Дело № 2-245/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 мая 2015 года с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Дамбый-оол М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва, действующего в интересах О.С.Д., к детскому саду о взыскании невыплаченной заработной платы,
с участием помощника прокурора Барун-Хемчикского района Ш.Е.Ю., истца О.С.Д.,
у с т а н о в и л :
прокурор Барун-Хемчикского района Республики Тыва, действуя в интересах О.С.Д., обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, указывая на то, что ч. 3 ст. 133 ТК РФ установлен минимальный размер заработной платы, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч. 2 ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. Федеральным законом от 02 декабря 2013 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01 января 2014 года установлен в сумме 5554 рублей в месяц. Заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент. Ежемесячный размер заработной платы работников, если они отработали полную норму рабочего времени и выполнили норму труда, должен составлять не менее 5 554 рублей в месяц. При нахождении организации в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, и при совпадении места работы работника с местом нахождения такого учреждения, на этот размер заработной платы необходимо производить начисление районного коэффициента в размере 40 % и северной надбавки в размере 50 %. Таким образом, размер начисленной заработной платы не может быть менее 10 552 рубля в месяц в 2014 году. О.С.Д. состоит в трудовых отношениях с детским садом, получает заработную плату в месяц менее минимального размера оплаты труда без учёта районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в размере 3954,89 рубля. В период времени с января 2014 года по декабрь 2014 года О.С.Д. не выплачена заработная плата в общем размере 84 528 рублей, что является нарушением прав работника на справедливую и полную оплату труда, гарантированных трудовым законодательством. Основанием обращения прокурора в суд в интересах О.С.Д. явилось ее обращение о защите нарушенных трудовых прав. Таким образом, на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор правомочен подавать исковое заявление в интересах О.С.Д. для защиты ее нарушенных трудовых прав. Просит суд взыскать с ответчика в пользу О.С.Д. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 84 528 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Ш.Е.Ю. исковое заявление поддержала по указанным в нем основаниям, уточнив наименование ответчика, прося взыскать с детского сада в пользу истца заработную плату в размере 84 528 рублей.
Истец О.С.Д. просила удовлетворить иск прокурора, поскольку указанные нарушения нарушают ее права на справедливую и полную оплату труда.
Представитель ответчика будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлено, об уважительных причинах пропуска судебного заседания не сообщил, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, т.е. без участия представителя ответчика.
Представитель третьего лица администрации муниципального района «<данные изъяты>», будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлено, об уважительных причинах пропуска судебного заседания не сообщил.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесённые в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Из указанного следует, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (далее по тексту – МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах, что также и разъяснено в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26 февраля 2014 года.
На основании статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года составляет 5 554 рубля в месяц, поэтому с учётом начисления районного коэффициента и надбавки за стаж работы в северных регионах заработная плата О.С.Д. должна быть не ниже 10 552 рубля при полностью отработанной за месяц нормы рабочего времени.
Из представленных материалов следует, что 22 ноября 2014 года О.С.Д. на имя и.о. прокурора района Х.Э.М. подано заявление о защите ее прав в части начисления заработной платы в месяц в размере 6800 рублей.
15 декабря 2007 года вынесен приказ № о переводе на постоянную должность повара О.С.Д. с 15 декабря 2007 года.
Согласно трудовой книжке серии №, О.С.Д. с 15 декабря 2007 года работает в должности повара детского сада.
Из расчётно-платежных ведомостей следует, что с января по май и с августа по декабрь 2014 года (за исключением июня, июля 2014 года) норма рабочего времени О.С.Д. отработана в полном объёме: в январе 2014 года – 19 рабочих дня; в феврале 2014 года - 22 рабочих дня; в марте 2014 года - 24 рабочих дня; в апреле 2014 года - 26 рабочих дней; в мае 2014 года - 21 рабочий день; в августе 2014 года – 26 рабочих дней; в сентябре 2014 года - 20 рабочих дней; в октябре 2014 года - 23 рабочих дня; в ноябре 2014 года - 18 рабочих дней; в декабре 2014 года - 23 рабочих дня. С января по май 2014 года, с августа по декабрь 2014 года каждый месяц начислена заработная плата в размере 7 514 рублей.
