ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-9203/2019
город Уфа 14 мая 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего А.Г. Портянова
судей О.В. Гильмановой
А.Р. Низамовой
при секретаре А.И. Хайдарове
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щипакиной Н.С. к Муниципальному унитарному предприятию Жилищно - коммунального хозяйства г. Межгорье о защите трудовых прав,
по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия Жилищно - коммунального хозяйства г. Межгорье на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гильмановой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щипакина Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье (далее - МУП ЖКХ г. Межгорье) о защите трудовых прав.
Заявленные требования мотивированы тем, что с 03 октября 2015 года по настоящее время занимает должность оператора очистных сооружений МУП ЖКХ г. Межгорье. Начисленная истцу заработная плата за период с января 2018 года меньше установленной нормы, поскольку ответчик начисляет районный коэффициент 1,7 и процентную надбавку на фактический заработок без его предварительного доведения до МРОТ. Просит суд признать право на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; обязать МУП ЖКХ г. Межгорье произвести перерасчет ее заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с января 2018 года, взыскать в ее пользу компенсацию морального ущерба в размере
5000,00 рублей.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2019 года постановлено:
«Признать за Щипакиной Н.С. право на получение заработной платы в Муниципальном унитарном предприятии жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье произвести перерасчет заработной платы Щипакиной Н.С. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с января 2018 года.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье в пользу Щипакиной ФИО11 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 900 рублей».
В апелляционной жалобе представитель МУП ЖКХ г. Межгорье просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
По смыслу положений статей 15, 16, 56 и 57 ТК РФ основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым, в частности, должны предусматриваться условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, а о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Положениями статьи 136 ТК РФ предусмотрено, что при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику: о размерах и об основаниях произведенных удержании; об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии со статьей 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В соответствии со статьей 133 названного Кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3), а согласно части 2 статьи 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Между тем часть 2 статьи 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со статьей 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденному постановлением данного министерства от 11 сентября 1995 года № 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.
Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, ТК РФ и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность как оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений статей 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в статьях 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.
По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Данная позиция изложена в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации
05 февраля 2014 года, а также в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации
26 февраля 2014 года, применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим ту же правовую природу, что и районные коэффициенты, установленные для местностей с особыми климатическими условиями.
В Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года указано, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 июля 1974 года № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» и пунктами 1 и 2 приложения 9 к названному постановлению к заработной плате работников БАМа был введен районный коэффициент 1,7 и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в
г. Белорецке-15 (ЗАТО «Межгорье»), независимо от ведомственной принадлежности, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 08 июля
1974 года № 561. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08 июля 1995 года № 687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года № 38-П, в зарплату, равную МРОТ, не включаются районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях. Оклад может быть ниже МРОТ, только если месячная зарплата без учета районного коэффициента и надбавки будет не ниже этого размера.
Согласно Перечню ЗАТО и расположенных на их территориях населенных пунктов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 года № 508 (в действующей редакции), город Межгорье имеет статус ЗАТО.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании» проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки. Меры государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защита, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 1492 на ЗАТО г. Межгорье, распространено действие Положение об обеспечении особого режима в ЗАТО, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 29 Положения об обеспечении особого режима в ЗАТО, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, предусмотрено, что на территории закрытого образования действуют зарегистрированные в установленном порядке организации - юридические лица, осуществляющие деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 июля
1974 года № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (приложение № 9) к заработной плате работникам БАМа был установлен районный коэффициент 1,7 и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно подпункта «а» пункта 20 приложения № 2 к Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ныне ЗАТО
г. Межгорье), независимо от ведомственной принадлежности были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 июля 1974 года № 561, в том числе: централизованно установлены районный коэффициент 1,7; специальный коэффициент к окладам и тарифным ставкам, равный 1,25; применяемая процентная надбавка за стаж работы в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера (10% за каждый год работы, но не более 50%).
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 08 июля 1995 года № 687 «О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в закрытое административно-территориальное образование - г. Межгорье» за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
Указанные нормативные акты, равно как и Указ Президента Российской Федерации от 08 июля 1995 года № 687, направлены на регулирование трудовых правоотношений. На момент рассмотрения спора указанные нормативные правовые акты являются действующими и подлежат применению.
Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» к районам, в которых применяется коэффициент 1,7 указано: Республика Башкортостан - г. Межгорье. А согласно пункта 20 указанного постановления, к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников выплачиваются процентные надбавки в размере до 50% (III группа территорий) относится: Республика Башкортостан - г. Межгорье.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Щипакина Н.С. состоит в трудовых отношениях с МУП ЖКХ г. Межгорье с 03 октября 2005 года по настоящее время в должности оператора очистных сооружений (л.д. №...).
