РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2024 года г.Кириллов
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующий судья Веденина Е.В.,
при секретаре Баракиной А.Н.,
с участием представителя ответчика Кузнецовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верзиной А.П. к администрации Кирилловского муниципального округа Вологодской области о признании результатов межевания земельного участка недействительными,
установил:
Верзина А.П. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Кирилловского муниципального округа Вологодской области, в котором просит признать недействительными результаты кадастровых работ по формированию межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, изготовленного ДД.ММ.ГГГГ г. кадастровым инженером Опариной А.А., и исключении из ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ данного земельного участка, ссылаясь на нарушение порядка проведения кадастровых работ, а именно: полевые работы по межеванию спорного земельного участка не проводились, границы формируемого земельного участка с нею не согласовывались.
В судебное заседание 27 марта 2024 года Верзина А.П. и ее представитель Копейкина Т.П. не явились, просили рассмотреть дело без их участия, в предыдущих судебных заседаниях заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – администрации Кирилловского муниципального округа по доверенности Кузнецова И.В. исковые требования не признала, пояснив, что истцом не представлено надлежащих доказательств нарушения ее прав как собственника двух земельных участков, поскольку спорный земельный участок смежным с участком истца не является, площадь фактического использования земельного участка с кадастровым номером № в границах забора превышает площадь земельного участка, внесенную в ЕГРН; нарушений при проведении кадастровых работ по установлению границ и постановке на кадастровый учет дороги в <адрес>, которая существует с 1956 года, занесена в реестр муниципальной собственности, используется и обслуживается, не установлено.
Третье лицо – кадастровый инженер Опарина А.А. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве просила рассмотреть дело без ее участия, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что спорный земельный участок сформирован на основании постановления администрации Кирилловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. Границы участка не требуют согласования, так как смежными с ними являются земли, находящиеся в государственной собственности, не закрепленные за конкретными лицами, и в соответствии с п.3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» не подлежат согласованию.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав стороны, свидетелей, пришел к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Применительно к положениям ст. 11 ГК РФ защите подлежат нарушенные права гражданина или юридического лица.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Применительно к положениям ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Аналогичные нормы предусмотрены ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, согласно которой местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
В соответствии со ст. 61 ФЗ № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом, истец Верзина А.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1300 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Указанные земельные участки предоставлены истцу на основании постановления администрации <данные изъяты> сельсовета Кирилловского района Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на них зарегистрировано истцом в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельных участков до настоящего времени не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
21 сентября 2022 года Верзина А.П. заключила с ООО «<данные изъяты>» договор по выполнению кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами № и № (л.д. 212-213).
Как следует из показаний П., он, как инженер-геодезист ООО «<данные изъяты>», выезжал в сентябре 2022 года в <адрес> для определения местоположения и установления координат характерных точек границ земельных участков Верзиной А.П. Границы и площадь земельного участка с кадастровым номером № определялись им по объектам естественного и искусственного происхождения, существующим на местности более 15 лет: хозяйственным постройкам (гаражу, бане), металлическим заборам. При проведении полевых работ Верзина А.П. границ земельного участка с кадастровым номером № на местности указать не могла, в связи с чем им был подготовлен ситуационный план с вариантом расположения обоих земельных участков Верзиной А.П. с площадью, максимально приближенной к той, которая указана в правоустанавливающих документах, при этом границы участков не соответствовали действительным, существующим на местности. Впоследствии, по просьбе Верзиной А.П. было разработано несколько вариантов межевых планов, но поскольку они учитывали существующий проезд (дорогу) между участками Верзиной и Х., что не устраивало заказчицу, договор с ней был расторгнут, межевой план не изготовлен.
27 сентября 2023 года Копейкина Т.П. (представитель Верзиной А.П.) заключила с ООО «<данные изъяты>» договор по выполнению кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами № и № (л.д. 215-216). В ходе кадастровых работ кадастровым инженером П. было установлено, что в ЕГРН внесены сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером №, часть которого, по мнению Верзиной А.П., имела наложение на принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером №.
Согласно материалам дела, в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью 5747 кв.м, местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: улично-дорожная сеть. Земельный участок образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком уполномочен Кирилловский муниципальный округ.
Кроме того, в ЕГРН имеются сведения о сооружении дорожного транспорта – проезду по <адрес>, с кадастровым номером №, протяженностью 797 м, год завершения строительства – 1956, правообладатель: Кирилловский муниципальный округ. Объект недвижимости расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Земельный участок с кадастровым номером №, согласно сведениям ЕГРН, площадью 504 кв.м, местоположение: <адрес> категория земель: земли запаса, имеет вид разрешенного использования: размещение автомобильных дорог. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Доводы истца о том, что проезд (дорога) между принадлежащим ей земельным участком с кадастровым номером № и земельным участком с кадастровым номером №, принадлежащим Х., ранее не существовал, является проектируемым, опровергается следующими доказательствами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ). Статьей 3 названного закона определено, что автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 этого же закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», частью 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ
На основании вышеуказанных норм 24 марта 2023 года администрация Кирилловского муниципального района заключила муниципальный контракт №11 на оказание услуг по межеванию земельных участков под автомобильными дорогами местного значения с одновременным исправлением реестровых ошибок, технической инвентаризации, проведению кадастровых работ в отношении автомобильных дорог, постановке автомобильных дорог на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на них.