В июне-августе 2014 года истец находилась в очередном отпуске, соответственно эти месяцы отработаны не полностью.
Из расчетно-платежной ведомости следует, что О.С.Д. работает в детском саду, ей установлен должностной оклад с учетом нагрузки – 3065,81 рубля,с выплатой надбавок стимулирующего характера: за санитарный тип 15 % в размере 459.87 рублей; за вредность 4 % в размере 122,63 рубля; за качество работы в размере 306,58 рублей, с выплатой в размере 3559,41 рублей за работу в районах приравненных к Крайнему Северу в размере 50%, районного коэффициента – 40%. Всего в месяц в период времени с января по декабрь 2014 года (за исключением июня, июля месяцев 2014 года) заработная плата за каждый месяц истицы О.С.Д. при ставке 1,0 с окладом – 3065,81 рубля, с надбавками стимулирующего характера 889,08 рублей, с районным и северным коэффициентом – 3559,41 рублей, составляет 7514,30 рублей за вычетом взносов – 75,14 рублей, налога на добавленную стоимость – 1,86 рубль, сумма к выдаче составляет – 7437,30 рублей.
Так, в спорный период истцу начислялась заработная плата исходя из оклада с учетом доплат и надбавок стимулирующего характера, что составило – 3954,89 рубля (за исключением июня, июля месяцев 2014 года), что без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера, составляло ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации с 01 января 2014 года в размере 5 554 рубля в месяц.
Тогда как месячная заработная плата истца с надбавкой в размере 50% за стаж работы в районах приравненных к Крайнему Северу и районным коэффициентом в размере 40% составляет 7514,30 рублей (за исключением июня, июля месяцев 2014 года), с учетом минимального размера оплаты труда с 1 января 2014 года заработная плата истца О.С.Д. с 01 января 2014 года при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда должна быть не ниже 10 552 рубля (без округления) (5554 + 4998 (50% за стаж работы в районах приравненных к Крайнему Северу и районный коэффициент в размере 40%), а всего за отработанные истцом 8 месяцев - 105 520 рублей (10 552 руб.х 10 мес.).
Из расчёта, составленного помощником прокурора Барун-Хемчикского района без учета отпускных в июне, июле месяцах 2014 года видно, что с января по декабрь 2014 года О.С.Д. начислена заработная плата в размере 39 548,90 рублей, тогда как при месячной заработной плате с января по декабрь 2014 года (за исключением июня, июля месяцев 2014 года) в размере 3954,89 рубля, а также с учётом работы на 1,0 ставки в должности повара ей должно было быть начислено за указанный период 105 520 рублей, размер недоначисленной заработной платы с января по декабрь 2014 года (за исключением июня, июля месяцев 2014 года) составляет 84 528,70 рублей.
Несмотря на это в расчете помощника прокурора неверно указывается сумма начисленной О.С.Д. заработной платы в размере 3954,89 рубля, тогда как согласно расчетно-платежной ведомости ей в период времени с января по декабрь 2014 года (за исключением июня и июля месяцев 2014 года) начислялась заработная плата в размере 7514 рублей. Исходя из этого общий размер начисленной заработной платы в период времени с января по декабрь 2014 года (за исключением июня и июля месяцев 2014 года) составляет 7514 рублей х 10 месяцев = 75 140 рублей. Размер недоначисленной заработной платы составляет 105 520 рублей – 75 140 рублей (выплаченная сумма) = 30 380 рублей.
Таким образом, размер недоначисленной заработной платы составляет 30 380 рублей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что работодателем незаконно был установлен истцу размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера составлял менее суммы 5554 рублей, то есть ниже минимального размера оплаты труда, чем это предусмотрено Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда".
Соответственно, исковые требования прокурора района в интересах О.С.Д. к детскому саду о взыскании в пользу О.С.Д. недоначисленной и невыплаченной заработную плату подлежат удовлетворению на сумму 30 380 рублей.
Поскольку истец в силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Размер подлежащей с ответчика взысканию в силу п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доход муниципального бюджета государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет 1 111 рублей, исходя из того, что заявлены требования имущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░., ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 380 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 111 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░ 2015 ░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░- 09, 10, 11 ░░░ 2015 ░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░