КОПИЯ
УИД: 59RS0004-01-2022-005528-63
Дело № 12-1745/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2022 г. г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Манько А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ИП Халыгова ФИО6 - Шведко ФИО7 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <Адрес> Бобровой ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО3 Аллахверди оглы к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <Адрес> Бобровой ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Халыгов ФИО10 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поступившей в Ленинский районный суд г. Перми 12 сентября 2022 года ИП Халыгов Ильхам ФИО11 просит отменить вышеуказанное постановление в полном объеме.
В обоснование жалобы Халыгов И.А. оглы указывает о том, что оспариваемое постановление получено им 05.09.2022, с данным постановлением не согласен, поскольку копия протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ им получена не была. В постановлении указаны реквизиты исходящего письма №-И от ДД.ММ.ГГГГ, но не указаны ни трек, ни даты направления и получения протокола. В силу изложенного он не имел возможности предоставить пояснения, возражения на протокол, не мог осуществить в полном объеме право на защиту. При рассмотрении дела инспектором не выяснены обстоятельства дела, не запрошены документы, имеющие отношение к обстоятельствам правонарушения. Правонарушение обнаружено ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем ФИО5 состоял с ним в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с процессуальными нарушениями, не соответствует обстоятельствам.
Дело об административном правонарушении истребовано из ГИТ по <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ, административный материал поступил ДД.ММ.ГГГГ, копия материала об административном правонарушении в отношении Терехина В.Н. поступила из УМВД РФ по <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
ИП Халыгов ФИО12 и ее защитник в суд не явились, извещались.
Должностное лицо – государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <Адрес> ФИО2, представитель ГИТ в <Адрес> в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее-ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Согласно требованиям ст. 214 ТК РФ работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В силу требований п. 11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, субъект транспортной деятельности обязан в соответствии со ст. 20 Закона № 196-ФЗ организовывать проведение обязательных медицинских осмотров водителей.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».
Согласно п. п. 8, 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя (далее - медицинская организация)) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам предрейсовым, послерейсовым, медицинским осмотрам предсменным, послесменным. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в Государственную инспекцию по труду в Пермском крае поступила информация из ГУ МВД РФ по Пермскому краю вх. № 20/5168 от 05.05.2022 о том, что 04.03.2022 в 09 час. 50 мин. по адресу: <Адрес>, водитель ИП Халыгова И.А. – Терехин В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения управлял автомобилем марки МАЗ -№н №, перевозил пассажиров с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния ТС и с нарушением требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства.
Таким образом, в действиях ИП Халыгова И.А. о. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, то есть допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предсменных и предрейсовых медицинских осмотров водителей.
Халыгов И.А. оглы зарегистрирован по адресу: <Адрес>, что подтверждается адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Государственной инспекцией по труду в <Адрес> по электронной почте в адрес ИП Халыгова ФИО13 направлено уведомление №-И от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости прибыть ДД.ММ.ГГГГ к 11 час. 00 мин. по адресу: <Адрес> кабинет 12 для составления протокола об административном правонарушении, которое получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие ИП Халыгова ФИО14 составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, направлен ИП ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ исх.письмо №-И (№-И).
Этим же днем направлено ИП ФИО3 направлено уведомление №-И о необходимости прибыть ДД.ММ.ГГГГ к 11 час. 00 минут по адресу: <Адрес>, кабинет 12 для оформления постановления об административном правонарушении.
Вместе с тем, в определении № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <Адрес> ФИО2 указана дата рассмотрения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 час. Копия данного определения направлена в адрес ИП ФИО3 исх.№-И.
29.08.2022 государственным инспектором труда в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, вынесено постановление №, которым ИП ФИО3 как работодатель водителя ФИО5 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Копия постановления направлена в адрес ИП Халыгова И.А.о. 29.08.2022.
Привлекая ИП Халыгова И.А.о. к административной ответственности, Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <Адрес>, исходил из наличия в действиях ИП ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, выражающегося в допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предсменных и предрейсовых медицинских осмотров водителей.
Вместе с тем обжалуемое постановление нельзя признать законными ввиду следующего.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении, а также постановление о назначении административного наказания составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол и постановление могут быть составлены только при наличии сведений о его надлежащем извещении.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Судом установлено, что ИП ФИО3 уведомлен Государственной инспекции труда в <Адрес> о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, оформлении постановления как на ДД.ММ.ГГГГ 11 час. 00 мин. так и на ДД.ММ.ГГГГ 14 час. 00 мин.
Таким образом, ИП ФИО3 был уведомлен о двух разных датах и времени рассмотрения административного правонарушения, что могло ввести его в заблуждение. Отсутствие достоверно точной информации о дате и времени рассмотрения создало препятствие для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении. В связи с чем прихожу к выводу о том, что оснований для рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении у должностного лица Государственной инспекции труда в <Адрес> не имелось, так как ИП ФИО3 оглы извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин.
Отсутствие надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении лица, привлеченного к административной ответственности, является существенным нарушением его процессуальных прав, прав на защиту.
Согласно положениям части 1 статьи 1.6 и статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным, если оно вынесено с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела является существенным, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных положениями КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3. ст. 5.27.1 названного Кодекса, составляет один год, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении он не истек (дата совершения правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ)
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, постановление подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение должностному лицу Государственной инспекции труда в <Адрес>, правомочному рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО3 Аллахверди оглы к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу Государственной инспекции труда в <Адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес>.
Судья: подпись. Манько А.В.
Копия верна.
Судья: Манько А.В.