2а-1140/2020
56RS0018-01-2020-000012-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2020 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.
при секретаре Толкачевой М.С.
с участием:
представителя административного истца - Ахмайзяновой Л.И.,
представителя административных ответчиков- Бичевник Е.В.,
представителя заинтересованного лица ООО «Оренбург Водоканал» - Горшкова П.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Оренбурга, Комитету по управлению имуществом города Оренбурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Ленинского района города Оренбурга, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с названным административным иском.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга по поручению прокуратуры г. Оренбурга проведена проверка по факту наличия бесхозяйных инженерных сетей к многоквартирным домам, не переданных на обслуживание в специализированные организации или муниципальную собственность.
В ходе проверки принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения к многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу ..., собственник не установлен.
С учетом неоднократных уточнений иска, просит:
- признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного имущества сети водоснабжения, проходящей от колодца ВК1 до стены здания, протяженностью 12 м; участка сети водоотведения от колодца КК1 до колодца КК6 через колодцы КК2, КК3, КК4, КК5, протяженностью 75,3м, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...
- обязать Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга осуществить действия для постановки на учет как бесхозяйного имущества участка сети водоснабжения, проходящей от колодца ВК1 до стены здания, протяженностью 12 м; участка сети водоотведения от колодца КК1 до колодца КК6 через колодцы КК2, КК3, КК4, КК5, протяженностью 75,3 м, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., а именно обратиться в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в государственный орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества;
- в целях обеспечения текущей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры возложить на администрацию г. Оренбурга обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу передать участок сети водоснабжения, проходящей от колодца ВК1 до стены здания, протяженностью 12 м; участка сети водоотведения от колодца КК1 до колодца КК6 через колодцы КК2, КК3, КК4, КК5, протяженностью 75,3м, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... эксплуатацию в специализированную организацию – ООО «Оренбург Водоканал» до признания права муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Ленинского района г.Оренбурга Ахмайзянова Л.И. уточненные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель административных ответчиков администрации г.Оренбурга, Комитета по управлению имуществом города Оренбурга – Бичевник Е.В., действующая на основании доверенностей в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ООО «Оренбург Водоканал» Горшков П.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против заявленных административных исковых требований.
Представители заинтересованных лиц ООО УК «Гамма», ООО ТСЖ «Терем» в судебное заседание не явились, извещались по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия предусмотрены Уставом муниципального образования «город Оренбург».
Пунктом 1 части 1 статьи 6Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Вчасти 5 статьи 8данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии состатьей 12настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 вышеуказанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Орган местного самоуправления обязан принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок N 931).
Согласно пункту 2 порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка N 931).
Порядок принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества установлен в пункте 4, и состоит в следующем: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка N 931).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга по поручению прокуратуры г.Оренбурга проведена проверка по факту наличия бесхозяйных инженерных сетей к многоквартирным домам, не переданных на обслуживание в специализированные организации или муниципальную собственность.
В ходе проверки принадлежности сети водоснабжения и водоотведения к многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу ..., собственник не установлен.
При этом материалами дела подтверждено, что многоквартирный жилой дом по адресу ... построен ООО ТСЖ «Терем» (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N от 6 марта 2008г.).
Указанный многоквартирный дом находится на обслуживании в ООО УК «Гамма». Сети водоотведения и водоснабжения застройщиком в ООО УК «Гамма» не передавались. Сведений о принятии решения о включении в состав общего имущества многоквартирного дома сетей водоснабжения и водоотведения до здания жилого дома собственниками не имеется. Оформленные границы балансовой и эксплуатационной ответственности в ООО УК «Гамма» отсутствуют.
ООО УК «Гамма» 19 сентября 2017 года обращалось в главе администрации г. Оренбурга с заявлением, в котором просило принять вышеуказанные сети в собственность муниципального образования г. Оренбурга с последующей передачей ресурсоснабжающим организациям, т.к. данные сети создают антисанитарные условия проживания граждан в случае засора.
Согласно ответу ООО «Оренбург Водоканал» вопрос о принятии сетей водоснабжения и водоотведения по адресу ... на баланс ООО «Оренбург Водоканал» не рассматривался.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что участки сети водоснабжения, проходящей от колодца ВК1 до стены здания, протяженностью 12 м, сети водоотведения от колодца КК1 до колодца КК6 через колодцы КК2, КК3, КК4, КК5, протяженностью 75,3м, к многоквартирному жилому дому, расположенного по адресу: ..., обладают признаками бесхозяйного имущества, и в ходе проверки по вопросу выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории города Оренбурга выявлены факты бездействия органа местного самоуправления.
Довод административного ответчика о том, что поскольку застройщик многоквартирного дома известен, данные сети не отвечают признакам бесхозяйного имущества и отсутствуют основания для инициирования процедуры признания их таковыми, судом признается неправомерным.
Как следует из вышеперечисленных норм закона для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной, необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
Отсутствие зарегистрированного права собственности застройщика на данные сети, отсутствие какого-либо их обслуживания застройщиком после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, свидетельствуют о незаинтересованности застройщика в данных сетях, и может быть расценен как отказ застройщика от права собственности на данные сети водоотведения и водоснабжения. Кроме того, предусмотренная законом процедура признания имущества бесхозяйным не исключает право заинтересованных лиц на их заявление в установленные законом сроки, предусмотренные ст. 225 Гражданского кодекса РФ.
Принимая во внимание, что непринятие мер по надлежащему оформлению права на бесхозяйные объекты водоснабжения и водоотведения, может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права граждан, суд соглашается с доводами административного истца о наличии бездействия со стороны административного ответчика Комитета по управлению имуществом администрации г.Оренбурга в полномочия и обязанности которого входит принятие на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры с учетом Положения «О комитете по управлению имуществом г. Оренбурга», утв. Оренбургским городским Советом 28 июня 2011года №189.
Поскольку законодателем не указаны иные участники, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, суд считает необходимым возложить данную обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных коммунальных сетей, объектов инженерной инфраструктуры на Комитет по управлению имуществом города Оренбурга.
В соответствии с положениями статьей 227 части 3 пункта 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая при этом необходимость предоставления ответчику Комитету по управлению имуществом администрации г.Оренбурга разумных сроков для решения вопроса постановке на учет бесхозяйного имущества, суд полагает необходимым установить ответчику срок для их окончания 3 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░1 ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 12 ░; ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░1 ░░ ░░░░░░░ ░░6 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░2, ░░3, ░░4, ░░5, ░░░░░░░░░░░░░░ 75,3 ░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░1 ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 12 ░; ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░1 ░░ ░░░░░░░ ░░6 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░2, ░░3, ░░4, ░░5, ░░░░░░░░░░░░░░ 75,3 ░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ... ....
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░1 ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 12 ░; ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░1 ░░ ░░░░░░░ ░░6 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░2, ░░3, ░░4, ░░5, ░░░░░░░░░░░░░░ 75,3░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1140/2020