УИД 11RS0001-01-2021-021651-82 2а- 2005/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц- связи административное дело поадминистративному исковому заявлению Чередова Сергея Сергеевича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми об оспаривании бездействия, возложении обязанности, взыскании компенсации за нарушение условий содержания;
у с т а н о в и л :
Чередов С.С. обратился в суд с административным иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в неоказании ему надлежащей стоматологической помощи в период времени с момента помещения в СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми и по дату обращения с иском, обязании административного ответчика провести стоматологическое обследование и оказать лечение, а также взыскании компенсации, причиненного этим морального вреда в размере 55 000 рублей.
В обоснование указал, что 04.08.2020 СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми неоднократно обращался за оказанием стоматологической помощи, однако, филиалом ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России стоматологическая помощь ему должным образом не оказывалась, не смотря на обращения. В итоге, в октябре 2021 у него <данные изъяты>, однако, и после этого ему не была должным образом оказана необходимая медицинская помощь.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц - филиал «Медицинская часть №12» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец посредством видеоконференц- связи на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме. Одновременно пояснил, что необходимая стоматологическая помощь ему оказана филиалом административного ответчика, обслуживающим ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, в апреле 2022 года. Однако, при поступлении в СИЗО-1 его профилактический осмотр врачом- стоматологом не произведен, подобно тому, как ранее не выполнены административным ответчиком все необходимые мероприятия, связанные в наличием у него заболевания «<данные изъяты>».
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцом требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Как свидетельствуют материалы дела, 04.08.2020 административный истец прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, откуда убыл 26.03.2022 в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, куда убыл 28.04.2022.
С 04.08.2020 медицинское обслуживание Чередова С.С. осуществляется силами филиалов ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Рассматривая требования административного истца, суд исходит из следующего.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с пунктом 125 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295, при невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 3 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определено, что при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 указанной статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 (далее - Порядок).
В пункте 2 указанного Порядка определено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - Правила).
Так, согласно пунктам "а", "б" пункта 3 указанных Правил под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются: отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи; ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, может повлечь за собой ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрен больший объем прав осужденных по сравнению с остальными гражданами Российской Федерации.
На учреждения, исполняющие наказания (пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы") возложена обязанность по обеспечению охраны здоровья осужденных.
Сведений о том, что в период содержания в ФКУ СИЗО-1 истец обращался по вопросам записи на прием стоматолога, либо с жалобами на неоказание ему стоматологической помощи, материалы дела не содержат.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).
Оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в ИУ производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы". Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача ИУ, а при отсутствии в ИУ врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у ИУ заключен договор, - лечащего врача этой медицинской организации (пункт 125).
Пунктом 33 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, установлено, что медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи.
Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. Никаких сведений о необходимости оказания административному истцу медицинской помощи в оспариваемый период в неотложной или экстренной форме, не имеется.
По данным медицинской документации, при первичном осмотре при поступлении в СИЗО-1 жалоб на состояние здоровья, в том числе, стоматологического характера, Чередов С.С. не предъявлял. В последующий период принят в медицинской части: 09.08.2020, 12.08.2020, 13.08.2020 с жалобами на проявления <данные изъяты>. При выписке 07.09.2020 <данные изъяты>. 07.09.2020, 14.10.2020, 03.11.2021 на приеме жалоб на необходимость оказания ему плановой или неотложной стоматологической помощи не предъявлял, сведений об этом в медицинскую документацию не вносилось.
Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Исходя из этого, у суда нет оснований не доверять доказательствам, представленным стороной административного ответчика.
То обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда по делу №... по спору между теми же сторонами в пользу Чередова С.С. была взыскана компенсация морального вреда, причиненного неоказанием лечения по заболеванию «<данные изъяты>», не свидетельствует о неоказании надлежащего лечения по поводу иных заболеваний или состояний.
Как следует из обстоятельств данного дела, в <данные изъяты> в ходе оказания медицинской помощи в стационаре <данные изъяты> при поведении лабораторных исследований получены сведения о наличии у Чередова С.С. <данные изъяты>, в связи с чем, Чередов С.С. отнесен к контингенту, подлежащему обязательному обследованию на наличие <данные изъяты> определенной кратностью проведения.
Напротив, получение содержащимися под стражей лицами стоматологической медицинской помощи носит заявительный характер и не предполагает обязанности проведения профилактических осмотров стоматолога с какой- либо кратностью. В отсутствие жалоб и обращений за получением стоматологической помощи, действия ( бездействие) должностных лиц ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России не могут расцениваться, как неправомерные, т.е. нарушающие права административного истца.
В силу ч.3 ст.62 КАС РФ именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
В ходатайстве о допросе в качестве свидетелей лиц, содержавшихся совместно с истцом в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, для подтверждения указанных обстоятельств, судом отказано, принимая во внимание их косвенную заинтересованность в благополучном исходе дела, обусловленную субъективным правом инициировать аналогичный спор в суде.
Записи истца на прием к стоматологу журнал регистрации амбулаторных больных стоматологического кабинета МЧ-12 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, расположенного в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, в себе не содержит. В то же время, имеющиеся записи на прием других лиц, содержащихся под стражей в данном учреждении, в период с 04.08.2020 и далее ежедневно, свидетельствуют о доступности для спецконтингента записи на прием стоматолога, как таковой.
Доводы административного истца об игнорировании его жалоб лишены какой- либо конкретики и опровергаются данными журнала учета устных предложений, заявлений, жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми №32-2018, согласно которым, в октябре 2021 его обращения по вопросу получения медицинской помощи либо выдаче медикаментов в связи с разрушением зуба не поступали. При этом, по данным журнала, в указанный период, как и ранее, просьбы иных лиц фиксировались регулярно с разрешением их по- существу ( запись на медицинский прием, выдача таблеток), что также свидетельствует о доступности обращений.
По данным секретариата ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России жалоб от заявителя по каким- либо вопросам ( отсутствие записи на прием стоматолога, непредоставление необходимой ему медицинской помощи) также не поступало.
Рекомендаций на получение консультации стоматолога, в оспариваемый период ( с момента прибытия 04.08.2020 в ФКУ СИЗО-1 и по дату обращения с настоящими требованиями в суд в декабре 2021 ), заявителю специалистами при осмотре не давалось. Выдача таких рекомендаций впервые произведена после обращения в суд, на приеме 16.02.2022, соответственно, не может свидетельствовать о возникновении такой необходимости в предшествующий период. Как пояснил сам истец, согласно данной ему рекомендации, он был осмотрен стоматологом ФКУ СИЗО-2 10.04.2022, в результате ему произведено <данные изъяты>.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого бездействия нарушающим права и свободы заявителя, а соответственно, и для возложения обязанности устранения такового бездействия. Поскольку требование о присуждении денежной компенсации является производным от требования, связанного с признанием действий ( бездействия) должностных лиц исправительного учреждения незаконными, оснований для его удовлетворения также не имеется.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку по настоящему делу необходимой совокупности указанных выше условий не установлено, правовые основания для удовлетворения заявленного административного иска отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных административных исковых требований Чередова Сергея Сергеевича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми об оспаривании бездействия при оказании стоматологической помощи в период времени с 04.08.2020 по 01.12.2021, возложении обязанности провести стоматологическое обследование и оказать лечение, взыскании денежной компенсации за нарушение указанных условий содержания - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья - Ю.А.Дульцева
В окончательной форме решение суда принято 03 июня 2022 года.