Техническим заданием, являющимся приложением к муниципальному контракту, предусмотрено, что в перечень автомобильных дорог, в отношении которых необходимо провести кадастровые работы, включен «проезд по д<адрес>» протяженностью 0,80 км. Техническим заданием предусмотрено, что итоговая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения уточняется при проведении работ.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Кирилловского муниципального района по состоянию на 05.09.2023 г. сооружение-дорога проезд по <адрес> (протяженностью 0,80 км) включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Кирилловского муниципального района на основании постановления администрации района от 15.08.2019 года №477 «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования и необщего пользования местного значения Кирилловского муниципального района». Годом строительства автодороги указан 1956.
Кадастровые работы проводились в период с 24 марта 2023 года до 20 сентября 2023 года. Результатом работ стала постановка на кадастровый учет сооружения дорожного транспорта с кадастровым номером № протяженностью 797 метров (проезд по <адрес>) (л.д. 203-205).
Таким образом, уточненная в результате кадастровых работ протяженность проезда по <адрес> (797 метров) фактически совпадает с протяженностью, указанной в реестре муниципальной собственности (0,80 км), что позволяет сделать вывод, что проезд по <адрес> существовал с момента постройки в 1956 году и не был увеличен при проведении кадастровых работ.
В материалах дела представлена переписка Верзиной А.П. с администрацией Кирилловского муниципального района (обращения Верзиной А.П. от 20.06.2023 г., от 24.07.2023 г., от 11.08.2023 г.), что свидетельствует о том, что истице было достоверно известно о проведении кадастровых работ по установлению границ дорожного полотна. В своих обращениях Верзина А.П. указывает на наличие проезда между ее земельным участком и участком Х., но выражает несогласие с шириной, предлагая установить ее в 4 метра (л.д. 109-120).
Кроме того, Верзиной А.П. в июне 2023 года предпринимались действия по установлению границ принадлежащих ей на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами № и №, планы которых были представлены в администрацию Кирилловского муниципального района (л.д.106-108). На данном ситуационном плане нанесены границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером № площадью 1047 кв.м. Анализ данных планов позволяет сделать вывод, что границы участков на них отображены произвольно, без учета объектов естественного и искусственного происхождения (деревьев, кустарников, строений, заборов и т.п.). Смежная граница между земельными участками с кадастровыми номерами № и № определена таким образом, что фактически разделяет жилой дом и хозяйственные постройки, при этом в границы земельного участка с кадастровым номером № Верзина А.П. включает часть земель неразграниченной собственности, которыми она не пользовалась, в том числе и проезд позади земельного участка с кадастровым номером №
Согласно представленному плану истец определяет наличие проезда между ее участками и земельным участком с кадастровым номером № (Х.), при этом ширина проезда указана 4 метра.
В материалах дела имеется также копия протокола схода (собрания) жителей <адрес> от 24.05.2023 года, на котором рассматривался вопрос о необходимости установления ширины проезда не менее 6 метров для его надлежащего обслуживания.
Из показаний свидетеля Г. следует, что собрание проводилось по просьбе жителей <адрес> после того, как Верзина А.П. перекрыла подручными средствами существующий проезд (дорогу) вдоль принадлежащего ей земельного участка. Ранее она обращалась в администрацию поселения и предупреждала, что хотела бы отмежевать принадлежащие ей участки до забора соседа Х. Жители деревни не дали согласия на включение существующего проезда в границы участка Верзиной А.П., но согласились уменьшить его до 6 метров, чтобы была возможность для обслуживания, расчистки в зимний период. Верзина А.П. на собрании присутствовала, но с таким решением не согласилась, протокол подписать отказалась. Впоследствии с ней неоднократно обсуждались различные варианты межевания принадлежащих ей земельных участков, увеличения их площади за счет земель неразграниченной собственности, но Верзина А.П. ни на один из них не согласилась. Земельный участок Верзиной А.П. не является смежным с земельным участком Х., ее фактическое землепользование ограничено забором, за его пределами она землю не использовала.
Согласно ситуационному плану, подготовленному Управлением архитектуры и градостроительства администрации Кирилловского муниципального округа, площадь земельного участка с кадастровым номером № с учетом существующих заборов (по фактическому использованию) составляет 1565 кв. м, площадь по ЕГРН – 1200 кв.м
Собственником земельного участка с кадастровым номером № Х. в ноябре 2022 года проводились кадастровые работы в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка, при этом наличие смежных границ с участками Верзиной А.П. не установлено (л.д. 156-171).
Согласно заключению кадастрового инженера Опариной А.А., границы земельного участка с кадастровым номером № не требовали согласования, так как смежными с ними являются земли, находящиеся в государственной собственности, не закрепленные за конкретными лицами, которые в соответствии с п. 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» не подлежат согласованию (л.д. 121-137).
Таким образом, доводы Верзиной А.П. о нарушении кадастровым инженером Опариной А.А. порядка проведения кадастровым работ при межевании земельного участка с кадастровым номером №, что привело к нарушению ее прав и законных интересов, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В силу положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права и законные интересы были нарушены, судебной защите подлежит только нарушенное право.
Вместе с тем, истец Верзина А.П. таких доказательств суду не представила, от проведения судебной землеустроительной экспертизы отказалась.
Установленные судом обстоятельства, а именно: существование автомобильной дороги (сооружения дорожного транспорта с кадастровым номером №) длительный период времени – с 1956 года, отсутствие нарушений при проведении кадастровых работ при межевании земельного участка с кадастровым номером №, не имеющего смежной границы с земельным участком Верзиной А.П., свидетельствуют об отсутствии нарушений прав истца, в связи с чем в иске ей надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Верзиной А.П. к администрации Кирилловского муниципального округа Вологодской области о признании результатов межевания земельного участка недействительными отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В.Веденина
Мотивированное решение составлено 3 апреля 2024 года.
Судья Е.В.Веденина
Копия верна:
Судья Е.В.Веденина