Учредителем МУП ЖКХ г. Межгорье является Комитет по управлению муниципальной собственностью ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.
По условиям трудового договора, заключенного с истцом, истец принят на работу в МУП ЖКХ, которое является его основным и непосредственным местом работы, расположенном в городе Межгорье.
Во исполнение указанной нормы ответчик, заключая с истцом трудовой договор, в пункте 11 договора указал, что истцу устанавливаются выплаты районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате в размерах, установленных действующим законодательством для данного региона. В пункте 6 дополнительного соглашения указано, что на период действия настоящего трудового договора на работника распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым Кодексом Российской Федерации.
Согласно пункта 2.9 Положения об оплате и нормировании труда работников МУП ЖКХ г. Межгорье, утвержденному приказом директора МУП ЖКХ г. Межгорье от 13 апреля 2018 года № 220-1 в случае, если заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда за месяц, ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), то ему производится доплата до МРОТ. Доплата до МРОТ рассчитывается без учета районных коэффициентов (л.д. №...).
Согласно подпункту 5.9 (указан как 5.19) раздела 5 (оплата труда) коллективного договора МУП ЖКХ г. Межгорье работникам выплачиваются процентные надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера г. Межгорье: 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка (л.д. №...).
Приказом МУП ЖКХ г. Межгорье от 13 апреля 2018 года № 220-1 утверждено Положение об оплате и нормировании труда работников в новой редакции, согласно подпунктов 5.7, 5.7.1, 5.7.2 пункта 5 Положения работникам предприятия в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 и Указом Президента Российской Федерации от 08 июля 1995 года № 687 выплачиваются: районный коэффициент – 1,7; процентная надбавка «северные» – от 10 % до 50 % (л.д. №...).
Согласно пункту 5.8 раздела 5, районный коэффициент и процентная надбавка «северные» начисляются на все виды заработка: оклад (тарифная ставка), компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (в том числе на все виды премий).
Истец является работником МУП ЖКХ г. Межгорье, проживает и работает на территории ЗАТО г. Межгорье, и на него распространяется централизованно установленный районный коэффициент 1.7; специальный коэффициент к окладам и тарифным ставкам, районный 1.25, и процентная надбавка за стаж работы в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера (10% за каждый год работы, но не более 50%).
Разрешая спор суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными правовыми нормами, обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований истца к ответчику.
При этом суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от
08 июля 1974 года № 561 и от 19 июня 1978 года № 487-152 установлен районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых не только на строительстве, но и обслуживании в районе строительства объекта (то есть непроизводственных отраслей), а Указом Президента Российской Федерации от 08 июля 1995 года № 687 эта льгота сохранена, то при наличии Постановления Правительства и Указа Президента в отношении установления районного коэффициента 1,7 к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, проживающих на территории ЗАТО г. Межгорье, и льгот, как на лиц работающих и проживающих в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, на истцов распространяется действие приведенного выше специального законодательства.
Также судом первой инстанции правомерно указано, что специальное законодательство прямо определяет включение в состав заработной платы, подлежащей выплате работникам, проживающим и работающим на территории ЗАТО г.Межгорье занятым в непроизводственной отрасли районного коэффициента 1,7, специального коэффициента 1,25 и надбавки 50% работающим и проживающим в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что довод ответчика о том, что коэффициент 1,7, а также процентная надбавка 50% являются стимулирующими, а не компенсационными, в связи с чем не должны начисляться на заработную плату истца, а также, что г. Межгорье не включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года, в связи с чем отсутствуют основания для начисления и выплаты истцам заработной платы с применением районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки в размере 50% за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не могут быть приняты во внимание и положены в основу решения, поскольку, изложенные выше нормативные акты распространяют льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на работников предприятий и организаций, занятых на строительстве спецобъекта и обслуживании в районе строительства, расположенного в
г. Межгорье.
Суд установил, что истец указанным требованиям отвечает, поскольку проживает и работает на территорий ЗАТО г. Межгорье, имеет необходимый стаж работы в такой местности для начисления ему соответствующих надбавок.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны доводам, изложенным в возражениях к иску, и не могут быть приняты во внимание, поскольку судом дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, выводу суда мотивированны.
Таким образом, с постановленным по делу решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено. Постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным, оно подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от
26 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП ЖКХ г. Межгорье - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Портянов
Судьи О.В. Гильманова
А.Р. Низамова
Справка: судья К.П. Нагимова