях (СЃС‚. 321 ГК Р Р¤).
Вышеуказанные обстоятельства и вина в причинении вреда ответчиками не оспорены, доказательств обратного суду не представлено.
С учетом вышеприведенных положений законодательства исковые требования Управления Россельхознадзора по Тверской области к Свинцову В.Г., Лебедеву М.В. о возмещении вреда, причинённого почвам земель сельскохозяйственного назначения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) освобождены от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Управления Россельхознадзора РїРѕ Тверской области, Осташковского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рє Свинцову Василию Георгиевичу, Лебедеву Максиму Владимировичу удовлетворить.
Обязать Свинцова Василия Георгиевича, Лебедева Максима Владимировича в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов (пакеты с пищевым мусором, пластиковые бутылки, упаковки от продуктов питания и т.д.), расположенную на земельном участке площадью 12 066 кв.м. с кадастровым номером № расположенном вблизи <адрес> Осташковского района Тверской области.
Обязать Свинцова Василия Георгиевича, Лебедева Максима Владимировича в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать в аккредитованной организации проект восстановления (рекультивации) нарушенных земель земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, общей площадью 12 066 кв.м., расположенного вблизи <адрес> Осташковского района Тверской области.
Обязать Свинцова Василия Георгиевича, Лебедева Максима Владимировича в течение двух лет с даты изготовления проекта восстановления (рекультивации) нарушенных земель произвести комплекс работ по восстановлению нарушенного состояния земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 12 066 кв.м., расположенного вблизи <адрес> Осташковского района Тверской области, приведя качество почв земельного участка до ранее достигнутого уровня плодородия соответствующего разрешённому использованию – для сельскохозяйственного производства (вид сельскохозяйственных угодий – пашня).
Взыскать со Свинцова Василия Георгиевича в бюджет муниципального округа город Тверь государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Взыскать с Лебедева Максима Владимировича в бюджет муниципального округа город Тверь государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Принятое решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.В. Баранов
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 июля 2018 года.
Судья В.В.Баранов